10 мая 2024

Жизнь и творчество Николая Бортникова в период Великой Отечественной войны

Жизнь и творчество Николая Бортникова в период Великой Отечественной войны

«Берлин. Май 1945 года» Николай Бортников, 1968, холст, масло

1 мая 1945 года была завершена Берлинская наступательная операция, над рейхстагом взвилось Знамя Победы. 8 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Утром 9 мая вышел приказ верховного главнокомандующего И.В. Сталина, ознаменовавший победоносное завершение Великой Отечественной войны. К тем победным дням художники возвращались многие годы спустя. Полотно крымского живописца Николая Бортникова «Берлин. Май 1945 года» является олицетворением Дня Победы и образа солдата-победителя.

Николай Фёдорович Бортников принадлежит к плеяде советских художников, расцвет творчества которых пришёлся на 1950-1980-е годы. Индивидуальность живописца ярко проявилась в тематических произведениях, портрете, пейзаже, натюрморте. Учёба у таких мастеров советской живописи, как И.И. Чекмазов и В.В. Фаворская, Д.К. Мочальский и Г.Г. Ряжский, высокие традиции Московского художественного института им. В. Сурикова определили характер и направленность творчества Николая Бортникова – глубоко реалистическое видение, внимание к натуре, тонкую колористику.

Учение было прервано Великой Отечественной войной. Со второго курса Николай Бортников ушёл на фронт, сражался на Волховском и Ленинградском фронтах, затем присоединился к бригаде военных художников при главном дорожном управлении Красной Армии, участвовал в освобождении Польши и Чехословакии. Как самые дорогие реликвии художник хранил наброски и зарисовки военных дней, сделанные в трудных фронтовых условиях. Повествовательная канва живописных полотен: «Родная земля. 41 год», «К жизни», «Идут эшелоны. 44 год», «Берлин. Май 45 года» – это раздумья художника о суровой правде войны, о нелёгких судьбах людей его поколения.

На картине «Берлин. Май 1945 года» (1968) солдат запечатлён на фоне Бранденбургских ворот. Постановка фигуры монументальная, статичная. Художник использует оттенки серого и охры – они символизируют дым, пыль, пепел войны; ярким акцентом становится букет сирени – знак весны и победы жизни над смертью.

«Большое полотно, также посвящённое ни с чем не сравнимой радости Победы, – «Берлин. Май 1945 года». Первый день мира. Весна! Победа! Сколько гордости и радости на лице солдата, ещё не выпускающего из рук автомата. Букет сирени у его груди – как символ возрождения, жизни. Прост и скромен герой Отечественной войны, советский воин. Вот характерная черта картин Н. Бортникова – не эффектные батальные сцены привлекают его, а прежде всего человеческий аспект происходящего, стремление найти такие пластические средства, так подать сюжет, чтобы на первый план выступила психологическая сторона, вызывающая у зрителя сопереживание».

Л. Ильяшенко. Служение народу, искусству // Крым. Правда. 31 января 1976 г.

Точки интереса

1 — В качестве солдата позировал Владимир Иванович Ларин, муж дочери художника.

2 — Второе название Бранденбургских ворот – «Ворота мира». Они были построены по распоряжению прусского короля Фридриха Вильгельма II в 1789-1791 годы, автор проекта – Карл Готтхард Лангханс. Архитектурная форма «Ворот мира» восходит к пропилеям Акрополя в Афинах.

Об авторе

Николай Фёдорович Бортников (1916-1997) – крымский живописец, график. Заслуженный художник УССР (1976), член Союза художников СССР (1950).

Учился в Ташкентском художественном техникуме (1933-1936), Московском художественном институте им. В.И. Сурикова (1940, 1945-1950).

Участник Великой Отечественной войны (1941-1945). Награждён орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда».

Директор Крымского художественного училища им. Н.С. Самокиша (1950-1953).

 

 

Текст: Александра Кугушева