01 декабря 2020

Стоп-кадр!

Стоп-кадр!

Фото: Гала Амарандо  

Хочется побывать на съёмочной площадке фильма, снятого много лет назад? Что может быть проще в Крыму! 

“Крымский журнал” лично в этом убедился, посетив несколько интересных локаций. И даже воспроизвел на своих снимках некоторые ракурсы! 

 По следам грабителя  

«Сумка инкассатора», 1977 г.  

Режиссёр: Аугуст Балтрушайтис 

В главных ролях: Георгий Бурков и Донатас Банионис  

Симферополь сложно назвать излюбленным местом для киносъёмок, слишком уж зауряден его облик. Ни сказочных дворцов, ни морского побережья для романтических комедий. Словом, крымскую столицу трудно превратить в уголок Франции или Италии. Зато можно снять отличный детектив, основанный на реальных событиях, что и сделал режиссёр Аугуст Балтрушайтис.  

Фильм снят вполне в канве современных процедуралов: опытные следователи и практикантка уверенно раскрывают запутанное дело

Краеведы без особого труда назовут места Симферополя, которые мелькают на протяжении фильма. Например, многие сцены сняты на бульваре Франко и располагающихся рядом теннисных кортах. А вот здание железнодорожного вокзала, его аркада, дворик с фонтаном – визитная карточка крымской столицы – по-прежнему замечательное украшение города и легко распознаётся в том моменте, когда подозреваемый, чувствуя, что за ним идёт слежка, пытается сбить правоохранителей со следа.  

Голливудских погонь в фильме нет, но отсутствием динамики картина не страдает

Да и во время самой автомобильной погони легко узнать перекрёсток улиц Ленина, Пролетарской, Воровского и Шмидта. Но самые интересные места съёмок – дворик и старинный дом по улице Ефремова. Городские легенды гласят, что тут в начале XX века можно было купить «доступную любовь». Именно здесь находилось логово злоумышленника. Само здание с его характерными проходами, переходами и балкончиками, а также выдуманной пикантной историей, можно считать превосходно сохранившейся локацией, которую могут посетить все, кому понравился фильм «Сумка инкассатора».  

Старый город почти не меняется, поэтому неудивительно, что преступник решил скрыться именно в этих хитросплетениях домов

Подобные машины теперь можно увидеть разве что в кино, а вот симферопольские дворы ещё не потеряли своего колорита
Кадры из фильма «Сумка инкассатора». «Ленфильм», 1977 г.

И в Симферополе любовь 

«Шофёр на один рейс», 1981 г.  

Режиссёр: Вадим Зобин  

В главных ролях: Лидия Федосеева-Шукшина и Олег Ефремов

Замечательный двухсерийный советский фильм почти неизвестен современному зрителю – просто он из другой эпохи, и слишком многое в нём  вызывает снисходительную улыбку. Тем не менее это очень тёплая и душевная картина о любви двух зрелых людей, которых свела случайная, но судьбоносная встреча. 

Прогулки по набережной Салгира нравятся влюблённым всех возрастов

Героиня Лидии Федосеевой-Шукшиной – руководитель бригады механизаторов из Крыма. Она приезжает в Москву, чтобы принять участие в телепередаче об ударниках труда. Но запись завершается поздно, общественный транспорт уже не ходит, поэтому она упрашивает шофёра поливальной машины, в исполнении Олега Ефремова, подвезти её к гостинице. Завязывается знакомство. Первоначальная холодность водителя исчезает, и колхозница уже просит помощи – сначала выбрать легковой автомобиль, а затем перегнать его в Крым. 

Территория возле фонтана Савопуло выглядит сегодня чуть иначе

Приятно, что главные герои открылись друг другу после множества приключений и испытаний, которые ожидали их в пути, именно в Симферополе. Лучшее отображение чувств персонажей – прогулка по набережной Салгира с её знаменитыми плакучими ивами. А триумфом счастья и радости возлюбленных стали почти детские шалости в фонтане Савопуло.  

В Симферополе герои даже развернули крымскую газету

 

 

«Шофёр на один рейс» можно назвать советским роуд-муви, правда, все испытания, которые проходят герои, по-доброму семейные

На другой планете 

«Обитаемый остров», 2008 г.  

Режиссёр: Фёдор Бондарчук  

В главных ролях: Василий Степанов, Пётр Фёдоров и Юлия Снигирь

Крымским пейзажам и достопримечательностям не нужно делать ничего, чтобы выглядеть будто с другой планеты

Чтобы передать неуютную и болезненную атмосферу знаменитого одноимённого романа братьев Стругацких, режиссёру Фёдору Бондарчуку пришлось немало потрудиться. Множество эпизодов было отснято в Крыму. Для того чтобы показать какой кризис постиг цивилизацию Саракша, были подобраны крайне необычные локации: старокрымский и инкерманский карьеры, завод имени Войкова в Керчи, мыс Казантип и Опук, озеро Донузлав, городище Эски-Кермен и другие. Всё для того, чтобы подчеркнуть пустынность и разорённость планеты, которая существует в постоянных раздорах.  

Наш полуостров видел не только бутафорскую космическую технику, но и настоящий луноход. А экстравагантные люди на курортах попадаются на каждом шагу

Благодаря масштабным декорациям, диковинным костюмам и графике эти промышленные и природные объекты в кадре почти не узнаваемы. Однако отгадывать знакомые реальные объекты, поданные под соусом фантастики, неимоверно интересно. Чего только стоит самая тонкая и лирическая сцена прогулки главного героя со своей возлюбленной у пруда Массандровского дворца. Как сам бассейн с фонтаном, так и гигантские секвойи смотрятся совершенно по-саракшски.   

 

 

Рай для разбойников  

«Пираты ХХ века», 1979 г.  

Режиссёр: Борис Дуров  

В главных ролях: Николай Ерёменко-младший и Пётр Вельяминов 

Островитянам в фильме очень повезло, что спасение пришло в лице советских моряков

Один из любимейших советских боевиков и сейчас смотрится на достойном уровне, несмотря на то, что нет в нём ни навороченных спецэффектов, ни компьютерной графики. Зато есть захватывающий сюжет, интересные постановочные бои и невероятные крымские пейзажи, которые были призваны воплощать один из островов Юго-Восточной Азии. За тайный туннель, по которому можно попасть на базу пиратов, кинематографисты выдали 98-метровый сквозной грот на Тарханкуте. Корабль бандитов по удивительному совпадению был снят в Голубой бухте, которую также называют Разбойничьей. В то же время пулемётное гнездо, где несли дозор пираты, в фильме расположили на мысе Капчик. Этот же мыс в Новом свете является одним из пунктов высадки после крушения остатков экипажа советского судна. Туземная деревушка, где хозяйничали налётчики, располагается в Тихой бухте Коктебеля. Мыс Хамелеон, который вырисовывается в некоторых эпизодах на горизонте, смотрится вполне органично, соседствуя с искусственными пальмами и хижинами аборигенов. В целом уникальные ландшафты Крыма в очередной раз справились с экзотической задачей, создав симуляцию небольшого тропического островка. 

«Пиратская бухта» выглядит прекрасно и таинственно не только на киноэкране

Маленькая страна 

«Кольца Альманзора», 1977 г.

Режиссёр: Игорь Вознесенский

В главных ролях: Светлана Смирнова, Николай Кононов и Валентина Талызина

Невероятно, но Судакская крепость смогла совместить в себе целое сказочное королевство Фазании и Павлинии, а всё благодаря находчивости советских кинематографистов, которые сняли на её территории увлекательный и поучительный детский фильм. Основой романтической кинокартины послужила пьеса Тамары Габбе, которую воплотил на экране режиссёр Игорь Вознесенский, сопроводивший своё произведение чудесными песнями. 

Соискатели руки принцесс проезжают через остовы казарм Кирилловского полка конца XVIII века

Прекрасная сохранность Генуэзской крепости позволила совершать целые путешествия по сказочному королевству

Сюжет сказки довольно прост: королева-мать пытается выбрать среди своих дочерей достойную преемницу. Укрепить это дело государственной важности она собирается династическим союзом. Чтобы брак был крепким, а на трон не претендовали проходимцы, королева заручается поддержкой волшебника, который передаёт ей два особых кольца, которые помогут определить настоящую любовь. Генуэзская крепость со своими мощными стенами, высокими башнями и романтическими руинами стала идеальным местом для развернувшихся придворных интриг, пиратских авантюр, происков принцев-шарлатанов и героических подвигов, а главное – сказочного торжества истинных чувств и искренности. 

Детский фильм заставляет задуматься о моральном выборе, который делает каждый человек

Игру советских актёров иначе как волшебством и не назовёшь

Правильные манеры

«Небесные ласточки», 1976 г.  

Режиссёр: Леонид Квинихидзе 

В главных ролях: Ия Нинидзе, Андрей Миронов и Людмила Гурченко 

Почитателям таланта Андрея Миронова
дворец и парк в Алупке обязательно
рекомендованы для посещения!

 

Не секрет, что пансион благородных девиц из музыкального двухсерийного фильма, представили Воронцовский дворец и его парк. Именно тут молодые воспитанницы проходили обучение под надзором строгой монахини, а месье Селестен, которого сыграл блистательный Андрей Миронов, вёл двойную жизнь, перевоплощаясь то в набожного учителя музыки, то в восходящего сочинителя театральных пьес для варьете. Английский загородный стиль, в котором выполнена западная и задняя сторона дворца в Алупке, как нельзя лучше отобразила антураж монастыря, в котором происходит действие. 

Прекрасный диабазовый замок за столько лет ничуть не изменился, а вот зелёные насаждения за столько лет заметно подросли, поэтому найти нужный ракурс, чтобы воссоздать сцену, в которой балет исполняет свой чудесный номер, было невероятно сложно. 

Дворец Воронцова изначально строился в гармонии с окружающей природой

 

Английский стиль в архитектуре замечательно передал атмосферу строгой монастырской обители

 

Текст: Борис Седенко 
Фото: Гала Амарандо