48 1
Сделано
в Крыму

Корабли и подводные лодки севастопольского мастера дарили Леониду Брежнев, Фиделю Кастро, Михаилу Горбачеву, и Джорджу Бушу старшему

Главком модельного флота

Корабли и подводные лодки севастопольского мастера дарили Леониду Брежнев, Фиделю Кастро, Михаилу Горбачеву, и Джорджу Бушу старшему

текст и фото: Михаил Ашветия

За полвека своей судомодельной карьеры Владимир Гуров создал более 100 уменьшенных копий кораблей ВМФ СССР. Его модели украшают флотские музеи в Калининграде, Санкт-Петербурге, Москве, Севастополе и Владивостоке. Военные моряки уважительно называют Владимира Петровича адмиралом судомодельного флота. Корабли, которые он сам проектирует, строит и спускает на воду – по сложности не имеют аналогов в судомодельном мире. Они построены для военных игр и обучения морскому делу. При Петре Великом их назвали бы «потешным флотом», а в современном Севастополе его флот и после распада Советского Союза называли «неделимым».

Ювелирная работа

Увидеть корабли Гурова в действии публика могла раньше на праздниках ВМФ в Севастопольской бухте. Модели подводных лодок и крейсеров – длиной 2-3 метра и весом под 150-200 кг — маневрировали на морских волнах и стреляли залпами цветных ракет. Владимир Петрович в парадном мундире капитана I ранга командовал эскадрой на берегу с пультом радиоуправления…
Его «военно-морская база» расположена в Инкермане. Этот неприметный 2-этажный дом с нескончаемой стройкой, который превращен хозяином в мастерскую и музей. Большинство комнат заставлены готовыми кораблями и моделями, над которыми Гуров продолжает работу. Значительную часть его флота собрали под одной крышей – в военно-морском музейном комплексе «Балаклава». Моряки, с особым пристрастием разглядывая их, отмечают доскональную схожесть с прототипами – на моделях масштаба 1:50 и 1:75 буквально учтены все мелочи. Работа по-настоящему ювелирная – для создания корабля требуется 20-30 тысяч деталей! Например, только для одной трубы на «Пытливом» пришлось сделать 876 деталей, для главного калибра крейсера «Москва» — около 300, а для антенны – около 1000.

Его «военно-морская база» расположена в Инкермане

Это неприметный 2-этажный дом с нескончаемой стройкой, который превращен хозяином в мастерскую и музей

— Раньше на изготовление подводного атомохода или надводного крейсера у меня уходило год-полтора, — рассказывает мастер. – Сейчас я на пенсии – времени больше и опыта, поэтому справляюсь от цикла «стапелей» до спуска на воду за три-четыре месяца. Сначала пишу на листе тактико-техническое задание, затем подбираю механизмы и делаю этюд. Потом собственно конструкторская работа. Для подводных лодок нужно рассчитать центр тяжести, определить вес используемых механизмов, установить необходимый объем балластных цистерн… Корпуса я делаю из стеклоткани и эпоксидной смолы, после того как уже готова матрица надводной и подводной части. Ну и дальше все руками – выклеиваю и выпиливаю отсеки, чтобы были учтены мельчайшие подробности. Мои подводные лодки погружаются и всплывают, могут дать залп из установленных ракетниц. Вот на «Тайфуне» — вес атомохода составляет порядка 120 кг — у меня 20 ракетных шахт, и она стреляет цветными ракетами. И тут ведь никакой электроники нет, все по старинке — на электро-механических программах.

Первая липовая

Однажды Владимир Петрович чуть не стал богачом в одночасье. Наши корабли в 1980-х с дружественным визитом заходили в Югославию, на одном из боевых кораблей Владимир Петрович демонстрировал свои модели. Представители солидной кораблестроительной компании увидели гуровские произведения и были потрясены. На следующий день ему предлагали умопомрачительный контракт на изготовление моделей их судов – тоже с радиоуправлением для рекламных целей. Сумма в долларах исчислялась пятью нулями. Но Гуров, извинившись, отказался: «Служба, понимаете ли…»
Кстати, самая первая модель у Гурова была липовой. Детство его прошло вдали от морей – в Пермском крае и он видел только баржи и теплоходы на Енисее. Из липы речной теплоход и вырезал. Позже уже курсантом в питерском училище подводников и во время службы на атомной подлодке Тихоокеанского флота модели делал по памяти и картинкам из журналов. Когда же его талант признали на всем ВМФ СССР, получил допуск главкома к секретному делопроизводству и уже мог пользоваться настоящими чертежами.
Но не только моделями ограничивалось увлечение Гурова. Будучи преподавателем в Севастополе у будущих инженеров атомных подлодок, он абсолютно бескорыстно, как это у нас раньше водилось – на общественных началах, создал там лабораторию морских тренажеров. Все придумывал сам. Учебный центр был признан лучшим на ВМФ СССР, но после распада страны украинское командование к его приборам интерес утратило, и база захирела.

Портфель от Брежнева

Ювелирное мастерство, с которым Гуров на досуге создавал модели советских кораблей, его командиры заприметили еще в Ленинградском высшем военно-морском училище подводного плавания им. Ленинского комсомола. Сначала курсанту стали заказывать сувениры к юбилеям флотоводцев, а потом его золотые руки понадобились и на самом высоком командно-партийном уровне. Владимиру Петровичу поручали ответственные миссии – разработку и изготовление подарков, которые от учебных заведений или флотов вручали людям, кораблям и съездам – ВЛКСМ, КПСС (от XXII по XXVII включительно! – прим. авт.) Среди особо памятных дарений мастер выделяет сувениры к 55-летнему юбилею «Авроры» и 70-летию «дорогого Леонида Ильича».
— Подарок Брежневу сначала прошел конкурс сил ВМФ СССР, — с улыбкой вспоминает Владимир Петрович, — и когда был признан лучшим, его от подводников 19 декабря 1976 года вручили генсеку в Кремле. Это сувенирный комплекс из полудрагоценных камней и бронзы с миниатюрной копией подводного атомохода на фоне знамен ВМФ и Советского Союза. Ну, и профиль Ленина – само собой. После торжеств в Москве меня за работу наградили дефицитным портфелем из крокодиловой кожи. По тем временам он стоил 36 рублей.
Уже в бытность Гурова главным моделистом ВМФ СССР ему довелось создавать корабли для особо важных персон. Его модели в качестве сувениров от советских моряков увозили с собой из Москвы Фидель Кастро и его брат Рауль, главы компартий социалистических стран и стран третьего мира, а также друг Леонида Ильича – премьер-министр Греции Андреас Папандреу.
По крейсеру от Гурова в 1989 году получили на Мальте главы советской и американской делегаций.
— Это довольно-таки сложные сувениры моей проработки, — не без гордости отмечает мастер. – Минидиарама севастопольской бухты с Константиновским фортом и Памятником затопленным кораблям выполнена из апсидиана с бронзовыми элементами. А в композиции с ней макет крейсера «Слава» в масштабе 1:400 – из слоновой кости и зуба кашалота.
Михаилу Горбачеву тогда сувенир моряки вручили сразу после окончания переговоров с Президентом США. А вот Джорджу Бушу лично не успели. Он спешно уехал в аэропорт, прихватив на память флаги СССР и США, под которыми проходила встреча. И наши передали гуровский сувенир командующему 6-м американским флотом вице-адмиралу Т.Д. Вильямсу с просьбой при случае доставить его в Белый дом.

Субмарины в «Черном океане»

Знакомство Владимира Петровича с кинематографистами состоялось в 1987 году. Руководство съемочной группы 4-серийного телефильма «Зона вне критики» обратилось за помощью к главному моделисту ВМФ СССР: «Хотим эффектно снять погружение подводной лодки, чтоб перископ был и ракетные стрельбы, но что-то с реальным кораблем ничего у нас не получается».
— Еще бы, — поясняет Гуров, — при высоте корпуса реальной субмарины до 12 м и длине до 150 м в кадре – как бы не изощрялись операторы — зрители ничего кроме сплошной черной стены и винта не увидят. Ведь прозрачность моря от силы метров 40. Пришлось оказать им техническую поддержку.
На съемки Владимир Гуров привез 80-килограммовую модель подводного ракетного крейсера К-477. В конце 60-х он сам на таком же служил – на Камчатке. Поэтому копию сделал с особой тщательностью – до мельчайших нюансов. Модель выполняет около 40 команд.
— Моя лодка маневрировала на глубине 5 метров, — с гордостью рассказывает моделист-конструктор, — потом выходила курсом на подводного оператора, а уже перед объективом по моей команде открывались крышки четырех шахт и залпом вылетали баллистические ракеты.
И когда фильм вышел на экраны – компьютерной графики у нас еще в помине не было – даже флотские специалисты не догадались, что в кадре впечатляющий ракетный залп произвела радиоуправляемая модель.
Через десять лет кинематографисты задачу для Гурова усложнили. На съемках фильма «Черный океан» с Андреем Ростоцким и Львом Прыгуновым в главных ролях та же модель К-477 уже работала на глубине 12,5 метров. По сценарию подводникам пришлось спасать мир от глобальной катастрофы. Владимир Александрович повел «потешную» субмарину к кратеру подводного вулкана, чтобы уничтожить новое термоядерное оружие.
— На такой глубине лодка в общей сложности отработала 53 минуты, — докладывает главком. — Помимо подводного маневрирования опять же пришлось продемонстрировать имитацию стрельбы баллистическими ракетами. Эта модель до сих пор на ходу – надо только подкрасить ее слегка и дополнить мелкие детали, которые отлетели в море.

Владимир Гуров родился в Березняках Пермской обл. в 1947 г.

Срочную службу в 1965-1967 гг проходил в авиации, работал с реактивными самолетами. Авиамеханик 1 класса. Овладел профессиями – токаря, фрезеровщика, лудильщика, газо- и электросварщика.
С 1968 г. – курсант Ленинградского высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола. По окончании получил распределение на Тихоокеанский флот – служил на подводном атомоходе К-477. В 1978 г. переведен в Севастополь – в ракетные части КЧФ.
С 1986 г. на преподавательской работе в СВВМИУ.
Заслуженный рационализатор СССР.
Мастер спорта по судомоделизму. 5-кратный чемпион ВМФ, трехкратный призер чемпионатов СССР.
Его сын Дмитрий – тоже морской офицер, служит на Балтийском флоте.

Интересное по теме

Подзаголовок по теме

photo 2019 01 13 21 15 04 14

На полуострове крымчане устроили батл щедривок

На полуострове крымчане устроили батл щедривок
11 15

Алуште — 115 лет! «КЖ» поздравляет город и горожан!

Алуште — 115 лет! «КЖ» поздравляет город и горожан!

Сегодня, 31 июня, Алушта отмечает 115-годовщину со дня основания обновлением городской «летописи» и экскурсом в историю курорта.

PM1 9514 scaled e1597673433102 16

Медиахолдинг «Крымская газета» на форуме «Таврида»

Медиахолдинг «Крымская газета» на форуме «Таврида»
04 17

Рождённый воссоединением

Рождённый воссоединением

С Крымской весной в обиход жителей полуострова и материковой части России прочно вошло немало мемов, связанных с этим историческим событием.