27 апреля 2022

Андрей Кондрашов: «Дорога на Ялту проходит через сердца людей»

Андрей Кондрашов: «Дорога на Ялту проходит через сердца людей»

Фото: Наталья Сомова

Фестиваль «Дорога на Ялту» сравнительно молодое детище известного телеведущего Андрея Кондрашова и его коллеги Эрнеста Мацкявичюса, которое уже проложилопуть к сердцам россиян и жителей других стран. В этом году конкурс, сплотивший многих музыкантов и просто ценителей военной песни, проходит в особых условиях и оттого становится ещё более актуальным.

О том, с каким беспрецедентным давлением столкнулись участники конкурса и почему дорога на Ялту проходит через Москву, «КЖ» побеседовал с первым заместителем генерального директора ВГТРК и президентом фестиваля Андреем Кондрашовым.

Эх, дорога

Андрей Олегович, для многих стало сюрпризом проведение фестиваля «Дорога на Ялту» в Москве. С чем связаны такие перемены?

С чрезмерно затруднённой логистикой, конечно. Небо над нашими южными аэропортами закрыто, иностранцам очень тяжело добираться в Крым. Им и в Москву попасть сегодня сложно – сами знаете, Европа для нас сегодня почти закрыта. А если такие же проблемы возникают ещё и внутри страны … Мы решили по возможности облегчить участникам логистику. Думаю, что эта ситуация станет исключением, и уже в следующем году фестиваль вернётся туда, где родился: в Ялту.

Смена «прописки» не повлияет на дух фестиваля? Или дорога на Ялту вполне может пролегать и через Москву?

Дорога на Ялту в действительности проходит через сердца, а не через города. Мы могли бы провести фестиваль не в Москве, а в Петербурге, и это тоже была бы полноценная дорога на Ялту. Сделаем всё, чтобы артистам и зрителям понравилось, как и в предыдущие годы. Конечно, погоду, как на ЮБК, обещать не можем, но всё тепло наших душ – для участников и гостей.

И всё-таки, будут ли крымчане как-то задействованы в подготовке и проведении фестиваля? Не получится, что дорога на Ялту пройдёт мимо Крыма?

Конечно, фестиваль был и остаётся крымским. Мы силами наших замечательных коллег собираемся установить большой экран на набережной Ялты и транслировать финал конкурса, чтобы люди могли остановиться и посмотреть в прямом эфире, как всё это проходит в Москве. Планируется и выход в прямой эфир главы Республики – Сергея Аксенова. Словом, крымская составляющая будет максимальной, насколько это возможно в сложившейсяситуации.

Под грифом «секретно»

Ситуация сегодня сложная не только в плане логистики. Во многих странах российская культура, мягко говоря, не является мейнстримом. Не повлияла ли геополитическая напряжённость на возможность и, главное, желание иностранных участников приехать в Россию и исполнить наши песни?

На желание артистов принять участие в нашем большом фестивале не повлияла. Люди как были здравомыслящими, так ими и остались. Как любили Россию, так и продолжают её любить. А вот на их возможности происходящее повлияло колоссально. На некоторых конкурсантов оказывают огромное давление, заставляют их изменить планы. Отдельные исполнители не смогут прилететь, потому что их реально запугивают, шантажируют тем, что они больше не получат доступ ни на одну концертнуюплощадку у себя на родине.

Поэтому в этом году нельзя заранее увидеть на сайте фестиваля номера участников?

Да, мы были вынуждены полностью закрыть подготовительную часть и отменить онлайн-голосование. Сразу скажу, все участники такие же профессионалы и прекрасные люди, как и в предыдущие годы. Но нам пришлось пойти на такие меры, чтобы не давать поводанападать на людей, не поддерживающих русофобию, которая в их странах стала мэйнстримом.

Надо отдать должное смелости участников. Хотелось бы, конечно, как-то их поддержать, потому что им придётся нелегко…

Будем поддерживать всеми возможными способами, безусловно. Конечно, во многих странах любовь к России сегодня не просто не в тренде, она порой запрещена на законодательном уровне. Но мы видим, что там по-прежнему хватает людей, которые испытывают огромный пиетет к российской культуре, уважают нашу историю и не видят причин для внезапной ненависти к России.

Если обратиться к сухой статистике, как изменилось число заявок по сравнению с предыдущими годами? Нет спада интереса к «Дороге на Ялту»?

Как и в предыдущие годы, мы получили свыше 300 заявокиз десятков стран. Более того, география конкурса в очередной раз расширилась, мы услышим песни на языках, на которых ранее русские и советские песни еще не звучали.

Перекличка времён

Организаторы фестиваля особое внимание уделяют подбору произведений, которые будут представлены на суд жюри и зрителей. Какие песни из репертуара этого года сегодня особенно актуальны?

Знаете, многие песни военных лет зазвучали так, как будто были написаны для сегодняшнего дня. Причём мы не преследовали такую цель специально, но зрители почувствуют явную перекличку времён. То, что мы сейчаснаблюдаем, на мой взгляд, всё меньше и меньше отличается от Великой Отечественной войны. На карту поставлено всёто же: наша независимость и возможность развиваться так, как мы считаем нужным. Мы снова не имеем права проиграть. Но! Хочу особо подчеркнуть: конкурс посвящён исключительно наследию Великой Отечественной, на фестивале не будут звучать современные песни, затрагивающие нынешние события. Просто актуализация напрашивается сама собой, между строк.

Есть ли среди номеров те, которые тронули вашу душу?

Военные песни в исполнении иностранцев сами по себе трогают. Певцы ведь их не просто исполняют. Они изучаютисторию написания песни, погружаются в атмосферу тех лет. И результат не может не волновать. Здесь отдельная заслуга художественного руководителя фестиваля – Эрнеста Мацкявичюса, это он составляет репертуар и болеет за каждую песню. А еще труд режиссеров и оркестра с его уникальными аранжировками. Есть ли у нас фавориты? Да, но называть их не будем. У нас есть профессиональное жюри, и его снова возглавляет великий Лев Лещенко. Пусть жюри судит строго, но справедливо. И пусть победит тот, кто не просто умеет петь, но делает это от всей души.

 

Текст: Анастасия Заплотнева
Фото: Наталья Сомова