07 апреля 2021

Острова белых стай

Острова белых стай

Крым, территория которого всего в полтора раза больше Ладожского озера, кажется исхоженным туристами вдоль и поперек. Тем более удивительно узнавать, что есть на полуострове уголки, куда человеку вход заказан, где он не царь природы. Одно из таких мест  заповедные Лебяжьи островаДом для редких и «гостиница» для экзотических птиц. «Крымский журнал» побывал в одном из самых старых и неприступных заповедников полуострова.

Надежда на спасение

Чуть к северу от мыса Тарханкут, за Бакальской косой в Каркинитском заливе расположились шесть небольших островков. Уже 74 года этот архипелаг имеет заповедный статус, и полвека его охраняет международная Рамсарская конвенция.   

Здесь нет экологических троп и туристов. Только учёные и редкие фотографы, снимающие дикую во всех смыслах природу. Это неслучайно. Несмотря на сравнительно скромную территорию – всего 96,1 км² (почти в 434 раза меньше площади самого большого российского заповедника – Большого Арктического на Таймыре), заказник даёт последнюю надежду на выживание 53 краснокнижным видам пернатых. 14 из них занесены Международную красную книгу (краснозубая казарка, дупель, коростель, стрепет, орлан-белохвост, большой подорлик, могильник, белоглазая чернеть, степной лунь, тонкоклювый кроншнеп, дрофа, степная пустельга, кудрявый пеликан). По разным оценкам, представителей каждого вида в мире осталось меньше тысячи особей, некоторых менее 500.Ещё в конце XIX в. немецкий учёный Браулер наблюдал на островах огромную колонию лебедей, поэтому и дал им соответствующее название. Позднее выяснилось, что архипелаг лежит на пути ежегодных миграций многих перелётных птиц. За семь десятилетий учёные-орнитологи насчитали 266 видов пернатых, представители которых хоть однажды да появлялись на Лебяжьих островах. 230 видов живут или навещают их на постоянной основе. Здесь останавливаются «перевести дух» по дороге в Африку, Европу, Азию стаи из тысяч туруханов, улитов, крачек, белолобых и серых гусей, ласточек, жаворонков, дроздов, скворцов. Только уток 30 видов, а куликов и того больше – 48, заглядывают пеликаны и даже фламинго.  

– В сентябре-октябре в разгар пролёта можно увидеть до 30 тысяч птиц одновременно, – рассказала «Крымскому журналу» старший научный сотрудник ГПЗ «Лебяжьи острова» (ФГБУ «Заповедный Крым») Наталья Тарина. 

В 4050-х годах прошлого века пеликаны ещё гнездились отдельными и смешанными колониями в низовьях больших рек, впадающих в Чёрное, Азовское и Каспийское моря, а также на Аральском море. Сегодня большая часть этих колоний исчезла.

Предки пеликанов появились на Земле 40-50 миллионов лет назад. С тех пор эти пернатые совсем не изменились. Они способны взлететь на высоту до трёх километров. А в клюве птицы может поместиться три средних ведра рыбы. Лебединое море 

Лебяжьи острова оправдывают своё название и спустя почти полтора века. На зимовку здесь остаются до 5 тысяч сибирских лебедей-шипунов и лебедей-кликунов – красавцев- «блондинов» с ярко-жёлтыми клювами. Традиционно их путь лежал в Турцию и Северную Африку, а Крым служил всего лишь «базой отдыха». Шутка ли, пролететь более 3,5 тысячи километров без передышки. К примеру, от Кандалакшских тундр до солёных озёр Туниса по прямой более 3600 км. Оставались на полуострове старые, больные, ослабленные долгим перелётом птицы. Постепенно к ним присоединились и здоровые, решившие, что Крым и есть тёплые края. Меняющийся климат служит тому подтверждением – залив практически не замерзает, а если это и случается, как во время визита корреспондента и фотографа «Крымского журнала», то всегда остаются большие полыньи. Кстати, обледеневшая береговая зона – дополнительная защита от навязчивого внимания редких гостей. 

Лебедь-кликун в гостях у шипунов.

Летом острова вновь превращаются в царство лебедей. Тело грациозной птицы покрывают 25 тысяч перьев. Это рекорд среди пернатых. Во время сезонной линьки птицы теряют значительную часть оперения и некоторое время не могут летать. Поэтому ищут безопасное место на этот период. Закрытые для людей Лебяжьи острова и акватория мелководного Каркинитского залива (площадь орнитологического заказника более 27 га), поросшего травой, – отличный вариант.

Обыкновенная экзотика 

Это кажется невероятным, но на архипелаге можно увидеть даже пеликанов, причём сразу двух видов – розового и кудрявого. Интересно, что ещё 70 лет назад встретить их на мелководьях Каркинитского залива было обычным делом.  

Заказник даёт последнюю надежду на выживание 53 краснокнижным видам пернатых. 14 из них занесены Международную красную книгу.

– Кудрявые пеликаны бывают не каждый год. В прошлом году видела их штук 16. А розовые прилетают ежегодно. Пока шла днепровская вода, летом розовых пеликанов было до 2,5 тысячи особей. Даже пытались гнездится у нас на островах. Сейчас максимальное количество, которое вижу за лето, 300 птиц, – отметила научный сотрудник.Орнитологи рассказывают, что пеликаны поистине удивительные птицы. Они самые крупные из пернатых, размах крыльев у них 5 метров. По словам Натальи Тариной, которая за 50 лет работы в заповеднике наблюдала их десятки раз, каждая новая встреча всё равно вызывает восторг. 

9612 гектаров — площадь Лебяжьих островов.

Залетают в Крым и розовые фламинго. Но они более редкие гости, нежели пеликаны. Птицы гнездятся на берегах Средиземного моря, в Африке, Западной и Средней Азии. Несколько лет тому назад они облюбовали озеро Сиваш. Экзотических птиц наблюдают в Восточном и Западном Крыму, в районе Феодосии, Евпатории и Межводного.Крымский фотограф Сергей Шкапуро часто бывает в окрестностях Лебяжьих островов. Говорит, место это уникальное – и по биоразнообразию, и по энергетике. 

– Колпицу в Крыму я видел только в единственном месте – здесь. Фото этой краснокнижной птицы считаю своей профессиональной удачей и гордостью. Но мои любимые пернатые – луговые тиркушки. Невероятно динамичные и живые птицы. Снимать их можно бесконечно, – рассказал фотограф.

Текст: Галия Шакирова