Где в этой истории быль, а где легенда? Наверное, не нужно и пытаться отделить исторические факты от вымысла. Пусть замок на вершине мыса останется красивой и грустной сказкой о любви, что когда-то вспыхнула, как последняя надежда, в сердце моложавого русского генерала в ответ на чувство грузинской княжны…
Раскалённые страсти
Здание эффектно возвышается на скалистом мысу, сложенном гранит-порфиром. Вулканическая порода образована расплавленной магмой, пытавшейся вырваться на поверхность Земли, когда та была ещё совсем юной планетой. По подсчетам специалистов, давление магмы достигало здесь тонны на квадратный сантиметр. Можно смело утверждать, что с не меньшей силой бушевали здесь и человеческие страсти…
Местность носит историческое название Ламбат (в переводе с греческого – «светильник»). Надо полагать, что в древности здесь располагался маяк, указывающий мореплавателям безопасный путь в тихую гавань.
В самом начале XIX столетия обширную территорию на побережье близ селения Кучук-Ламбат (в переводе – «малый маяк») приобрёл генерал-лейтенант Андрей Бороздин – сенатор, губернатор Тавриды. Гости называли его имение будуаром всего Крыма. Следует напомнить, что в переводе с французского будуар – «территория дома, принадлежащая женщине». Очень верное определение! Действительно, за несколько веков эта местность стала своеобразным памятником замечательным женщинам, каждая из которых внесла частицу своей души в создание неповторимой ауры Кучук-Ламбата.
В парке можно найти уникальный памятник средневековья – родник, украшенный мраморной плитой. Надпись на старом армянском языке рассказывает о безграничном горе отца, потерявшего любимую дочь. Неумолимое время скрыло от нас и имя девушки, и обстоятельства её смерти. Но удивительно, что источник существует и поныне. И хочется вспомнить бессмертные слова Пушкина, обращённые к Фонтану слёз: «Фонтан любви, фонтан живой…».
Кучук-ламбатская усадьба помнит немало любовных драм, хранит множество сердечных тайн. Одна из них, несомненно, связана с 20-летним Сашей Пушкиным, с его загадочной «крымской любовью». Вряд ли мы когда-либо узнаем её имя. Это могла быть 16-летняя Мария, дочь Андрея Бороздина, хозяина имения. Но важно другое: природа Тавриды, подчёркивающая красоту девушки, зажгла в душе юного поэта искру творчества. А воплотил поэтический образ художник Иван Айвазовский, создавший полотно «Пушкин с семьей Раевских у Кучук-Ламбата». Известно, что картина написана по рассказам Николая Раевского-младшего, в обществе которого Пушкин путешествовал по Крыму в 1820 году.
Судьба Марии
В том же году в жизни Марии Бороздиной произошло событие, полностью изменившее её судьбу. Девушка познакомилась с Иосифом Поджио. Итальянец по происхождению, русский офицер Поджио был старше Марии, к тому же вдовцом, на руках которого осталось четверо детей…
Они тайно встречались 5 лет. Брак был заключён в 1825 году без родительского благословения, а следовательно, без приданого. А в декабре случилось восстание на Сенатской площади.
В своих показаниях на следствии Поджио признался, что вступил в тайное общество только потому, что был влюблён в Марию и боялся быть лишённым возможности видеться с нею.
Поджио упрятали в одиночную камеру Шлиссельбурга. Ничего не зная о судьбе мужа, Мария безуспешно искала его несколько лет. По легенде, Андрей Бороздин сказал дочери, что Поджио находится в крепости, где может умереть. Однако Мария может облегчить его участь: как только она разведётся с Иосифом, его отправят на поселение в Сибирь. Чтобы спасти любимого человека, Мария была вынуждена принять это условие.
В 1834 году она вышла замуж за уважаемого человека, князя Александра Гагарина, адъютанта Воронцова. Однако их единственный сын вскоре умер. Все эти горести подорвали здоровье Марии. Незадолго до смерти она передала мужу имение Кучук-Ламбат в полное управление и распоряжение и попросила похоронить себя в семейном склепе, где уже покоился Андрей Бороздин.
Миссия Тассо
Вскоре князь Гагарин получил назначение в Грузию, на должность губернатора Кутаиса. Это было неспокойное время для Кавказа. Набеги турок сменялись междоусобными распрями местной элиты. Но жизнь продолжалась даже меж двух огней. Вскоре Александр Иванович познакомился с княжной Анастасией Орбелиани, представительницей древнего грузинского рода. Сострадание и нежность Тассо помогли вдовцу преодолеть горе и создать новую семью. Чета Гагариных мечтала о том, что наступит долгожданный мир, и они отправятся в благословенную Тавриду и построят в Кучук-Ламбате красивый дворец…
Однако недолго длилось семейное счастье. Спустя четыре года, в 1857 году, Гагарин был убит одним из местных князьков.
Анастасия Гагарина переехала в Крым в имение Кучук-Ламбат, любовно возрождённое покойным мужем. Здесь она прожила полвека, обуреваемая надеждой воплотить в жизнь мечту своего мужа. Но только на склоне лет, в самом начале XX столетия, ей удалось реализовать свой замысел.
Архитектор Николай Краснов создал великолепный ансамбль, вписав в природную красоту обрывистого мыса над морем осенённые старыми кипарисами дворец и домовую церковь, возведённую во имя святого Александра Невского, небесного покровителя князя Александра Гагарина.
В 1907 году дворец был построен. Говорят, что Анастасия ушла из жизни в тот день, когда все строительные работы завершились: она исполнила свою миссию на земле. Похоронили княгиню в склепе при церкви, где уже покоились прежние хозяева имения – Андрей Бороздин и его дочь Мария. Храм сложен из массивных блоков местного камня – порфирита, имеет необычную для православных церквей восьмигранную форму. Интересны лики святых, выполненные мозаикой.
Дворец своим видом напоминает замок, воспетый в балладах о доблестных рыцарях. Анастасия не жалела средств, заказывая облицовочную плитку и мрамор для лестниц в Италии, огромные оконные стёкла во Франции, черепицу в Германии. Для кладки стен использовался местный песчаник серого цвета, который эффектно сочетается с жёлто-охристой метлахской плиткой и вечнозелёными кипарисами, окружающими дом. Над входом сохранился герб князей Гагариных. Геральдический щит поддерживают две фигуры рыцарей, под ним надпись на латыни: «В древности – сила».
Последней хозяйкой имения стала племянница Анастасии Елена Тархан-Моурави. Ей пришлось пережить революционные события и Гражданскую войну. По счастью, советская власть не вышвырнула престарелую хозяйку из дома. Ей выделили две комнаты, где она мирно дожила свой век, составляя каталог богатой библиотеки, которую подарила созданному на базе имения санаторию. В этом статусе замечательный памятник архитектуры и истории пребывает по сей день.
Несколько лет назад площадь перед замком украсила скульптура «Памяти любви». Задумчивая девушка с прижатой к груди розой, символом красоты, любви и верности, олицетворяет хозяек этого дворца – Марию, Анастасию и Елену.