15 октября 2022

«Плоды совхоза Коктебель»: жизнь и творчество Николая Барсамова в Крыму

«Плоды совхоза Коктебель»: жизнь и творчество Николая Барсамова в Крыму

Николай Барсамов, 1958 г., холст, масло, Симферопольский художественный музей

Феодосия – курортный и портовый город с многовековой историей. Силуэт башни Святого Константина, блеск морского залива в лунную ночь – они знакомы каждому русскому человеку с тех пор, как впервые были перенесены на полотна талантливых феодосийских художников XIX века. Об этом эффекте пишет видный советский учёный Иван Михайлович Саркизов-Серазини (1887-1964): «Никому не известная Феодосия долгие годы привлекает к себе внимание художников России, коллекционеров Европы, историков искусства и крупнейших музеев».

Ежегодно в Феодосию приезжают ценители искусства, чтобы посетить картинную галерею имени великого русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900). История галереи в XX столетии неотрывно связана с судьбой видного крымского музейного деятеля, художника и искусствоведа Николая Барсамова. Он был назначен директором галереи в 1923 году и отдал служению искусству более 50 лет. В 1926 году был издан первый в советское время альбом-брошюра «И.К. Айвазовский и Феодосийская галерея». В предисловии Барсамов пишет: «Мы твёрдо верим, что настанет пора, когда вновь будет открыт и оценён в полной мере этот художник». Был издан путеводитель по галерее, налажена экскурсионная и научная работа. Барсамов изучает творчество Лагорио, Фесслера, Богаевского, Волошина, Латри, в разные годы публикует научные исследования их биографий и художественного наследия.

Во время Великой Отечественной войны героическими усилиями Николая Степановича и его супруги Софьи Александровны, главного хранителя фондов галереи, бесценная коллекция произведений Айвазовского была вывезена в Ереван и в ноябре 1944 года возвращена в Крым.

Не оставляя ни на один день руководство галереей и научную работу, Барсамов продолжает заниматься живописью. Художественный талант и темперамент наиболее полно раскрываются в натюрмортах с дарами крымской земли. Работа «Плоды совхоза Коктебель» (1958) стала настоящим гимном виноградникам Восточного Крыма: тяжёлые грозди винограда нескольких сортов оттеняют бархатистую кожицу персиков, матовую поверхность глиняного кувшина. В качестве фона использована ткань насыщенного красного цвета, переливающегося рубиновыми и винными оттенками. Игра фактур позволяет насладиться  материальностью  каждого предмета.

Николай Степанович Барсамов  (1892-1976) – крымский художник, искусствовед,  музейный деятель. Родился в Тифлисе в семье банковского служащего. Окончил Ростовскую рисовальную школу (1913), несколько месяцев занимался в московской школе-студии И.И. Машкова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, К. А. Коровина (1913-1917). В 1917 г. преподавал рисование в школе в г. Изюме (Харьковская обл.), был назначен заведующим отделом искусств от Изюмского исполкома. В 1919 г. отправился добровольцем на фронт, служил связистом в артиллерийской дивизии. Заболев тифом, отправился в эвакуацию в Самару; преподавал в студии при заводском рабочем клубе. В 1920 г. с супругой Софьей Александровной переехал в Челябинскую обл., на Брединские угольные копи, служил чертежником и рабочим на разведках графита. В 1922 г. переехал с семьёй в Москву,  работал художником-ретушёром по фототипии на печатной фабрике Гознака.

В 1923 г. по приглашению родственников Барсамов приехал в Феодосию, работал художником в Детском городке, получил предложение возглавить Феодосийскую картинную галерею им. И.К. Айвазовского (директор с 1923 по 1962 г., научный консультант с 1962 по 1976 г.). Преподавал в феодосийской художественной школе (1925-1962), учитель Петра Столяренко, Владимира Соколова, Степана Мамчича, Николая Шорина.

Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», почётный гражданин Феодосии (1962), заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1969).

  1. Виноградарство пришло на крымскую землю в глубокой древности. Изображение виноградной лозы появляется на монетах Боспорского царства, в IV веке до н.э. на полуострове распространяется культ бога Диониса.
  2. Барсамов преклонялся перед творчеством Яна Вермеера, Франсиско Сурбарана, Жан-Батиста Симеона Шардена, но ни один из его натюрмортов не носит следов заимствования. Барсамов сказал однажды: «Я не умею подражать!»
Текст: Александра Кугушева