08 декабря 2020

«Алупкинский дворец»

«Алупкинский дворец»  Эммануил Магдесиан. Начало XX в.   Холст, масло  Симферопольский художественный музей

«Алупкинский дворец»

Алупкинский дворец – жемчужина зодчества, одна из визитных карточек Южного берега Крыма. История его создания восходит к первой половине XIX века.  

Дворец строился с 1828 по 1848 годы как летняя резиденция графа Михаила Воронцова. Архитектором стал английский зодчий Эдвард Блор. Он сам не приезжал в Алупку, но хорошо изучил особенности рельефа. Руководил строительством англичанин, выписанный Воронцовым из Англии – молодой, но очень энергичный архитектор Вильям Гунт.  В облике дворца соединились английская готика и неомавританский стиль, арки с заострённым верхом, искусная резьба по камню.  

Архитектура Алупкинского дворца и красота его парка привлекали многих художников. В начале XX века южный фасад дворца пишет крымский художник Эммануил Магдесиан. Тонкий колорист, он сумел передать яркие полуденные краски, блики солнца на мраморных ступенях, простор, напоенный ароматами цветов и морским бризом. Его облик, увиденный художником с нового, не парадного ракурса, наделён необъяснимой прелестью, а обилие экзотических растений переносит зрителя в уголок райского сада.  

Основные темы творчества Магдесиана – море, крымские берега, парки и дворцы. Художника нельзя назвать прямым последователем прославленного дяди Ивана Айвазовского, в ослепительном блеске которого художник сумел не потеряться. Он много писал с натуры, его картины были итогом упорного труда и впечатлений от живой природы.  

Сейчас картина «Алупкинский дворец» находится в фондах Симферопольского художественного музея. 

  1. Одна из наиболее узнаваемых и фотографируемых деталей архитектурного ансамбля Алупкинского дворца – мраморные скульптуры львов у южного фасада дворца. Они были выполнены в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани. Знаменитые львы украсили центральную лестницу в 1848 году.
  1. Сотрудникам Алупкинского дворца удалось почти полностью сохранить первоначальный облик его парадных интерьеров. Китайский кабинет, ситцевая комната, зимний сад, голубая гостиная, парадная столовая и сегодня поражают воображение зрителей роскошью и утончённой отделкой. 
  1. Алупкинский парк, детище талантливого садовника Карла Кебаха (1799-1851), взращивался более четверти века. Его солнечные поляны, пруды и водопады, раскидистые клёны и пинии, тенистые дорожки и зелёные лабиринты являются, наряду с дворцом, памятником общегосударственного значения.

Эммануил Яковлевич Магдесиан (1857-1908) родился 23 апреля 1857 года в городке Армянский Базар (современный Армянск). Мать Магдесиана – двоюродная сестра Ивана Константиновича Айвазовского. В семье авторитет великого мариниста был велик. Он посоветовал Эммануилу заниматься живописью, подарил кисти и краски.

В 1878 году Магдесиан поступил вольнослушателем в Императорскую академию художеств в мастерскую профессора живописи Владимира Орловского. Учёба в академии продолжалась почти 14 лет. Он вернулся в Крым в 1892 году, а в 1895 г. поселился в Симферополе на Долгоруковской улице, 26 (недалеко от нынешнего здания художественного музея). В его доме была устроена первая в Симферополе частная картинная галерея, где художник представлял публике свои картины, а также имевшиеся в его коллекции произведения И. Шишкина, И. Айвазовского и других известных мастеров.

 

Текст: Александра Кугушева, кандидат культурологии