04 декабря 2018

Восточная жемчужина на феодосийском побережье

Восточная жемчужина на феодосийском побережье

  «Самое любимое историческое здание в Феодосии… Кажется, что находишься в Стамбуле или Марракеше» – вот лишь небольшая коллекция высказываний тех, кто побывал в этом удивительном дворце. И хотя исторически за ним закрепилось название «дача», но всё же это один из самых красивых дворцов восточного Крыма – дача Стамболи, жемчужина на феодосийском берегу.

Приехавший из Стамбула Растиражированная на открытках и страницах путеводителей, дача Стамболи давно стала одной из визитных карточек Феодосии. При этом и о самой даче, и о её бывшем хозяине представление у большинства из нас весьма смутное – знаем, что это был богатый человек, не то турок, не то итальянец. В переводе фамилия Стамболи означает «приехавший из Стамбула», однако её носители были вовсе не турками, а караимами. Основатель династии Иосиф (Осип) Стамболи, предки которого эмигрировали в Турцию после присоединения Крыма к России в 1783 году, возвратился на полуостров в начале XIX века. Считается, что на родину предков он вернулся в поисках невесты. Караимам их религия предписывала вступать в брак только с единоверцами. Большое значение уделялось также этническому происхождению и социальному статусу, словом, найти в Турции невесту, отвечающую всем этим требованиям, было трудно.                                                                                                                                      Иосиф Вениаминович Стамболи В Феодосии, где Иосиф обрел пристанище, к нему приклеилось прозвище Стамболи – по-караимски «приехавший из Стамбула». Здесь он обзавёлся семьей, и одному из его сыновей, Вениамину, суждено было сделать фамилию Стамболи известной далеко за пределами родного города. Легенда гласит, что, ещё будучи мальчишкой, Вениамин продавал махорку портовым грузчикам. На смену махорке пришёл табак, а на смену шумному порту – центр Феодосии, улица Итальянская. Здесь у Стамболи был столик, за которым он торговал своим душистым товаром. И здесь же, на Итальянской, в 1861 году появилась табачная фабрика Вениамина Стамболи. Основав в Крыму первое и самое мощное из подобных предприятий (а до революции на полуострове работало 10 табачных фабрик, в одной только Феодосии их было три), Стамболи со временем открыл свои представительства во многих европейских городах.                                                                                                                 Дача Стамболи, дореволюционная фотооткрытка В Бомбее, Генуе и Феодосии Рекламные объявления конца XIX века призывали господ курящих испробовать замечательный южный табак Стамболи и убедиться в высоком его достоинстве. И это были не пустые слова – продукция фабрики дважды награждалась золотой медалью на международной выставке в Париже (в 1895 и 1900 годах). То было время расцвета предприятия – сырьё для фабрики везли пароходами из Японии, Китая, Индии, а табак и папиросы Стамболи расходились чуть ли не по всему миру. О том, каков был оборот товара, о прибыльности предприятия свидетельствует следующий факт: Вениамин Стамболи намеревался построить для троих своих сыновей три дачи-дворца: в Бомбее, Генуе и Феодосии. Но в 1897 году Вениамин Стамболи умер, фабрика перешла к его младшему сыну Иосифу. И он смог отчасти воплотить мечту отца – в 1909 году начал строительство своего собственного феодосийского дворца на Екатерининском проспекте. В конце XIX – начале XX века весь этот проспект, протянувшийся вдоль моря и железной дороги, как писали путеводители, был застроен «великолепными дачами феодосийских богачей». Стамболи пригласил известного петербургского архитектора Оскара Вегенера. (Вегенер приехал в Крым в 1893 году в качестве помощника петербургского зодчего Максимилиана Месмахера при сооружении дворца Александра III в Массандре, затем проектировал дворец Кокорева в Мухолатке.) Для Стамболи Вегенер построил здание в так называемом мавританском стиле, с мраморными фонтанами, зимним садом, изящными минаретами, придающими дому восточный колорит. Во дворе был большой сад, отдельно стоял домик, где жил садовник с семьеё. На первом этаже особняка располагались гостевые залы с удивительной красоты каминами. Левое крыло здания занимали вспомогательные помещения: кухня, прачечная, гладильная. На втором этаже были личные покои и детские комнаты. Во внутреннем дворе стоял фонтан с фигурками двух амуров – считается, что скульптор придал ангелочкам портретное сходство с маленькими дочерями Стамболи – Лидой и Верой. А сам особняк, законченный в 1914 году, стал подарком Иосифа Стамболи жене Рахили Ильиничне. К слову, весьма дорогим подарком: строительство дачи обошлось в 1 миллион 100 тысяч рублей золотом.                                                                                                                                    Один из каминов дачи Стамболи Дача Стамболи в довоенный период побывала в том числе и санаторием им.тов.Фина Ночной кошмар Однако пожить во дворце семье удалось недолго. Всего два года спустя, предчувствуя близящиеся перемены, Стамболи продал фабрику и вместе с женой и детьми уехал в Турцию. По некоторым данным, из Турции Стамболи переехал во Францию и в конце жизни стал там владельцем небольшого бакалейного магазина, открыть который ему помогло караимское общество. Ну а особняк Стамболи остался в Феодосии и встретил революцию. «Екатерининская набережная с её дворцами в стиле турецких бань, публичных домов и лимонадных киосков представляет совершенно законченный «музей дурного вкуса». Большевики и анархисты, в руках которых Феодосия побывала дважды, не захотели оказать ей единственной услуги, на которую были способны: они не взорвали этих вилл», – как ни парадоксально, но эти категоричные слова принадлежат Максимилиану Волошину, это цитата из его статьи «Искусство в Феодосии», написанной в конце 1919 – начале 1920 года. И хотя дворцы, вопреки страстному желанию поэта, уцелели, их дальнейшая судьба складывалась непросто. «Феодосия жила особой жизнью. Там была большевистская власть, но её вовсе не признавали солдаты кавказских полков, которые десятками тысяч возвращались с Кавказа на родину и заставляли трепетать не только феодосийские власти, но и грозный Севастополь. В Феодосии солдаты расположились как у себя дома, заняв роскошные дачи на берегу. Я помню, как из дивной дачи Стамболи выносили изящную мебель красного дерева, тут же ломали и жгли на кострах, где варили себе еду в котелках», – описывал революционную Феодосию в мемуарах «В Крыму» очевидец событий полковник царской армии Николай Кришевский. В 1920-м году в даче Стамболи разместился штаб «чрезвычайки» – по ночам на её двор сгоняли пленных белогвардейцев и подозрительных лиц, отсюда их вели на расстрел…                                                                                                             Дача Стамболи во время Великой Отечественной войны «В глубине большого двора мы увидели импозантное здание в строго восточном стиле. Там же толпилась пара сотен людей, и через открытые настежь ворота прибывали всё новые. Время шло, и двор почти заполнился людьми, когда неожиданно раздался резкий свисток: тотчас ворота захлопнулись, из стоявшего поодаль флигеля выбежали несколько десятков красноармейцев с примкнутыми штыками; двери дачи распахнулись, и с десяток матросов выкатили на широкое крыльцо два «максима». Громовая команда «смир-р-но!» заставила нас привычно вытянуться и замереть. Так начался отбор «чистых» и «нечистых». Сортировка продолжалась долго. К этому времени прибыла ещё из Феодосии рота красноармейцев, окружила «левых» – выстроившихся в колонну по четыре в ряд, и нас погнали обратно к городу, теперь уже окружённых цепью конвоя. Достигнув сквера возле Генуэзской башни, колонна остановилась, и нам приказали войти внутрь и не высовываться», – автору этих воспоминаний корнету Эдлербергу удалось сбежать. Остальные были расстреляны. Уцелевшая среди руин Весной 1921 года в особняке открылся первый в городе санаторий на 100 коек – конечно, он носил имя Ленина. Во время фашисткой оккупации дача Стамболи превратилась в немецкий госпиталь. Умерших в нём хоронили на кладбище, которое оборудовали сразу за оградой особняка. (В 2003 году останки немецких солдат перезахоронили на кладбище у села Гончарного.) Говорят, что во время Первой мировой дача Стамболи спасла город от обстрела. Турецкий военный корабль подошел к Феодосии и навел орудия, но стрелять так и не стал: на берегу турки увидели минареты дачи Стамболи, приняли её за мечеть – и ушли. За добро – добром, и во время Великой Отечественной войны древний город каким-то непостижимым образом уберёг и спас свою защитницу – дачу Стамболи. К концу войны Феодосия была почти полностью разрушена. И только дача Стамболи волшебным образом стояла среди руин и воронок целая и невредимая, даже её стекла и витражи не пострадали. После войны в здании дачи был пионерлагерь, потом санаторий. А в 1970-1980-х здесь размещался Республиканский психоневрологический терапевтический центр под руководством знаменитого феодосийского врача-нарколога Александра Довженко, разработавшего особую методику лечения от алкоголизма и наркомании. Во дворец табачного магната ехали пациенты со всего Советского Союза, кстати, лечились здесь в том числе и от табачной зависимости – такая вот ирония истории. Как добраться Летом 2013 года стараниями сотрудников Черноморского центра подводных исследований на даче Стамболи был открыт музей подводной археологии. Его экспонаты – это поднятые с глубин Чёрного моря античные якоря, фрагменты древних глиняных амфор, корабельные клады, рынды, штурвалы, ядра, мушкеты, документы, листы из бортовых журналов, медицинские сосуды и другие предметы, находившиеся на затонувших судах. И теперь тут регулярно проводятся сразу две интереснейшие экскурсии – по музею подводной археологии и самому дворцу. Работает музей с 10.00 до 17.05, выходные: понедельник, вторник. Адрес дачи Стамболи: г. Феодосия, пр. Айвазовского, 47а. Телефон +7(978) 086-13-25. Как добраться до дачи Стамболи от феодосийской автостанции: сесть на автобус №2 или №4, доехать до остановки «Ул. Листовничей», спуститься по ул. Дмитрия Ульянова и на её пересечении с проспектом Айвазовского повернуть направо – дача находится фактически на углу улицы и проспекта.        

Текст: Татьяна Шевченко