22 ноября 2018

В память о любви. История дворца на мысе Плака.

В память о любви. История дворца на мысе Плака.

«По склонам мыса Плака и далеко вверх расположено имение княгини Гагариной Кучук-Ламбат. На вершине мыса – часовня и церковь, ниже, на седловине, выстроен дворец в старогерманском стиле», – читаем в книге «Крым: путеводитель», изданной в 1914 году под редакцией К. Бумбера. Не менее странную, нетипичную для Крыма характеристику этого же здания встречаем в «Путеводителе по Крыму» 1913 г. Григория Москвича: «Очень красивый,
в швейцарском стиле дворец княгини Гагариной».

Чтобы окончательно заинтриговать, от себя добавим: этот не то старогерманский, не то швейцарский дворец был построен по заказу грузинской красавицы в память о её любви к русскому князю. Ну а теперь обо всём по порядку, и начнём издалека, ведь за историей появления необычного дворца стоят трагические судьбы и удивительные истории любви, достойные стать сюжетом книг и фильмов.

Литография Ф.Гросса «Кучук-Ламбат. Имение князя А.И.Гагарина».

Непокорная дочь

Дворец княгини Гагариной расположен в посёлке Утёс, под Алуштой. В XIX веке территория, на которой он находится, была частью имения Кучук-Ламбат, принадлежавшего третьему таврическому губернатору Андрею Михайловичу Бороздину. «Служа таврическим губернатором, Бороздин занимался меньше своим губернаторством, чем своими дачами, потому его попросили выйти в отставку, чтобы не отвлекать от любимых занятий. Он устроил сначала Саблинское имение, но вскоре бросил его и занимался исключительно Кучук-Ламбатом. Он насадил здесь пропасть прекрасных растений, но уже не имел средств, чтобы воздвигнуть барские чертоги», – писал о Кучук-Ламбате и его хозяине гостивший в имении в 1834 году генерал-штаб-доктор Кавказской армии Эраст Андриевский. У Бороздина были две дочери – младшая Екатерина и старшая Мария. Вот с этой бойкой красавицы с независимым и сильным характером всё и началось. В 1824 году Мария влюбилась в Иосифа Поджио и решила выйти за него замуж вопреки воле родителей. А они были настолько против этого брака (штабс-капитан Поджио был старше Марии на 12 лет, при этом католик и вдовец с четырьмя (!) 

детьми на руках), что даже пригрозили дочери лишить её наследства. И действительно лишили, когда 22-летняя Мария, презрев все запреты, стала женой остроумного и пылкого 34-летнего итальянца Иосифа Поджио, так не похожего на всех её поклонников, больше всего интересовавшихся солидным приданым девушки.

Княгиня Анастасия Давидовна Гагарина, урождённая Орбелиани.

Новый владелец

Супруги были счастливы и без этих денег. Но счастье длилось недолго – в год знакомства с Марией, а было это в Одессе, Поджио вступил в декабристское Южное общество. И после восстания 1825 года был приговорён к 12 годам каторги. Мария порывалась по­ехать вслед за Иосифом, но она не знала, где он, – Бороздин почти восемь лет держал его местопребывание в секрете от дочери. И все эти годы уговаривал Марию забыть о прошлом и выйти замуж вторично. Но она была непреклонна и продолжала поиски мужа, писала Николаю I, умоляя «объявить мне местопребывание преступного, но несчастного мужа моего, дабы я могла, соединясь с ним, исполнять до конца жизни моей данную пред Богом клятву». Тогда Бороздин сознался, что всё это время по его настоянию Иосифа Поджио держали в одиночной камере самой страшной тюрьмы России – Шлиссельбургской крепости. И что узник теперь тяжело болен, ещё немного – и конец. А потом Бороздин поставил дочери ультиматум: или она выходит замуж – и Иосиф Поджио тотчас же отправляется в Сибирь, на свежий воздух и «натуральную пищу», или она своим упорством лишит мужа жизни. Мария выбрала первое. В 1834 году Иосиф Поджио уехал в Сибирь, а Мария вышла замуж за адъютанта Воронцова, князя Александра Гагарина. Со вторым мужем она жила то в Одессе, то в Кучук-Ламбате. В 1845-м супруги переехали в Тифлис, где в 1849-м Мария Андреевна, пережив Иосифа Поджио всего на год, скончалась – «после бала взяла холодную ванну нарзана и тут же умерла от удара». Похоронили её рядом с отцом в семейном склепе (он сохранился по сей день) в Кучук-Ламбате – отец не хотел отпустить дочь от себя при жизни, рядом они оказались и после смерти.

А новым владельцем Кучук-Ламбатского имения после смерти жены стал князь Александр Гагарин. История не знает сослагательного наклонения, но, наверное, лучше бы ему тогда остаться жить в Крыму и заниматься любимым садоводством, а не губернаторствовать в Кутаиси. Тогда бы он не встретил такую страшную смерть. Однако не познал бы и настоящую любовь. А под Алуштой не появился бы посвящённый ему удивительный замок. Так что всё случилось так, как должно было случиться.Дворец княгини Гагариной 1953 г.

Полвека одиночества

Анастасия (или, как её звали близкие, Тасо) Орбелиани считалась одной из первых грузинских красавиц. Но многочисленных соискателей руки и сердца девушки встречал отказ, пока Тасо не познакомилась с Александром Гагариным. Как писал один из современников, «она долго крепилась, отказывала всем местным женихам и наконец дождалась, чего хотела, – русского князя». Между ними была значительная разница в возрасте – в 1853-м, когда они поженились, Тасо было 27 лет, а Гагарину – 52, но разве это преграда для любви?»Князь Александр Гагарин.

Вместе супруги прожили четыре года – 24 октября 1857 года губернатора Кутаиси Александра Ивановича Гагарина убил сванский князь Константин Дадешкелиани. Он был последним независимым князем Сванетии, однако добровольно отказался от своей власти. Сванетия перешла к России, а Дадешкелиани был временно сослан в Ереван. Встретившись с губернатором Кутаиси князем Гагариным, Дадешкелиани попросил разрешения вернуться в Сванетию на несколько месяцев для приведения в порядок расстроенных домашних дел, обещая беспрекословно повиноваться всем распоряжениям властей. Гагарин, однако, не посчитался с его просьбой, между мужчинами вспыхнула ссора, и отличавшийся горячим нравом Дадешкелиани смертельно ранил Александра Ивановича кинжалом, убил двух чиновников, пытавшихся защитить своего начальника, и ранил его телохранителя. За это Константин Дадешкелиани был арестован, отдан под военный суд, расстрелян и захоронен в позорной яме. А Тасо Орбелиани – княгиня Анастасия Гагарина – осталась вдовой. Многочисленная родня уговаривала её выйти замуж вновь. Анастасия сначала сопротивлялась, а потом порвала с близкими и навсегда уехала из Кутаиси в крымское имение мужа – в Кучук-Ламбат. Здесь она прожила долгие полвека – и всё это время помнила о любимом и хранила ему верность.

В 1902 году 77-летняя княгиня Анастасия Гагарина в память о супруге решила построить в имении рыцарский замок,о котором он всегда мечтал. Сначала здесь была возведена небольшая домовая Александро-Невская церковь в честь небесного покровителя князя Александра Гагарина. А затем – по проекту и под надзором известного крымского архитектора Николая Краснова – рядом с храмом началось строительство самого дворца, который башенками и узкими окнами напоминал готический замок.

Строительные работы длились 5 лет. Материалы завозили в основном из-за границы: керамическая плитка и мрамор для лестниц из Италии, венецианское стекло из Франции, черепица из Германии. Три этажа дворца венчает остроконечная крыша, украшенная шпилем, на котором обозначены стороны света. У главного входа на стене высечены два рыцаря, на щите у них изображён родовой герб князей Гагариных и надпись на латыни: «В древности – сила». К этим словам так и хочется добавить: и ещё в любви…

Возведение замка завершилось в 1907 году – и в том же году княгиня Гагарина умерла, словно выполнив своё обещание погибшему мужу.

Послесловие

После установления советской власти дворец княгини Гагариной, как и прочие усадьбы Южнобережья, был национализирован. Во время ялтинского землетрясения в 1927 году он сильно пострадал, однако через год замок отстроили. До наших дней сохранились чудесная мозаика на полу, тамбурные двери, диоритовые ступени, красивая лепнина, украшающая потолок и стены. С 1929 года ведёт начало нынешний санаторий «Утёс» – поначалу он назывался «Кучук-Ламбат», да и сам посёлок Кучук-Ламбат сохранял своё имя вплоть до 1958 года, когда сначала был переименован в Уютное, а затем в Утёс. В настоящее время во дворце княгини Гагариной размещается один из корпусов санатория «Утёс».

Текст: Татьяна ШЕВЧЕНКО