06 июля 2020

Тропа водопадов:

=

Тропа водопадов:

Фото: автора

Восточный Крым готов подарить активному туристу редкую возможность: увидеть за один поход две горные реки, украшенные водопадами. Лучше всего отправляться в путешествие сразу после дождя: водопады оживают и радуют гостей красотой и мощью. А в засуху вода может исчезнуть. 

«Беловодье» Кучук карасу

 Маршрут начинается в Белогорском районе, в селе Поворотное. Недалеко от него находится каньон, по которому бежит речка Кучук карасу (в переводе с крымскотатарского – «малая чёрная вода»). Каньон тоже невелик, но весной «Малая чёрная вода» превращается в настоящее «Беловодье»: река бурлит, пенится, низвергается с крутых перепадов.

Вход в каньон.

Каньон Кучук карасу спрятался в лесу. Первой на пути встретится берёзовая рощица. Берёза не очень свойственна Крыму. Только благодаря стараниям лесников деревья отлично прижились и приветливо шумят, радуясь гостям. Но вскоре настроение леса меняется. Мрачноватые буки буквально сплелись кронами, и только отдельные солнечные зайчики пробиваются сквозь листву.

Второй водопад не менее живописен.

Живописен вход в каньон: с одной стороны над рекой нависают скалы, с другой – подступают деревья. Тропа прячется в галечной россыпи, перепрыгивает с камня на камень, карабкается по скале. В трудных местах лесники предусмотрительно проложили перила, так что экстрим тут – минимальный, но внимательность и осторожность должны быть вашими спутниками всё время.

Русло то расширяется, то сужается, и вскоре выводит к первому водопаду. Он невысок, всего четыре метра, но красив: река проточила твердый известняк и ровным потоком падает в природную ванну. Ну, как тут не искупаться? Чистейшая горная вода обжигает холодом, и в то же время – придаёт силы для дальнейшего пути.

Буквально через несколько минут встретится второй водопад. По высоте он примерно такой же, но струй уже две.

Природа изваяла «броненосца».

Самый высокий каскад Кучук карасу по виду напоминает Большой каскад в Петергофе. Вода, ликуя, мчится по гигантским ступеням естественной каменной лестницы. Взбираешься на верхнюю точку – и буйство Большого каскада неожиданно сменяется тишайшей заводью. Так и тянет поглядеть – кто там водится в тихом омуте? Живности тут, кроме лягушек, не встретишь, но внимательный взгляд обязательно увидит игру природы. Например, камни на тропе удивительным образом сложены в силуэт животного — броненосца.

Кокасан – места партизанской славы

Тропа покидает теснину каньона и выходит на открытое место – в уютное урочище Верхний Кок асан. Горные луга обрамлены покрытыми лесом вершинами. На одной из них, голой, можно разглядеть памятный знак. Во время Великой Отечественной войны там находился наблюдательный пункт Ичкинского партизанского отряда.

На опушке стоит памятник на братской могиле партизан, погибших в этих местах. Привлекает внимание мемориальная доска «Верным сынам России. Старшему лейтенанту погранвойск Андрею Кузнецову и его боевым друзьям — партизанам».

Вид на село Зеленогорье.

Силы партизан поддерживал источник Павло чокрак. Уникальный случай, когда крымскотатарское слово «чокрак», что значит родник, сочетается с украинской формой имени Павел.

Тропа потихоньку тянется вверх и выводит на гребень – высшую точку пути. Впереди видно море. В его сторону гигантскими ступенями спускаются мощные выходы известняка, напоминающие основания крепостных стен. Голые холмы увенчаны островерхими скалами.

На спуске, если поход происходит весной, можно наблюдать редкостную картину. На совершенно безжизненной, казалось бы, осыпи, состоящей из глины и мелких камней, сияют ярко-желтые соцветия примулы. Удивительно, как мало нужно этому цветку для праздника жизни! Немного земли, чуть побольше — солнца и самое главное – вода.

Изысканный каньон Арпата

Отсюда начинаются истоки крохотной речки Арпат. Её название имеет несколько вариантов перевода. В турецком к нему близко слово «ячмень», а по-армянски «урпат» значит пятница. Ручей, в свою очередь, подарил имя селу, которое виднеется вдали. Его современное название — Зеленогорье. Оно находится на границе Алуштинского и Судакского регионов.

Крутой склон напоминает слоёный торт: участки, сложенные хрупким песчаником и глиной, чередуются карнизами из прочного известняка. С одного такого карниза ниспадает небольшой, но живописный водопадик. Под ним сделали настил, чтобы удобней было принимать природный душ.

Горное озеро.

От водопада начинается Арпатский каньон. Ещё он называется Панагия – по-гречески «Пресвятая», так в православной традиции называли Богородицу. Возможно, в средние века здесь располагалась небольшая церковь. От творения человеческих рук практически ничего не сохранилось. А вот вода, этот искусный скульптор, дарит путникам целую галерею произведений,  вырезанных в белом камне: лабиринты, промоины изысканной формы. Одна из них напоминает сердце.

Встречаются довольно большие естественные ванны, в которых можно окунуться. Современные люди, в свою очередь, решили в очередной раз улучшить природу, и построили ближе к селу дамбу, оборудовали мостки и лестницы. Красоты это не прибавило, но отдыхающим нравится.

Последним мощным аккордом водной симфонии звучит озеро. Оно находится непосредственно в селе и благодаря красивому расположению тоже является местом отдыха.

Покидая Зеленогорье, оглянитесь на пройденный путь. Картина удивительно напоминает строки, написанные 200 лет назад великим Пушкиным под впечатлением путешествия по Крыму:

Янтарь и яхонт винограда,

Долин приютная краса,

И струй, и тополей прохлада…

Не правда ли, всё соответствует?

Текст: Кирилл Белозёров
Фото: автора