Ряд популярных прогнозов о «мире после коронакризиса» предполагают распад Евросоюза и серьёзный кризис других международных объединений. Насколько реалистичен такой сценарий и как это может сказаться на отношениях государств ЕС с Россией?
Во-первых,
в условиях мирового экономического кризиса для наиболее пострадавших стран будет важно сохранить любые источники и механизмы, дающие хотя бы минимальные возможности для получения помощи от крупных международных игроков. Конечно, это не отменяет жёсткие конфликты внутри Евросоюза в связи с подходами к решению финансовых проблем. Вспомним хотя бы затяжные дискуссии о выпуске «коронабондов» – общих европейских долговых обязательств – с целью поиска средств для решения соответствующих задач. На этом фоне всё чаще будут звучать заявления национальных правительств (особенно сформированных при участии евроскептиков) об инициировании процесса выхода их стран из ЕС. И всё же здесь мы наблюдаем именно тот случай, когда жёсткая риторика является прежде всего аргументом для торга, а не предупреждением о намерении реализовать подобные угрозы на практике.
Во-вторых,
страны ЕС сталкиваются и с другими вызовами, с которыми проще бороться сообща, чем в одиночку. Вспомним, что ещё в марте 2020 года о помощи той же Греции в сдерживании потоков мигрантов, направляющихся в страну через границу с Турцией, заявляли в правительстве Австрии. Глава МВД последней Карл Нехаммер говорил тогда о готовности направить в Грецию части австрийской пограничной полиции. Безусловно, подобные задачи можно решать на уровне двусторонних соглашений, без Брюсселя и евробюрократии. И всё же заинтересованность наиболее проблемных стран Евросоюза в механизмах такой поддержки сохраняется.
В-третьих,
остаётся актуальным вопрос о привлечении в страны ЕС как туристов, так и сезонных рабочих. Вопрос об открытии границ, собственно, также можно решать в формате многосторонних соглашений между соседями по региону, что уже делается (например, между государствами Балтии или Бенилюкса). Однако для минимизации рисков важны и общие механизмы контроля эпидемиологической ситуации в таких странах, а для этого также есть определённый потенциал именно на уровне союза.
В-четвертых,
для государств – локомотивов Евросоюза важны дополнительные механизмы защиты бизнес-интересов своих корпораций, работающих в других странах блока, и обеспечение рынков сбыта в условиях экономического кризиса, что в итоге побудит их прилагать дополнительные усилия к сохранению ЕС. При этом введённые против России санкции станут предметом довольно затяжного торга, в котором входящие в Евросоюз государства будут неоднократно переходить от благожелательных высказываний к агрессивной риторике. Для примера можно отметить сделанные с довольно небольшим интервалом заявления Ангелы Меркель: от реплики «санкции нам неприятны» в конце апреля до осторожной фразы в мае о готовности ввести новые ограничительные меры в отношении России в связи с якобы имеющимися доказательствами о причастности нашей страны к кибератакам на бундестаг. Таким образом, смягчение европейских антироссийских санкций в будущем не исключено, но вряд ли стоит ожидать скорого решения этого вопроса.