Хочется побывать на съёмочной площадке фильма, снятого много лет назад? Что может быть проще в Крыму!
“Крымский журнал” лично в этом убедился, посетив несколько интересных локаций. И даже воспроизвел на своих снимках некоторые ракурсы!
По следам грабителя
«Сумка инкассатора», 1977 г.
Режиссёр: Аугуст Балтрушайтис
В главных ролях: Георгий Бурков и Донатас Банионис
Симферополь сложно назвать излюбленным местом для киносъёмок, слишком уж зауряден его облик. Ни сказочных дворцов, ни морского побережья для романтических комедий. Словом, крымскую столицу трудно превратить в уголок Франции или Италии. Зато можно снять отличный детектив, основанный на реальных событиях, что и сделал режиссёр Аугуст Балтрушайтис.
Краеведы без особого труда назовут места Симферополя, которые мелькают на протяжении фильма. Например, многие сцены сняты на бульваре Франко и располагающихся рядом теннисных кортах. А вот здание железнодорожного вокзала, его аркада, дворик с фонтаном – визитная карточка крымской столицы – по-прежнему замечательное украшение города и легко распознаётся в том моменте, когда подозреваемый, чувствуя, что за ним идёт слежка, пытается сбить правоохранителей со следа.
Да и во время самой автомобильной погони легко узнать перекрёсток улиц Ленина, Пролетарской, Воровского и Шмидта. Но самые интересные места съёмок – дворик и старинный дом по улице Ефремова. Городские легенды гласят, что тут в начале XX века можно было купить «доступную любовь». Именно здесь находилось логово злоумышленника. Само здание с его характерными проходами, переходами и балкончиками, а также выдуманной пикантной историей, можно считать превосходно сохранившейся локацией, которую могут посетить все, кому понравился фильм «Сумка инкассатора».
И в Симферополе любовь
«Шофёр на один рейс», 1981 г.
Режиссёр: Вадим Зобин
В главных ролях: Лидия Федосеева-Шукшина и Олег Ефремов
Замечательный двухсерийный советский фильм почти неизвестен современному зрителю – просто он из другой эпохи, и слишком многое в нём вызывает снисходительную улыбку. Тем не менее это очень тёплая и душевная картина о любви двух зрелых людей, которых свела случайная, но судьбоносная встреча.
Героиня Лидии Федосеевой-Шукшиной – руководитель бригады механизаторов из Крыма. Она приезжает в Москву, чтобы принять участие в телепередаче об ударниках труда. Но запись завершается поздно, общественный транспорт уже не ходит, поэтому она упрашивает шофёра поливальной машины, в исполнении Олега Ефремова, подвезти её к гостинице. Завязывается знакомство. Первоначальная холодность водителя исчезает, и колхозница уже просит помощи – сначала выбрать легковой автомобиль, а затем перегнать его в Крым.
Приятно, что главные герои открылись друг другу после множества приключений и испытаний, которые ожидали их в пути, именно в Симферополе. Лучшее отображение чувств персонажей – прогулка по набережной Салгира с её знаменитыми плакучими ивами. А триумфом счастья и радости возлюбленных стали почти детские шалости в фонтане Савопуло.
На другой планете
«Обитаемый остров», 2008 г.
Режиссёр: Фёдор Бондарчук
В главных ролях: Василий Степанов, Пётр Фёдоров и Юлия Снигирь
Чтобы передать неуютную и болезненную атмосферу знаменитого одноимённого романа братьев Стругацких, режиссёру Фёдору Бондарчуку пришлось немало потрудиться. Множество эпизодов было отснято в Крыму. Для того чтобы показать какой кризис постиг цивилизацию Саракша, были подобраны крайне необычные локации: старокрымский и инкерманский карьеры, завод имени Войкова в Керчи, мыс Казантип и Опук, озеро Донузлав, городище Эски-Кермен и другие. Всё для того, чтобы подчеркнуть пустынность и разорённость планеты, которая существует в постоянных раздорах.
Благодаря масштабным декорациям, диковинным костюмам и графике эти промышленные и природные объекты в кадре почти не узнаваемы. Однако отгадывать знакомые реальные объекты, поданные под соусом фантастики, неимоверно интересно. Чего только стоит самая тонкая и лирическая сцена прогулки главного героя со своей возлюбленной у пруда Массандровского дворца. Как сам бассейн с фонтаном, так и гигантские секвойи смотрятся совершенно по-саракшски.
Рай для разбойников
«Пираты ХХ века», 1979 г.
Режиссёр: Борис Дуров
В главных ролях: Николай Ерёменко-младший и Пётр Вельяминов
Один из любимейших советских боевиков и сейчас смотрится на достойном уровне, несмотря на то, что нет в нём ни навороченных спецэффектов, ни компьютерной графики. Зато есть захватывающий сюжет, интересные постановочные бои и невероятные крымские пейзажи, которые были призваны воплощать один из островов Юго-Восточной Азии. За тайный туннель, по которому можно попасть на базу пиратов, кинематографисты выдали 98-метровый сквозной грот на Тарханкуте. Корабль бандитов по удивительному совпадению был снят в Голубой бухте, которую также называют Разбойничьей. В то же время пулемётное гнездо, где несли дозор пираты, в фильме расположили на мысе Капчик. Этот же мыс в Новом свете является одним из пунктов высадки после крушения остатков экипажа советского судна. Туземная деревушка, где хозяйничали налётчики, располагается в Тихой бухте Коктебеля. Мыс Хамелеон, который вырисовывается в некоторых эпизодах на горизонте, смотрится вполне органично, соседствуя с искусственными пальмами и хижинами аборигенов. В целом уникальные ландшафты Крыма в очередной раз справились с экзотической задачей, создав симуляцию небольшого тропического островка.
Маленькая страна
«Кольца Альманзора», 1977 г.
Режиссёр: Игорь Вознесенский
В главных ролях: Светлана Смирнова, Николай Кононов и Валентина Талызина
Невероятно, но Судакская крепость смогла совместить в себе целое сказочное королевство Фазании и Павлинии, а всё благодаря находчивости советских кинематографистов, которые сняли на её территории увлекательный и поучительный детский фильм. Основой романтической кинокартины послужила пьеса Тамары Габбе, которую воплотил на экране режиссёр Игорь Вознесенский, сопроводивший своё произведение чудесными песнями.
Сюжет сказки довольно прост: королева-мать пытается выбрать среди своих дочерей достойную преемницу. Укрепить это дело государственной важности она собирается династическим союзом. Чтобы брак был крепким, а на трон не претендовали проходимцы, королева заручается поддержкой волшебника, который передаёт ей два особых кольца, которые помогут определить настоящую любовь. Генуэзская крепость со своими мощными стенами, высокими башнями и романтическими руинами стала идеальным местом для развернувшихся придворных интриг, пиратских авантюр, происков принцев-шарлатанов и героических подвигов, а главное – сказочного торжества истинных чувств и искренности.
Правильные манеры
«Небесные ласточки», 1976 г.
Режиссёр: Леонид Квинихидзе
В главных ролях: Ия Нинидзе, Андрей Миронов и Людмила Гурченко
Не секрет, что пансион благородных девиц из музыкального двухсерийного фильма, представили Воронцовский дворец и его парк. Именно тут молодые воспитанницы проходили обучение под надзором строгой монахини, а месье Селестен, которого сыграл блистательный Андрей Миронов, вёл двойную жизнь, перевоплощаясь то в набожного учителя музыки, то в восходящего сочинителя театральных пьес для варьете. Английский загородный стиль, в котором выполнена западная и задняя сторона дворца в Алупке, как нельзя лучше отобразила антураж монастыря, в котором происходит действие.
Прекрасный диабазовый замок за столько лет ничуть не изменился, а вот зелёные насаждения за столько лет заметно подросли, поэтому найти нужный ракурс, чтобы воссоздать сцену, в которой балет исполняет свой чудесный номер, было невероятно сложно.