01 сентября 2023

Встречай, учи и снова расставайся: лёгок ли учительский труд и каким должен быть настоящий педагог

Встречай, учи и снова расставайся: лёгок ли учительский труд и каким должен быть настоящий педагог

Фото: Евгений Летов, Наталья Сомова, архивы героинь публикаций

Ещё одно лето пролетело незаметно, школьники и студенты возвращаются в классы и аудитории к своим педагогам. И снова понесётся круговерть: уроки, домашние задания, проверки контрольных и диктантов, поиск новых идей. Лёгок ли учительский труд? Конечно, нет. Но в некоторых семьях он становится настоящим призванием.

Когда мы только задумали написать статью о педагогических династиях Крыма, не ожидали, что их окажется так много. В некоторых семьях суммарный стаж насчитывает сотни лет! В одном материале невозможно рассказать обо всех учителях. Но мы хотим немного приоткрыть для вас этот мир.

Учитель младших классов должен знать всё

Суммарный педагогический стаж членов семьи Светланы Соболевой преодолел отметку в 250 лет. Педагогами были и дедушка с бабушкой по папиной линии, и родная сестра отца, и родители – Наталья Николаевна и Олег Серафимович Ростовцевы.

– Дед всю жизнь преподавал в профтехучилище в Ельце, кроме тех лет, когда воевал на фронте. Бабушка – учитель начальных классов. Отец пошёл по их стопам: окончив пединститут, попал по распределению в Крым, работал учителем немецкого языка в Зуйской школе, потом директором в Новожиловской средней школе, – рассказывает Светлана.

С 1976 года Олег Серафимович Ростовцев на протяжении десяти лет руководил Зуйской школой (тогда она была единственной, а сейчас это школа №1); потом в ней же до пенсии был завучем. И жену педагог выбрал себе под стать – Наталья Николаевна всю жизнь проработала учителем русского языка и литературы, причём все в той же школе в Зуе.

Серафим Сергеевич и Зинаида Семёновна Ростовцевы

 

Учитель младших классов…

Должен знать всё: и биологию, и географию, и физику… Мы должны ответить на любой детский вопрос, а если ты сам не разбираешься в теме, ни за что не сможешь объяснить так, чтобы ребёнку было понятно и интересно.

– Ребёнок, который растёт в семье двух педагогов, родителей практически не видит, разве что во время отпуска. Мама с папой дневали и ночевали на работе. Мне приходилось особенно сложно: это сейчас наша школа под номером один, а в моём детстве она была единственной в посёлке. Учиться в школе, где мама – педагог, а папа – директор, очень трудно. Всегда в первых рядах, всегда в числе лучших, чтобы не уронить честь семьи, не подвести родителей… И несмотря на всё это, я умудрилась влюбиться в профессию учителя и в педагогический вуз поступала осознанно. Вот только когда мои дети пошли в школу, я сделала всё, чтобы не преподавать у них, – смеётся педагог.

Наталья Николаевна и Олег Серафимович Ростовцевы

Детей надо…

Просто любить. Не терпеть, не приходить на уроки, чтобы отбыть положенные часы, а хотеть чему-то научить ребят. И тогда они чувствуют: даже если учитель ругает, то за дело, потому что переживает, а не потому, что настроение плохое.

Наша героиня не просто продолжила династию, но и работает всю жизнь учителем начальных классов всё в той же Зуйской средней школе №1. За тридцать с лишним лет повидала всякое, но в профессии не разочаровалась.

– Когда я только пришла в школу, родители моих учеников были намного старше меня, но при этом слушались беспрекословно: как учитель скажет – так и будет. Современные родители иные: более подкованные, продвинутые. Но мне всегда удавалось найти с ними контакт. Меняются и дети, но тут дело не только во времени: каждый новый набор – это новые ребята, новые маленькие личности. И надо искать к ним подход, придумывать что-то особенное, не повторяться, – считает Светлана Соболева.

Если бы я вернулась в прошлое, я бы посоветовала себе… Быть более уверенной в своих силах. Дорогу осилит идущий, это правда. Неуверенность очень мешала мне, когда я только начинала свой путь.

Думала, временно, а оказалось – на всю жизнь

В семье Людмилы Говоровой, учителя-дефектолога Симферопольской специальной школы-интерната №2, уже три поколения посвятили себя педагогике. Её бабушка, Екатерина Андреевна Товянская, всю жизнь проработала учителем начальных классов в Томске. Мама, Ираида Ивановна, сначала преподавала английский язык в Томском государственном педагогическом институте, а после переезда в Крым устроилась в Симферопольский государственный институт. Его же, кстати, в своё время окончила и Людмила Говорова.

– К сожалению, бабушку я помню плохо, она умерла вскоре после моего рождения. Затем родители переехали на полуостров, здесь тогда требовались кадры. Мама всю жизнь преподавала, и я росла, наблюдая, с какой самоотдачей она работает. Может показаться, что учитель после уроков или лекций приходит домой и отдыхает, но это не так: мама постоянно была чем-то занята, пополняла свой словарь, писала научные работы, готовилась к занятиям… И мне это казалось естественным, правильным, – вспоминает Людмила Евгеньевна.

Екатерина Андреевна Товянская, г. Томск

 

Учительская стезя – это…

Не сфера услуг. Было время, когда к нам относились именно так. Никакого уважения, сплошные требования. К счастью, сейчас понемногу восстанавливается понимание, что педагог не обслуживает, он работает не только с умами, но и с сердцами детей.

Окончив школу, она поступила в педагогический вуз, на факультет романо-германской филологии. В отличие от мамы, выбрала французский язык – красивый, певучий. Вот только в те времена в симферопольских школах французский был редкостью, и устроиться по специальности не получилось. Так Людмила Говорова попала в школу для глухих детей. Думала, временно, а оказалось, на всю жизнь. Начинала воспитателем, потом получила второе высшее в Ленинградском госуниверситете, став квалифицированным сурдопедагогом. Вела начальные классы, преподавала русский язык и литературу, а сейчас работает с детьми индивидуально как дефектолог, логопед, сурдопедагог.

– Работа учителя не из лёгких. Если говорить о нашей школе, то мы берём детей, которые фактически не говорят, и помогаем им адаптироваться, учим понимать, читать, говорить. Не могу сказать, что с детства мечтала стать учителем, даже как-то не задумывалась об этом. Но раз за столько лет не разочаровалась в своём выборе, значит, он был правильным. У меня и муж – преподаватель, всю жизнь в университете работает. Как-то так получается, что у нас все связаны с педагогикой, – смеётся Людмила Евгеньевна.

Если бы я вернулась в прошлое… Я бы всё равно стала педагогом.

Искусство баланса

Юлия Пигарина, учитель ИЗО и технологии Феодосийской санаторной школы-интерната, представляет уже четвёртое поколение учителей. В семейной копилке стажа её вклад пока самый маленький – всего 13 лет из почти 300! Но это только начало, ведь Юлия не сомневается, что выбрала профессию правильно, и с честью продолжает славное дело.

– Родоначальник нашей педагогической династии – Прасковья Антоновна Радишевская, которая работала учителем начальных классов в биробиджанской школе №6. Там же, в Биробиджане, на Дальнем Востоке, познакомились мои бабушки: Жанна Петровна и Галина Макаровна. Они дружили семьями, и почти одновременно в одной семье родился сын Александр, в другой дочь Нина. Вскоре после рождения детей друзья разъехались и потеряли связь: семья отца перебралась в Крым, мамы – на Донбасс. Но спустя много лет родители поступили в один вуз – Харьковский художественно-промышленный институт, познакомились и полюбили друг друга. Так две семьи воссоединились. И мы с мужем, кстати, тоже познакомились в этом институте – таким вот судьбоносным он оказался для нашей династии, – рассказывает Юлия.

Ж.А. Пигарина и Г.М. Усенкова, 1958 г.

Современное образование…

Изменилось, потому что изменился мир. Сегодня у всех материальные вопросы вышли на первый план, никто не хочет работать за идею. Трудно объяснить детям, зачем нужны знания, если ученики за лето могут заработать больше, чем их учителя. Но мы пытаемся.

Было бы преувеличением сказать, что наша героиня с самого детства мечтала стать учителем. В семье всегда царила творческая атмосфера, родители привили дочери любовь к искусству, поэтому Юлия больше склонялась к профессии художника, дизайнера. Но, поработав в рекламном агентстве, быстро поняла, что творчества там не так много, наоборот, сплошные требования и условия, которые надо беспрекословно выполнять.

– Ещё будучи студенткой я работала в художественной школе и могла сравнить работу преподавателя и дизайнера рекламного агентства. К моему удивлению, больше творчества оказалось в педагогике! Хотя поначалу казалось, что работа с детьми не даёт развиваться, думала, так и застряну на одном уровне. Как же я ошибалась, – признаёт Юлия. – Переехав в Феодосию, устроилась на работу в тот же интернат, где работали бабушка с дедушкой, и уже более 10 лет продолжаю их дело.

За эти годы педагог поняла главное: чтобы не разочароваться в профессии и не выгореть, нужно овладеть искусством баланса. Учитель по природе своей – донор, он постоянно отдаёт детям силы, энергию, знания. Поэтому надо находить источники вдохновения и восстановления внутреннего ресурса.

В каждом классе есть… Дети, которые вместе с тобой горят и фактически «делают» урок. Они жадно тянутся к знаниям, и ты рад ими делиться.

Текст: Анастасия Заплотнева
Фото: Евгений Летов, Наталья Сомова, архивы героинь публикаций