photo 2020 11 24 13 59 50 e1606216364319 1

Константин Богаевский, 1941 год  Холст, масло   Симферопольский художественный музей  

Текст: Александра Кугушева, кандидат культурологии  

Вечер у моря

Крымский музей  
Константин Богаевский, 1941 год  Холст, масло   Симферопольский художественный музей  

На протяжении всей жизни Константин Богаевский развивает тему героического пейзажа. Художник создаёт яркий образ крымской природы, соединяя в своих картинах каменистые берега Понта Эвксинского (Гостеприимного моря), холмы и скалы, где каждый камень — свидетель богатой истории этой земли.  

Для монументального полотна «Вечер у моря», как и для работ 1930-1940-х годов в целом, характерно использование цветовой гаммы, присущей природе восточного побережья Крыма. Художнику удалось создать удивительно цельный, глубоко реалистичный образ крымской природы, увиденной им через призму многовековой истории и культуры полуострова.  

Детали картины: 

  1. Искусствовед Роза Дмитриевна Бащенко (1929-2018): «Богаевский умел мастерски писать небо. Оно всегда живёт в его работах своей прозрачностью воздуха, движением облаков, то тяжелых и тёмных, обильных влагой, то лёгких и невесомых, медленно тающих в вышине».
  1. Кара-Даг («Черная гора») — горно-вулканический массив в феодосийском регионе Крыма, на берегу Чёрного моря.

Константин Паустовский, «Воспоминание о Крыме»:  

Мы подходили к берегам, расцвеченным сухими и резкими красками крымской земли. Уже пылали огнем виноградники, уже видны были покрытые снегом вершины Чатыр-Дага и Ай-Петри, и над ними, как дым, струились к зениту и таяли облака. А море несло к подножию каменных мысов розовую утреннюю пену и шумело сонно и заунывно, — так же,  как и  сотни  и тысячи лет. 

Пейзаж «Вечер у моря» 1941 года отмечен зрелым мастерством.  Константин Богаевский изобразил пологий берег с деревьями, от их пышных крон на каменистую землю ложатся длинные тени. На дальнем плане видны скалы Кара-Дага, расцвеченные закатными лучами. Подчиняясь общему замыслу композиции, морские волны устремляются к берегу в торжественном ритме. Образ монументальности и величия природы завершают розовые облака, клубящиеся в вечернем небе.  

Автор добивается тонкого цветового перехода от одного плана к другому. Преобладает охристо-фиолетовый тон, свойственный полотнам позднего периода. 

Константин Богаевский:  

Я пришёл в своём творчестве от героики исторического пейзажа и пустынности киммерийских гор к героике наших дней, воплощённой человеческим трудом в грандиозные бетонные сооружения плотины Днепростроя или в стройные узорчатые вышки нефтяных промыслов. 

Справка о художнике: 

Константин Фёдорович Богаевский (1872-1943) — крымский живописец, уроженец Феодосии. Учился рисовать у Адольфа Ивановича Фесслера (1826-1885), в мастерской великого мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900).  

В 1891 г. поступил в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге, обучался у мастера света Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910). С 1900 г. участвовал в художественных выставках в Санкт-Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене (Сецессион), Париже и Москве.  

Своё творчество Богаевский посвятил Восточному Крыму — Киммерии, писал исторические пейзажи. В 1910 г. вышла книга стихов Максимилиана  Волошина «Годы странствий» с иллюстрациями Богаевского. Они совместно создали художественно-поэтический образ Восточного Крыма — «печальной земли Киммерии».