04 февраля 2020

Судак: Древние светочи веры

Судак: Древние светочи веры

Если бы в Книге рекордов Крыма была номинация «Самые древние храмы», город Судак занял бы первое место. История распорядилась так, что в этом небольшом городке и его живописных окрестностях расположены удивительные христианские церкви, которые бережно хранят святыни и предания о величии Тавриды.

К слову, Судак – один из немногих городов, дата основания которого доподлинно известна. На страницах средневекового Синаксаря (церковная книга, сборник поучительных повестей и рассказов о святых – ред.), хранившегося в одном из монастырей Греции, неизвестный монах записал: «Построена крепость Сугдея в 5720 году». В переводе на современное летосчисление эта дата соответствует 212 году н.э. Памятники периода начальной истории давно стерты с лица земли, но храмы Судака хранят множество святынь и преданий о величии этого чудесного города.

Церкви в городе

Средневековый храм Двенадцати апостолов

Символ долгой и изменчивой судьбы Судака – храм с аркадой, входящий в комплекс Генуэзской крепости. Это культовое здание было построено в XII веке и исправно служило людям до 20-х годов минувшего столетия. При генуэзцах в нём располагалась католическая церковь, при турках – мечеть. Когда здесь квартировал полк российской армии, солдаты обустроили православную церковь, а в XIX веке храм освятила местная армянская община. Хорошо сохранился михраб (ниша в стене мечети, предназначенная для того, чтобы в ней молился имам ред.), обращённый, как полагается, в сторону Мекки. А над ним прочитывается надпись на латыни: «Во имя Христа. Аминь. 1373 года 4 января это сооружение приказал построить господин Каталани милостью Христовой». 

Сильное впечатление производит средневековый храм Двенадцати апостолов. Расположен он в живописном месте – под крутой скалой, рядом с башней, входившей в систему обороны Генуэзской крепости. В средние века здесь находился порт, а около него – таможня и карантин, мастерские и склады, лавки и таверны. И обязательно – церковь. От припортовых построек ничего не осталось: море поглотило часть берега, а люди за много столетий разобрали всё оставшееся. Но стройная башня и маленькая уютная церковь рядом с ней сохранились. Недавно храм реставрировали и передали верующим. Настоятель церкви протоиерей Валентин (кстати, автор обстоятельной книги «Судак православный») рассказал, что архитектура храма характерна для Византийской империи XII-XV веков. Он довольно аскетичен, лишь наружную стену алтаря украшают три резные белокаменные розетки со сложным орнаментом. Внутри церкви — современные росписи. По стилю они напоминают средневековые фрески, но выполнены на холсте и прикреплены к стенам таким образом, чтобы сохранить оригинальную живопись XIV-XV веков. Входную дверь венчает белокаменный барельеф «Спас Нерукотворный». 

Храм в Солнечной Долине

В центре села Солнечная Долина в Судакском регионе на холме возвышается храм Святого Илии-пророка. Эта уютная церквушка – одна из древнейших в России: время её создания исследователи относят к X-XI векам! Архитектура собора более чем скромна. Но есть нечто завораживающее в простых очертаниях каменных церковных стен того же цвета, что и выжженные солнцем склоны окрестных гор.

Паству окормляет отец Игорь.

«КЖ»: Отец Игорь, святыня настолько древняя, что наверняка имеет угодников, по молитве которым совершались чудеса.

Таким угодником является мученик Пётр. В августе 1771 года генерал Долгоруков, разбив турок, взял Кафу (Феодосию). Узнав об этом, турецкие войска, стоявшие в Козах (прежнее название Солнечной Долины), в отместку убили православного священника-грека, служившего в церкви Святого Ильи. Священнослужителя, принявшего мученическую смерть, погребли у входа в храм, на могилу положили каменную плиту, а рядом поставили скамью.

Отец Пётр почитался местными жителями как чудотворец. К его могиле приносили больных, прося для них исцеления, оставляли рядом с ней куски материи, которой перевязывали больные места, увозили с собой горстку земли, поэтому под плитой всегда была небольшая ямка.

Когда нашли могилу, тело священника в ней не обнаружили. Считается, что его останки перезахоронили жители села, боявшиеся надругательства. Надгробье теперь лежит около церкви. Приложившиеся к нему с искренней верой люди исцеляются. Вот один пример. Приезжала к нам паломница просить, чтобы Господь даровал ей ребёнка. Теперь она приезжает с малышом, которого назвала Ильёй. Мы окрестили его в древней мраморной купели, сделанной из капители колонны IV века.

Подарили прихожане старинные иконы Святителя Николая и Спасителя, которые стали в нашем храме обновляться. Во время службы на аналое (высокий столик с покатым верхом, который используется для богослужений, – ред.) лежит старинный крест, тоже подаренный. Впервые поняли, что это великая святыня, когда в один из праздников поставили рядом вазу с цветами. Через какое-то время они завяли, а один цветок, случайно упавший на крест, был свеж, как только что сорванный.

«КЖ»: Говорят, какое-то чудо произошло во время пожара?

Случилось это несколько лет назад. Смотрительница утром зажгла лампаду и ушла. В четыре часа пришли на молебен и увидели страшную картину: из окон валил дым, открыли дверь упёрлись в дымовую стену. Первая мысль: всё сгорело, ведь кругом дерево пол, иконостас. Но сгорел лишь небольшой кусочек пола. На крышке, которой накрываем купель, лежала современная икона «Воскресение Христово» из софринской мастерской. Сгорели крышка, полотенце, купель была полна пепла, а икона лишь немного погнулась под воздействием высокой температуры. Изображение почти не повредилось, идеально сохранился лик Спасителя.

Такое вот чудо. Заказали для иконы киот (шкафчик, застеклённая полка для хранения икон – ред.). Он будет вечным напоминанием о том, что, кроме житейских проблем, есть вещи вневременные, непреходящие.

«КЖ»: Рассказывают, что престольный праздник проходит необычно.

Да, Илья-пророк ежегодно посылает нам чудо. Все знают, что лето в Солнечной Долине засушливое, осадков мало. А 2 августа здесь всегда идёт дождь.

Руины храма на горе Килиса-Кая

Руины храма на горе Килиса — Кая

Судьба этого храма напоминает историю древнерусского города Китежа. С той только разницей, что Китеж, не пожелав сдаться врагам, чудесным образом скрылся в водах озера Светлояр. А собор на склонах горы Килиса-Кая надёжно укрыла земля, чтобы спрятать его подальше от злых глаз и холодного сердца.

Археологи были в восторге: в течение года из небытия восстало здание большого христианского храма в уникальной сохранности. Из-под земли выросли мощные стены метровой толщины с элементами арочных сводов. На остатках фресковой росписи прочитываются буквы греческого алфавита. Четыре массивные колонны должны были поддерживать центральный купол. В процессе раскопок исследователи обнаружили остатки черепичной кровли.

О том, что эта церковь была очень значимой для средневековой Тавриды, красноречиво свидетельствуют три алтарные апсиды (выступы в церковной архитектуре – ред.), полукруглые внутри и гранённые снаружи.

Поражает площадь здания около 200 квадратных метров. Древние церкви Иоанна Предтечи в Керчи и Сурб-Хач в Старом Крыму, сохранившиеся до наших дней, по размерам уступают храму на склоне Килиса-Кая. Получается, он является самым крупным христианским культовым сооружением средневекового Крыма.

Вопрос: когда построено это величественное сооружение пока остаётся открытым. Обнаруженные в процессе раскопок монеты XII века позволяют утверждать, что храм в то время уже существовал. А найденные при его раскопках нательные кресты датируются X столетием.

Церкви не стало в 1475 году, когда Крым захватили турки. Об этом ясно свидетельствуют фрагменты турецких стрел и следы пожара.

Имя этого объекта не сохранилось. Однако для мусульманского населения он был важным ориентиром, что отразилось в названии вершины, на склоне которой расположен храм Килиса-Кая, в переводе «церковная скала». Долина, протянувшаяся вдоль Церковной скалы, называется Ай-Ван. В этом названии угадываются искаженные греческие слова, которые можно перевести как «святой Иоанн». Может быть, в древности собор носил это имя? Архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил, составивший в середине XIX века описание христианских древностей Крыма, упоминает о руинах двух церквей, находившихся поблизости от селения Токлук (современная Богатовка). Одна из них, согласно легенде, была посвящена Иоанну Златоусту.

О том, что этот храм терпеливо ждал своих открывателей, говорят мистические находки. Например, там, где участники экспедиции установили палатку, вскоре был обнаружен нательный крест, датируемый предположительно XIV-XV веками. Постоянный спутник христианина изготовлен из сплава серебра и меди, на нём прочитываются аббревиатуры ICXC и NK, что означает Иисус Христос и NIKA Победа.

Археологи полагают, что 900 лет назад на этих склонах, вблизи от родника, располагался большой христианский монастырь. Его тайны ещё ждут своих открывателей.

 

Текст: Вячеслав ХАЧАТУРЯН