Если бы в Книге рекордов Крыма была номинация «Самые древние храмы», город Судак занял бы первое место. История распорядилась так, что в этом небольшом городке и его живописных окрестностях расположены удивительные христианские церкви, которые бережно хранят святыни и предания о величии Тавриды.
К слову, Судак – один из немногих городов, дата основания которого доподлинно известна. На страницах средневекового Синаксаря (церковная книга, сборник поучительных повестей и рассказов о святых – ред.), хранившегося в одном из монастырей Греции, неизвестный монах записал: «Построена крепость Сугдея в 5720 году». В переводе на современное летосчисление эта дата соответствует 212 году н.э. Памятники периода начальной истории давно стерты с лица земли, но храмы Судака хранят множество святынь и преданий о величии этого чудесного города.
Церкви в городе
Символ долгой и изменчивой судьбы Судака – храм с аркадой, входящий в комплекс Генуэзской крепости. Это культовое здание было построено в XII веке и исправно служило людям до 20-х годов минувшего столетия. При генуэзцах в нём располагалась католическая церковь, при турках – мечеть. Когда здесь квартировал полк российской армии, солдаты обустроили православную церковь, а в XIX веке храм освятила местная армянская община. Хорошо сохранился михраб (ниша в стене мечети, предназначенная для того, чтобы в ней молился имам – ред.), обращённый, как полагается, в сторону Мекки. А над ним прочитывается надпись на латыни: «Во имя Христа. Аминь. 1373 года 4 января это сооружение приказал построить господин Каталани милостью Христовой».
Сильное впечатление производит средневековый храм Двенадцати апостолов. Расположен он в живописном месте – под крутой скалой, рядом с башней, входившей в систему обороны Генуэзской крепости. В средние века здесь находился порт, а около него – таможня и карантин, мастерские и склады, лавки и таверны. И обязательно – церковь. От припортовых построек ничего не осталось: море поглотило часть берега, а люди за много столетий разобрали всё оставшееся. Но стройная башня и маленькая уютная церковь рядом с ней сохранились. Недавно храм реставрировали и передали верующим. Настоятель церкви протоиерей Валентин (кстати, автор обстоятельной книги «Судак православный») рассказал, что архитектура храма характерна для Византийской империи XII-XV веков. Он довольно аскетичен, лишь наружную стену алтаря украшают три резные белокаменные розетки со сложным орнаментом. Внутри церкви — современные росписи. По стилю они напоминают средневековые фрески, но выполнены на холсте и прикреплены к стенам таким образом, чтобы сохранить оригинальную живопись XIV-XV веков. Входную дверь венчает белокаменный барельеф «Спас Нерукотворный».
Храм в Солнечной Долине
В центре села Солнечная Долина в Судакском регионе на холме возвышается храм Святого Илии-пророка. Эта уютная церквушка – одна из древнейших в России: время её создания исследователи относят к X-XI векам! Архитектура собора более чем скромна. Но есть нечто завораживающее в простых очертаниях каменных церковных стен того же цвета, что и выжженные солнцем склоны окрестных гор.
Паству окормляет отец Игорь.
«КЖ»: Отец Игорь, святыня настолько древняя, что наверняка имеет угодников, по молитве которым совершались чудеса.
– Таким угодником является мученик Пётр. В августе 1771 года генерал Долгоруков, разбив турок, взял Кафу (Феодосию). Узнав об этом, турецкие войска, стоявшие в Козах (прежнее название Солнечной Долины), в отместку убили православного священника-грека, служившего в церкви Святого Ильи. Священнослужителя, принявшего мученическую смерть, погребли у входа в храм, на могилу положили каменную плиту, а рядом поставили скамью.
Отец Пётр почитался местными жителями как чудотворец. К его могиле приносили больных, прося для них исцеления, оставляли рядом с ней куски материи, которой перевязывали больные места, увозили с собой горстку земли, поэтому под плитой всегда была небольшая ямка.
Когда нашли могилу, тело священника в ней не обнаружили. Считается, что его останки перезахоронили жители села, боявшиеся надругательства. Надгробье теперь лежит около церкви. Приложившиеся к нему с искренней верой люди исцеляются. Вот один пример. Приезжала к нам паломница просить, чтобы Господь даровал ей ребёнка. Теперь она приезжает с малышом, которого назвала Ильёй. Мы окрестили его в древней мраморной купели, сделанной из капители колонны IV века.
Подарили прихожане старинные иконы Святителя Николая и Спасителя, которые стали в нашем храме обновляться. Во время службы на аналое (высокий столик с покатым верхом, который используется для богослужений, – ред.) лежит старинный крест, тоже подаренный. Впервые поняли, что это великая святыня, когда в один из праздников поставили рядом вазу с цветами. Через какое-то время они завяли, а один цветок, случайно упавший на крест, был свеж, как только что сорванный.
«КЖ»: Говорят, какое-то чудо произошло во время пожара?
– Случилось это несколько лет назад. Смотрительница утром зажгла лампаду и ушла. В четыре часа пришли на молебен и увидели страшную картину: из окон валил дым, открыли дверь – упёрлись в дымовую стену. Первая мысль: всё сгорело, ведь кругом дерево – пол, иконостас. Но сгорел лишь небольшой кусочек пола. На крышке, которой накрываем купель, лежала современная икона «Воскресение Христово» из софринской мастерской. Сгорели крышка, полотенце, купель была полна пепла, а икона лишь немного погнулась под воздействием высокой температуры. Изображение почти не повредилось, идеально сохранился лик Спасителя.
Такое вот чудо. Заказали для иконы киот (шкафчик, застеклённая полка для хранения икон – ред.). Он будет вечным напоминанием о том, что, кроме житейских проблем, есть вещи вневременные, непреходящие.
«КЖ»: Рассказывают, что престольный праздник проходит необычно.
– Да, Илья-пророк ежегодно посылает нам чудо. Все знают, что лето в Солнечной Долине – засушливое, осадков мало. А 2 августа здесь всегда идёт дождь.
Руины храма на горе Килиса-Кая
Судьба этого храма напоминает историю древнерусского города Китежа. С той только разницей, что Китеж, не пожелав сдаться врагам, чудесным образом скрылся в водах озера Светлояр. А собор на склонах горы Килиса-Кая надёжно укрыла земля, чтобы спрятать его подальше от злых глаз и холодного сердца.
Археологи были в восторге: в течение года из небытия восстало здание большого христианского храма в уникальной сохранности. Из-под земли выросли мощные стены метровой толщины с элементами арочных сводов. На остатках фресковой росписи прочитываются буквы греческого алфавита. Четыре массивные колонны должны были поддерживать центральный купол. В процессе раскопок исследователи обнаружили остатки черепичной кровли.
О том, что эта церковь была очень значимой для средневековой Тавриды, красноречиво свидетельствуют три алтарные апсиды (выступы в церковной архитектуре – ред.), полукруглые внутри и гранённые снаружи.
Поражает площадь здания – около 200 квадратных метров. Древние церкви Иоанна Предтечи в Керчи и Сурб-Хач в Старом Крыму, сохранившиеся до наших дней, по размерам уступают храму на склоне Килиса-Кая. Получается, он является самым крупным христианским культовым сооружением средневекового Крыма.
Вопрос: когда построено это величественное сооружение – пока остаётся открытым. Обнаруженные в процессе раскопок монеты XII века позволяют утверждать, что храм в то время уже существовал. А найденные при его раскопках нательные кресты датируются X столетием.
Церкви не стало в 1475 году, когда Крым захватили турки. Об этом ясно свидетельствуют фрагменты турецких стрел и следы пожара.
Имя этого объекта не сохранилось. Однако для мусульманского населения он был важным ориентиром, что отразилось в названии вершины, на склоне которой расположен храм Килиса-Кая, в переводе «церковная скала». Долина, протянувшаяся вдоль Церковной скалы, называется Ай-Ван. В этом названии угадываются искаженные греческие слова, которые можно перевести как «святой Иоанн». Может быть, в древности собор носил это имя? Архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил, составивший в середине XIX века описание христианских древностей Крыма, упоминает о руинах двух церквей, находившихся поблизости от селения Токлук (современная Богатовка). Одна из них, согласно легенде, была посвящена Иоанну Златоусту.
О том, что этот храм терпеливо ждал своих открывателей, говорят мистические находки. Например, там, где участники экспедиции установили палатку, вскоре был обнаружен нательный крест, датируемый предположительно XIV-XV веками. Постоянный спутник христианина изготовлен из сплава серебра и меди, на нём прочитываются аббревиатуры ICXC и NK, что означает Иисус Христос и NIKA – Победа.
Археологи полагают, что 900 лет назад на этих склонах, вблизи от родника, располагался большой христианский монастырь. Его тайны ещё ждут своих открывателей.