05 марта 2017

Трёхметровые сугробы, минус тридцать, волки в поисках еды

Есть множество исторических подтверждений того, что давным-давно в Крыму свирепствовали суровые зимы.

Трёхметровые сугробы, минус тридцать, волки в поисках еды
История
Ледяной Крым

Фото: Максим КУТАШЕВ

Есть множество исторических подтверждений того, что давным-давно в Крыму свирепствовали суровые зимы. Ещё Геродот рассказывал о том, как воды моря от Керчи до Херсонеса покрылись таким льдом, что херсонеситы сражались на них и прошли по ним с телегами, а зима здесь продолжалась восемь месяцев. По свидетельству Овидия, на берегах Чёрного моря продавали кусками замёрзшее вино. Также есть данные о том, что в 801 году Чёрное море всю зиму было покрыто льдом.

Крымскую зиму многие считают ненастоящей, игрушечной. Как писал Пушкин:

Но наше северное лето, 
Карикатура южных зим,
Мелькнёт и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.

Между тем в Крыму и зима может быть потрясающей — в прямом и переносном смысле этого слова. И не только зима. За свою долгую историю маленький Крымский полуостров не раз удивлял размахом природных катаклизмов. К счастью, происходили
они не так уж часто, но были столь грандиозны, что запомнились надолго.

Ледяные истории

«О климате “солнечного Крыма” в большинстве случаев имеют ложное представление. Вся северная часть — следовательно, три четверти общей площади — характеризуется резко континентальным климатом с жарким сухим летом и очень холодной зимой», — отмечал в середине ХХ века профессор Имперского университета в Познани Генрих Вальтер.

Если говорить о временах не столь отдалённых, то холодной была в Крыму и зима 1928/29 года. А в бюллетене, составленном синоптиками в 1930-х, зафиксированы следующие абсолютные минимумы температуры последних лет на якобы всегда тёплом Южном берегу: в Алупке — минус 11,8, Магараче — 14,0, Алуште — 17,5, Ялте — 14,5, Гурзуфе — 13,7, Судаке — 22,1 градуса Цельсия.

При освобождении Крыма во время Великой Отечественной войны через Керченский пролив в кратчайшие сроки построили железнодорожный мост. 3 ноября 1944 года по мосту прошёл первый поезд от станции Крым до станции Кавказ. К 1 января 1945-го предполагалось заменить временные деревянные опоры на постоянные металлические, построить 116 ледорезов — и на этом работа была бы уже полностью закончена. Однако сделать это к намеченному сроку не удалось.

Занесённые снегом

Одной из самых холодных и тяжёлых стала зима 1911 года. Как ни избито звучит эта фраза, но ничто не предвещало беды. 9 января местная газета сообщила, что в Ялте «вчера с раннего утра при тихой погоде начал падать густой снег, препятствовавший движению пароходов. Во избежание на море несчастных случаев на молу беспрерывно звучала сирена». Горожане снегу были только рады: «Благодаря установившемуся санному пути вчера весь день по улицам города раскатывали на лихих парах и тройках веселящиеся ялтинцы». Но морозы усиливались, а снегопад не прекращался. И стало уже не до веселья.

14 января из Феодосии сообщали, что снег идёт четвёртые сутки и «такой погоды старожилы не помнят». Ещё десять дней спустя и вовсе началась снежная буря. Ялту засыпало чуть ли не двухметровым слоем. В горных частях города и в окрестных посёлках некоторые дачи и дома оказались полностью под снегом. Вскоре под снег ушёл практически весь Крым, а мо­розы опустились ниже минус 20, а кое-где даже ниже минус 30 градусов. В Севастополе снежный ураган разбил городскую набережную и все ялики, шаланды и лодки, стоявшие в Южной бухте.

Замёрзла и Керченская бухта, был отменён заход в порт пассажирских и грузовых пароходов. Поч­товое сообщение между городами поддерживалось только на санях. К середине февраля высота снега дошла уже до трёх мет­ров. Движение транспорта было прекращено (из-за заносов на железных дорогах поезда если и ходили, то с большими опозданиями), сообщение между городами стало невозможно даже на санях и верхом.

На улицах было множество замерзающих птиц, в поисках пищи с гор спустились олени — местные жители встречали их в районе Инкермана. Вслед за оленями пришли волки — они нападали на домашний скот, и жители организовывали на них облавы.

Пострадали от морозов и крымские сады — в них вымерзло почти 40% яблоневых деревьев. К счастью, 60% площади садов занимали местные сорта — они не пострадали от морозов и принесли урожай. (Тогда-то Лев Симиренко и добился у Николая II разрешения на создание Салгирской станции садоводства — чтобы сохранять и распространять местные породы плодовых культур.)

Морозы чуть не сорвали строительство Ливадийского дворца. По договору, огромный императорский дворец в Ливадии должны были построить всего за 17 месяцев. В январе 1911-го дворец уже был подготовлен к внутренним отделочным работам, но тут всё засыпал снег и вся стройка покрылась огромными сугробами. Морозы отступили только в марте, однако вплоть до мая стояла ненастная погода. В итоге стены так отсырели, что дворец пришлось просушивать с помощью мощного электрического отопления.

«Ужасной силы ураган»

Чёрное море подчас может быть очень неприветливым. В середине XIX века у крымских берегов произошёл один из самых мощных и разрушительных штормов в истории. После него для Великобритании название «Балаклава» и дата «14 ноября 1854 года» слились воедино и окрасились в чёрный цвет. Невероятной силы буря, разразившаяся в тот день у берегов Крыма, уничтожила несколько десятков кораблей британского флота, стоявших на якорях в гавани и на внешнем рейде Балаклавы. Ураганный ветер, скорость которого впоследствии оценили в 120 километров в час, налетел внезапно. Один из очевидцев этой трагедии, корреспондент «Таймс», писал: «Мы вдруг услышали приближающийся резкий вой, страшный треск ломающегося дерева и рвущейся ткани. Жердь нашей палатки сломалась посередине, как стеклянная. Нас тут же придавило складками мок­рого холста. Выбравшись наружу, я увидел, что весь лагерь придавлен к земле. Воздух наполнился оде­ялами, шапками, плащами, куртками и даже столами и стульями. Как осенние листья, наши макинтоши, килты, каучуковые ванны и простыни неслись по ветру в сторону Севастополя. Арбы и телеги перевернулись, а люди и лошади, сбитые с ног, катались по земле».

На море сила шторма доходила до 11 баллов. «Всякая мысль о горизонтальной поверхности моря, вся правильность волнения, казалось, были утрачены в кипящей и клокочущей массе, которая с громом разбивалась о неподвижные скалы», — вспоминал командир английского корабля. Ещё один очевидец тех страшных событий утверждал: «Моряки, подвергавшиеся опасностям на всех морях, не помнят, чтобы им приходилось быть свидетелями подобной бури».

А вот воспоминания французского флотского офицера: «В десяти часах от Херсонеса встретила нас буря, какую я только видел у мыса Горна. Вы можете себе составить о ней понятие, когда я скажу, что одна из наших 30-фунтовых пушек (такая пушка весила чуть больше трёх тонн. — Ред.) была подхвачена волною и с лафетом и со всеми принадлежностями переброшена за борт».

Свидетелем трагедии оказался и английский художник Уильям Симпсон (позднее он создал литографию «Шторм в Балаклавской бухте»). «14 ноября ужасной силы ураган, длившийся с неослабевающей яростью несколько часов, посетил берега Крыма и нанёс непоправимый ущерб союзникам как на море, так и на суше», — писал Симпсон. В тот день англо-французский флот у берегов Балаклавы, Херсонеса, Качи и Бельбека потерял около 60 судов, погибло более 500 человек. Даже спустя неделю после урагана многочисленные тела погибших всё ещё плавали в бухте и открытом море. А берега были усеяны обломками разбитых кораблей. Убытки составили более двух миллионов фунтов стерлингов, моральное состояние армии, осаждавшей Севастополь, было полностью подорвано.

Под потоками воды

Крымская погода может «порадовать» и мощными ливнями. В прошлом это не раз приводило к трагическим последствиям. Крымские реки не отличаются особой мощью и полноводностью, но во время таяния снега в горах или после сильных весенне-летних ливней могут превратиться в свирепую стихию. Особенно сильно страдали от этого жители Крыма до революции, когда реки не были зарегулированы водохранилищами. В мае 1907 года газеты сообщали о том, что «небывалым наводнением погублены фруктовые сады в долинах крымских рек». В июне 1912-го ливень привёл к катастрофическому наводнению в Ялте: «Колоссальные потоки воды, стекающие с гор, за одну ночь затопили большинство ялтинских улиц. Страшным напором воды снесены два моста, перекинутые через реку Учан-Су. Уничтожен наполовину Пушкинский бульвар, разрушены помещающиеся около реки дома Кошкина и Корсекина.

В центре города, на набережной, погиб в подвальном помещении приказчик гастрономического магазина Светильников, застигнутый водою во время спасения товара. Разрушен ещё дом Бочарова. Жильцы его, лишившиеся всего своего имущества, едва спасены были подоспевшими на помощь пожарными дружинами. Из бушующей реки Учан-Су вытащены погибавшие офицер и двое детей. Убытки, причинённые наводнением, неисчислимы. Многие плантации и огороды занесены илом и разным мусором. В садах уничтожена масса фруктовых деревьев. Сообщение с Симферополем совершенно прекратилось. Вечером город был погружён во мрак благодаря порче электрических проводов».

Если река Учан-Су терроризировала ялтинцев, то жителям Судака и его окрестностей доставалось от летних бесчинств реки Суук-Су. Крохотная Суук-Су после дождя превращалась в бурный, ревущий поток. В июле 1911-го ливень выгнал Суук-Су из берегов, и это стало причиной большой беды: «Близ Судака ночью сильным ливнем с градом снесена почти вся приморская татарская деревня Капсихор (нынешнее село Морское. — Ред.). Унесено и погибло много детей и взрослых. Разрушены жилые сараи. Унесены стада баранов». Сильное наводнение произошло здесь и в августе 1914-го. Многие тогда связывали стихийное бедствие с началом Первой мировой войны, видели в нём знак беды. После ливня река вышла из берегов и устремилась с гор в долину. На том месте, где в советские времена был построен пионерский лагерь «Чайка», находился тогда дом помещицы. От наводнения её спасли на баркасе, который подошёл с моря прямо к окнам второго этажа.

Подобные катаклизмы, к счастью, остались в далёком прошлом. Конечно, и сейчас в Крыму иногда возможны, выражаясь языком синоптиков, и ливни, и грозы, и шквалистый ветер. Но к таким катастрофическим последствиям это уже не приводит — слишком изменилась с тех пор жизнь. Ну а что касается морозов, то нынешняя зима на полуострове обещает быть по-настоящему южной. Однако не стоит забывать: если снег не придёт к нам на Новый год, он вполне может наведаться запоздалым гостем аккурат 8 марта. Крымская погода щедра на сюрпризы.

Текст: Анна ЗИМИНА
Фото: Максим КУТАШЕВ