Проникаясь удивительной историей Старого Крыма, начинаешь понимать, почему его так любили люди творческие и свободомыслящие. Они словом и делом формировали неповторимый дух местечка и, когда наступал час, становились genius loci – добрыми гениями, хранителями ауры города двунадесяти имён.
Татьяна Гагарина
Смотрю сквозь мраморную тень
Скульптор и поэтесса Татьяна Гагарина воплотила в вечных материалах – слове, камне и металле – главные образы последнего периода жизни писателя Александра Грина.
Татьяна – уроженка Старого Крыма, выходец из большой семьи Стамовых. Переселенцы из Болгарии, они бежали в Россию, спасаясь от турецкого гнёта, и обрели в Восточном Крыму новую родину. Гагарина окончила Ленинградскую академию художеств. Творцу «Алых парусов» была посвящена её дипломная работа. В 1970-х годах она выполнила бюст писателя, украсивший дом-музей, и памятник на могиле «полезного сказочника».
Византийскую колонну, специально привезённую из Херсонеса Таврического, прообраза Гринландии, венчает бронзовая Фрези Грант – героиня романа «Бегущая по волнам». Её широко распростёртые руки напоминают крест.
Скульптурный портрет Грина, установленный во дворе его дома, получился… живым: выражение лица «нужного фантазёра» меняется в зависимости от времени года, солнечного освещения и, говорят, даже настроения посетителя!
Нина Грин
Я не ходила, а летала
Крохотный домик отличается от соседних скромными, но выразительными памятными знаками. На входящего глядит бронзовое задумчивое мужское
лицо, на стене – мемориальная доска: «Здесь в июне-июле 1932 года жил писатель Александр Грин».
Эту хибарку купила, продав единственную драгоценность, Нина Николаевна – супруга и муза Александра Степановича, главная героиня его произведений. Ей он посвятил повесть «Алые паруса», ей говорил: «Ты дала мне столько радости, нежности и даже поводов иначе относиться к жизни».
Мужественная женщина прошла тяжкие испытания: литературную травлю мужа и его забвение, попытки выжить в немецкой оккупации, 10-летний лагерный срок и последующее злобное шельмование. Но ничто не заставило её отказаться от заветной мечты: создать музей в Старом Крыму, там, где под крышей собственного дома её Сашенька испытал несколько радостных мгновений на излёте многотрудного бытия. «За 11 лет я привыкла быть душой в Сашиных строках, – пишет Нина Николаевна. – Как ни трудна была мне жизнь с ним, она была чудесна».
Юлия Друнина и Алексей Каплер
Ты – рядом, и всё прекрасно
Поэтесса, прошедшая горнило Великой Отечественной, чьи стихи переписывали в тайные тетрадки старшеклассницы, и преуспевающий драматург, лауреат Сталинской премии, узник сталинских лагерей… Эти уверенные в себе люди, своеобразные символы советской эпохи, прошедшие сквозь лёд и пламень, буквально растаяли под южным солнцем.
На момент их знакомства импозантному маэстро исполнилось всего 50, а его студентке – уже 30. У обоих семьи, устоявшееся положение в бомонде. Но любви, как известно, все возрасты покорны…
Особое место в их жизни занял Старый Крым. Супруги приезжали сюда отдохнуть от суеты, которая преследовала в Доме творчества писателей в Планерском: Коктебель сохранял дух богемы даже в «период застоя». «Ненормальная любовь к старокрымским лесам» вылилась в острую потребность творить: тут родились новые друнинские шедевры. Здесь же, на старокрымском погосте, Юлия Владимировна и Алексей Яковлевич, согласно их завещанию, обрели последний приют.
Григорий Петников
Какое простое счастье: жить!
В 1916-1917 годах поэт Велимир Хлебников, один из лидеров российского футуризма, придумал общество Председателей земного шара, призванных
воплощать идею мировой гармонии. Спустя три года «главный будетлянин» передал титул молодому собрату по перу – Григорию Петникову, поручив ему править «Государством времени».
Игрище Серебряного века вскоре смела огнём и сталью большевистская эра. Петникову, однако, удалось избежать печальной участи. Но, удалившись из столиц на периферию, он всегда помнил о порученной ему миссии: перевёл с немецкого сказки братьев Гримм, открыл советскому читателю мифы Древней Греции.
В 1958 году Григорий Николаевич, верный своему кредо – оставаться в тени, перебирается из провинциального Малоярославца в захолустный Старый Крым. К этому времени в стране наступает политическая «оттепель», и творчество Предземшара, уже разменявшего седьмой десяток, переживает ренессанс. Четыре сборника стихов, вышедшие за старокрымское десятилетие, стали неотъемлемой частью литературной Киммерии
Валентина Осеева и Вадим Охотников
Дум высокое стремленье
В эпоху строительства социализма писателей называли «инженерами человеческих душ» и приравнивали к кудесникам. По большому счёту, эти определения совершенно справедливы. Во всяком случае, по отношению к двум людям, сменившим шумную Москву на тихое село Изюмовка в предместье Старого Крыма.
Вадим Охотников, инженер по профессии и изобретатель по призванию, в 1930-х годах разработал технологию записи звука в производстве кинофильмов. Всю Великую Отечественную войну трудился на оборонном предприятии – в НИИ электромеханики, который в узких кругах называли «институтом имени Жюля Верна». А с приходом мирного времени Охотников и трое его коллег продолжили реализацию своих идей в научно-фантастических произведениях.
Супруга Вадима Дмитриевича, Валентина Осеева, запомнилась старшему поколению замечательным «Волшебным словом». Этот и другие рассказики из серии «Мои первые книжки» простым языком и на понятных ребёнку примерах объясняют «что такое хорошо и что такое плохо».
Николай Амосов
Хирургия – страдание и счастье
Выдающийся врач, академик Николай Амосов сохранил жизнь многим тысячам людей, проведя сложнейшие операции на лёгких и сердце.
В «Книге о счастье и несчастьях» он рассказывает, что в молодости старался каждое лето навестить родственников в Старом Крыму: «Так хорошо было прогуляться по их садику, вдохнуть особый аромат, посидеть на веранде за обедом, выпить самодельного вина…» Здесь Николай Михайлович создавал свой философский труд «Мысли и сердце».
Когда Амосов заболел туберкулёзом – аукнулась Великая Отечественная, спасением для него стал старокрымский санаторий. Полностью излечившись от недуга, Николай Михайлович организовал в здравнице хирургическое отделение, привозил сюда учеников на стажировку. Вспоминая «Голоса времён», признался: «Именно операции на лёгких вывели меня в хирурги».
Сторонник физической и умственной активности прожил 89 полноценных лет. И сегодня не теряет популярности разработанный доктором комплекс упражнений «Тысяча движений», направленный на поддержание крепости тела и бодрости духа.
Марк Крамаровский
Патриарх отечественной археологии
С 1979 года бессменным руководителем Старокрымской археологической экспедиции является Марк Крамаровский. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа Крамаровский – крупнейший специалист по истории и материальному наследию Золотой Орды, в состав которой в XIII-XV столетиях входил Крымский юрт.
На протяжении почти 45 лет учёный планомерно исследует городище средневекового Солхата и его ближайшую округу. Работы проводятся на ключевых объектах, среди которых мечети Бейбарса и Узбека, медресе, караван-сараи. Особое внимание общественности привлекли раскопки кургана Кемаль-ата, проливающие свет на судьбу военачальника Мамая, имя которого вошло в фольклор и стало нарицательным.
Интереснейшие находки – фрагменты архитектурного убранства зданий, керамические водопроводные трубы, предметы быта, монеты – можно увидеть в недавно организованном Музее истории и археологии Старого Крыма.