16 ноября 2021

Андрей Анисимов: «Крымские виноделы соперничают не с Францией или Италией, а с недоверием самих россиян»

Андрей Анисимов: «Крымские виноделы соперничают не с Францией или Италией, а с недоверием самих россиян»

Крым и вино – как две стороны одной медали – неразделимы. Немыслимо представить полуостров без сотен гектаров виноградников, примостившихся на склонах гор или занявших целые долины. Здесь под знойным солнцем вызревают сочные ягоды, которые крымские виноделы умело превращают в качественные напитки мирового уровня.

Все секреты современного виноделия знают на предприятии Alma Valley – одном из самых крупных производителей вина на полуострове. О том, кто задаёт тренды в этой отрасли, почему знаменитости выбирают виноделие в качестве дорогого хобби и зачем вину функциональность, мы побеседовали с генеральным директором Alma Valley Андреем Анисимовым.

ЦЕНА И ЦЕННОСТЬ

Андрей Геннадьевич, урожай-2021 у многих вызывал опасения из-за неблагоприятных погодных условий. Соответственно поговаривают о росте цен на виноград и вино. Вы планируете поднимать стоимость продукции Alma Valley?

– На самом деле о неурожае винограда можно говорить только применительно к конкретным районам: Тамань в Краснодарском крае, Южный берег Крыма. В остальных регионах особых потерь не было, соответственно и заметного роста цен не должно быть. По крайней мере, мы у себя явного неурожая не наблюдаем. А вот другие факторы дают о себе знать. Ни для кого не секрет, что винодельни тоже зависят от коммунальных платежей, стоимости топлива. Поэтому будем вынуждены поднять стоимость на величину инфляции. Кроме того, после принятия закона №468-ФЗ и введения запрета на использование импортного виноматериала в производстве отечественных вин возник большой дефицит свежего винограда, что закономерно вызвало рост цен у производителей, кто использовал импортный виноматериал.

Виноделы зависят ещё и от комплектующих, которые приобретают за рубежом. Вы используете импортное оборудование, технику? Как это влияет на себестоимость продукции?

– Действительно, саженцы, бочки – всё это производится за границей. Что касается пробок, этикеток, бутылок, тары, здесь влияние импорта не так очевидно, но оно есть. Например, этикетки печатаем в Крыму, но при этом используем импортную бумагу и краски. С гофротарой проще, она производится в России. А вот пробки практически все импортные. Но в целом я бы не сказал, что в этой сфере есть сильные ценовые катаклизмы.

Мы говорим в основном о цене «здесь и сейчас», но на мировом уровне вино было и остаётся ещё и инструментом инвестиций. Есть ли инвестиционный потенциал у крымского вина? Что бы вы посоветовали купить сегодня, чтобы выгодно продать лет через 10-15?

– Такой потенциал есть у любого высококачественного вина. Всё зависит от спроса. Ведь что такое, по сути, инвестиция? Это заведомо созданный дефицит какого-то хорошего продукта, на котором первые покупатели зарабатывают на дальнейшей перепродаже. Поэтому любое вино из любого региона мира может попасть в эту категорию. Безусловно, в Крыму такие вина есть, но нам до мировых масштабов далеко. В том же Бордо, в Бургундии большая часть вина продаётся через биржи и аукционы, до 70-80% от общего объёма производства. У нас же в лучшем случае несколько коробок.

БРЕНДЫ И ТРЕНДЫ

Виноделие, как и многие другие сферы, подвержено влиянию моды. Мы пережили моду на сухие вина, потом на оранж… Какие тренды нас ждут в следующем сезоне?

– Важно понимать, что в виноделии есть признанные ценности, классика, от которой никто никогда не уйдёт. Это так называемые бордоские бленды, классические игристые вина… Они же зачастую и самые дорогие, кстати. С другой стороны, виноделы и потребители пытаются найти нечто новое, потому что классика одновременно и хороша, и скучна. Кстати, в виноделии говорить о сезонных трендах сложно, здесь всё новое может затянуться и на десять, и на пятнадцать лет, быстрого эффекта добиться сложно.

И всё же какие тенденции можете отметить уже сегодня? В каком направлении движется виноделие?

– Во-первых, уходим от классических полнотелых, олдскульных вин к более лёгким. Их проще употреблять, к ним не нужно искать особенное гастрономическое сопровождение. Собственно, тренд на ближайшее поколение – это функциональное вино. Поясню. Сегодня, чтобы по-настоящему наслаждаться вином, потребитель должен обладать большим количеством информации о сортах, способах винификации, развивать свои дегустаторские навыки. Нынешнее поколение, живущее в информационном веке, не готово эти знания получать в таких объёмах. Молодёжи нужно, чтобы напиток выполнял понятную функцию. Именно поэтому сейчас так популярны энергетические напитки, напитки-детоксы – ты точно знаешь, чего от них ждать, будь то прилив бодрости или очищение. Так и с вином: в будущем оно будет привязано не к сорту винограда или способу винификации, а к области применения или эмоции.

Alma Valley есть что предложить сторонникам функциональности?

– Самая известная и популярная сегодня функциональность – это вина в качестве гастропары. Красное для стейков, белое для рыбы. Есть ещё вино, передающее какие либо эмоции или настроение. Например, наша линейка ПИН АП – это как раз попытка перенести человека в определённое время года с помощью вина. Кстати, ещё одна тенденция, которую бы я выделил отдельно, – безалкогольные вина. Тренд на здоровый образ жизни не снижает обороты, соответственно производство вина с уменьшенным содержанием алкоголя без потери качества тоже будет развиваться.

Раз уж речь зашла о трендах… В последние годы виноделие превратилось в хобби богатых и известных людей. На ум приходят бизнесвумен Снежана Георгиева и «Золотая балка» в Балаклаве, певица Анжелика Варум, занявшаяся производством вина в Краснодарском крае. Это новая мода среди миллионеров, как на футбольные клубы в нулевые?

– Я бы не называл это так. На самом деле у любого человека, знаменит он или нет, есть увлечение, хобби. И любовь к вину, стремление создавать его самостоятельно не возникли в нашей стране внезапно, это общемировая тенденция. Звёзды мирового уровня вроде Бреда Питта, Анджелины Джоли или Джей Зи приобретают винодельни не только в своих странах, но и в известных винных регионах. И это не столько коммерческие проекты, сколько стремление к самовыражению. Впрочем, для некоторых хобби становится бизнесом.

Где проходит грань между бизнесом и самореализацией? И насколько в действительности выгодно виноделие?

– Скажем так, если владелец каждый год вкладывает деньги в винодельню, получая взамен только хорошее настроение, это хобби. Если винодельня начинает работать как минимум в ноль или приносит прибыль, тогда это уже бизнес. Остальное зависит от выбранной бизнес-модели. Мы знаем и маленькие прибыльные хозяйства, и большие убыточные предприятия. Впрочем, равно как и наоборот. Сегодня на рынке представлены все варианты. Тем не менее если бы виноделие не приносило доход хотя бы каждому третьему производителю, вряд ли бы им активно занимались. Альтруистов в чистом виде в этой отрасли нет.

ВКУСЫ И МНЕНИЯ

Как вы уже говорили, сегодня, чтобы выбрать вино, нужно обладать немалыми познаниями, поэтому многие полагаются на обзоры и советы винных блогеров. Как вы к ним относитесь? Насколько можно полагаться на чужое мнение?

– Нужно понимать, что органолептика вина весьма субъективна. Проще говоря, на вкус и цвет товарища нет. То, что нравится соседу, другу, любимой жене, необязательно понравится вам. Что, впрочем, не означает, что нельзя прислушиваться к мнению экспертов. Ключевое слово здесь «эксперт», то есть человек, имеющий специальное образование, обученный правильно осознавать органолептические свойства вина и правильно их описывать. Этому нужно учиться, следует попробовать хотя бы сотню вин из разных регионов мира, чтобы просто откалибровать свой вкус и составить общую картину мирового виноделия. Это большой труд, требующий временных и финансовых вложений. Вторая категория винных блогеров – журналисты, назовём их так. Это люди, умеющие красиво писать, доносить информацию. Сюда же отнесу самоучек, которые не имеют специального образования, но любят ездить по винодельням и дегустировать вино. Эти две категории нужно чётко разграничивать и понимать, что первые доносят экспертное мнение о вине, а вторые зачастую просто передают эмоции, возникшие при его употреблении.

Что ж, советовать в этой сфере действительно сложно, но всё же ваш топ вин, которые должен попробовать турист в Крыму?

– Безусловно, вина Alma Valley, соответствующие всем мировым канонам. Из маленьких хозяйств рекомендую присмотреться к винодельне «Виноградник плато Кара-Тау», этот проект только зарождается, но у них хорошие специалисты. И конечно, вина Олега Репина, которые являются олицетворением авторского крымского виноделия.

Многие туристы приезжают в Крым в том числе ради местных вин. Может ли винный туризм стать тем самым драйвером, который превратит полуостров в круглогодичный курорт?

– Крымское виноделие тоже в какой-то мере сезонный продукт. Вегетационный период лозы длится с апреля по октябрь, и людям, которые едут погулять по виноградникам, принять участие в уборке, мероприятиях по подвязке и обрезке, в осенне-зимний период делать нечего. Что касается собственно производства и дегустации вин – это, конечно, доступно круглый год. Тем не менее вино, скорее, дополнение к существующей инфраструктуре туризма в Крыму. Люди приезжают в первую очередь отдохнуть на море и заодно попробовать местные вина, от пляжного отдыха мы никуда не уйдём. Зато винный туризм стимулирует людей больше путешествовать по полуострову, например, из Ялты отправиться в Севастополь, потом к нам в Вилино Бахчисарайского района, заехать в Феодосию и Новый Свет. Перемещаясь таким образом по Крыму, туристы увозят домой больше ярких впечатлений.

ВИНОГРАД И ВИНО

У Alma Valley есть коллекция автохтонов, насчитывающая более 40 сортов винограда. В чём их отличие от международных? И почему ваше предприятие ориентируется всё-таки на международные, а не на исконно крымские сорта?

– Коллекция досталась нам в основном от института виноградарства и виноделия «Магарач», и сегодня мы просто восстанавливаем эти сорта. То есть нам передали по нескольку саженцев каждого сорта, и на их основе мы создаём новые саженцы, чтобы выйти хотя бы на минимальные промышленные масштабы. Исключение составляют наиболее известные сорта «кокур», «кефесия», «сары пандас», «рубин Магарача». На остальных пока бизнес не построишь. Тем не менее крымские автохтоны обладают уникальными органолептическими свойствами, в них есть ноты фруктов, ароматных трав, ягод, не свойственные международным. К тому же они более приспособлены к местному климату.

Какой из автохтонных сортов вы бы назвали самым недооценённым?

– Честно говоря, вижу большой потенциал у всех сортов. Наиболее популярен сейчас «кокур», в тени держится «эким кара». Этот сорт используется прежде всего в производстве десертных вин, его потенциал в тихих винах ещё только предстоит раскрыть.

Каким вином, произведённым Alma Valley, вы гордитесь больше всего?

– Сложный вопрос. Все вина люблю по-своему, ведь у каждого из них своя задача: от простого сопровождения вечера до максимальной передачи терруарных особенностей нашего субрегиона, долины Альмы.

И всё-таки наверняка есть любимчики?

– Пожалуй, среди вин на каждый день это «АВ КЮВЕ Шардоне/Совиньон Блан/Рислинг». Оно достаточно свежее, его приятно пить охлаждённым знойным крымским летом, и оно достаточно доступно. Если говорить о винах, которые хотелось бы преподнести в качестве подарка, необычных, то это прежде всего продукция с предикатами: серии АЙС ВАЙН, ТБА. То, что вы не встретите у других производителей не только Крыма, но и России, по крайней мере, в таком объёме. И конечно, наши топовые резервные вина «Шардоне», «Пино Блан», из красных «Шираз», «Альма».

КУЛЬТУРА И ПОТРЕБЛЕНИЕ

Сегодня в магазинах можно увидеть напитки на любой вкус. Но как приучить россиян выбирать хорошее вино? Исчезнет ли с наших прилавков вино в тетрапаках?

– Знаете, сама упаковка «тетрапак» ничего не говорит о качестве вина. Это просто самая демократичная тара. Например, в Европе все базовые вина регионов можно найти в тетрапаке или другой недорогой упаковке большого объёма. Хотя, конечно, канон для высококачественных вин – стеклянная бутылка и пробка. На мой взгляд, куда важнее научить россиян отличать правильное вино от суррогата – любых напитков, в которых виноград, вино составляет лишь какую-то долю.

И как этот суррогат опознать?

– Сегодня это довольно просто сделать по контрэтикетке. В первую очередь стоит обратить внимание на вина с пометкой ЗГУ либо ЗНМП: вина с защищённым географическим указанием или защищённым наименованием места происхождения. Как минимум это вино на 100%, и виноград, который использовался для производства, выращен в указанном регионе. В меньшей степени я бы обращал внимание на вина столовые и уж точно держался подальше от «винных напитков» и «алкоголесодержащей продукции с добавлением вина». Кстати, вина ЗГУ и ЗНМП не настолько дорогие, как некоторым хотелось бы представить, в этой категории можно найти отечественные вина по 200-250 рублей.

Как думаете, кто главный соперник крымских виноделов? Франция, Италия, Чили, Грузия или Краснодарский край?

– Все отечественные производители соперничаем прежде всего с недоверием россиян. Большинство людей до сих пор мыслят стереотипами и полагают, что в России невозможно произвести качественное вино. Тогда как опыт большинства винодельческих стран показывает, что основные потребители находятся внутри страны. Всего несколько стран ориентированы прежде всего на экспорт. Например, в Швейцарии до 95% произведённого вина реализуется на внутреннем рынке. У нас же эта цифра куда скромнее, россияне предпочтут выпить итальянское или французское вино, но не довериться крымскому производителю. Хотя по качеству наша продукция не уступает европейской. В конце сентября проводили в Москве дегустацию для профессионалов, люди вслепую относили наши вина к Италии, Франции, Испании, Португалии. Другое дело, что мы не можем закрыть все покупательские ниши. Любители определённых сортов, например, грузинских, выберут аутентичные вина, и это нормально. Но импортное вино определённо не должно быть основным продуктом, продающимся в стране.

РАСШИРЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Сегодня вы производите до полутора миллиона бутылок вина в год при производственной мощности в три миллиона бутылок. Планируете выходить на максимум?

– За последние четыре года практически в три раза увеличили площади виноградников. В 2017 году они занимали около 170 га, сегодня свыше 380 га в Крыму и 150 га в Севастополе. Соответственно по мере выхода молодой лозы на плодоношение будем наращивать производство. К 2024-2025 годам планируем выпускать более 3 миллионов бутылок вина в год.

Закладка новых виноградников – дело затратное. Господдержкой пользуетесь?

– Разумеется. На протяжении последних лет получали субсидии на закладку виноградников, установку шпалеры, уход за молодыми виноградниками, мелиорацию. Только в последний год возникли сложности из-за неясностей в законе относительно отечественных и импортных саженцев. Надеемся, этот вопрос решится, и мы снова сможем пользоваться поддержкой в полном объёме.

У вас есть небольшая фирменная сеть: два магазина в Крыму, три в аэропортах. Не планируете выйти на рынок Москвы и Питера?

WINEPARK в Крыму: новая история российского виноделия >>

– Как раз в ближайшие полгода порадуем любителей нашей продукции открытием фирменных магазинов Alma Valley в Москве и Санкт-Петербурге. К тому же планируем запустить несколько магазинов на полуострове – прежде всего хотим сделать наши вина более доступными в Крыму.

И вопрос напоследок: приближается холодный сезон, новогодние праздники не за горами… Какие вина рекомендуете пить зимой?

– Буду банален. В холодное время года хочется тепла, поэтому большим спросом пользуются тельные, округлые вина, например, резервное вино «Шардоне», «Каберне Совиньон», «Шираз». У нас в линейке ПИН АП есть «Зимнее вино», бленд нескольких сортов, с естественным сахаром и нотами корицы, специй, ягод. Это как раз наше видение того, что стоит пить зимой.

Текст: Анастасия Свиридова