Жизнь кипела
В качестве примера приведу один из самых густонаселённых районов Симферополя – Московское кольцо. Живу здесь уже 11 лет, поэтому наблюдаю за ситуацией воочию. Третий год Москольцо обрастает заборами и… пивными. Самый крупный стадион у средней общеобразовательной школы №18. Как и многие в Крыму, он долгие годы был в плачевном состоянии. Возможно, поэтому здесь нередко устраивали посиделки «с пивом и семками». А в 2012 году рядом со стадионом открыли спортплощадку street workout.
И район начал стремительно меняться. Оказалось, что у нас столько спортивной молодежи и пожилых людей, которые в любую погоду приходят на турники, а заодно и пару кругов по стадиону походить. Теория разбитых окон в действии. Как только людям дали возможность стать лучше (спортивнее), они это сделали. С этого времени по 2018 год на площадке и стадионе (пусть и полуразрушенном) дети гоняли в футбол, подростки «рубились в баскет», накаченные парни выделывали невероятные трюки на турниках, мамочки возвращали форму, бегая по стадиону… А зимой, когда погода баловала Крым снегом, здесь всем районом катались на санках! В общем, жизнь кипела.
Жизнь остановилась?
Летом этого года стадион закрыли на масштабную реконструкцию и огородили забором, что абсолютно логично для стройплощадки. Мы всем районом наблюдали через ограждение, как на стадионе укладывают крутое покрытие, устанавливают ворота, сооружают трибуны… И радовались. А потом, когда реконструкция завершилась, поняли, что забор никуда не денется. В итоге жизнь на стадионе остановилась. Такой красивый после реконструкции, блестящий как новая монетка, но мёртвый. Получается, местные жители пали жертвами «антитеррористической борьбы»?
Люди не сдались: создали инициативную группу и обратились к депутату Симферопольского горсовета от этого района Георгию Шаповалову с просьбой открыть доступ на стадион, тот, в свою очередь, к директору учебного заведения. В итоге удалось договориться, что доступ на стадион для местных жителей будет открыт с 6:00 до 8:00 по утрам и с 18:00 до 20:00 по вечерам (только вот детям не понять: почему футбол по расписанию и они продолжают лазить через забор «в неустановленное время».
Как рассказал депутат, решить вопрос с доступностью стадиона по выходным и во время каникул пока не удаётся. «Мы в переговорном процессе с директором школы. Её тоже понять можно. Это её ответственность. Но выход всегда есть, было бы желание. Есть секции, которые готовы за деньги арендовать стадион. На эти средства можно было бы нанять охранника, установить там камеры видеонаблюдения, наладить освещение», – сообщил Шаповалов.
В администрации Симферополя, в свою очередь, пояснили, что такие ситуации возникают во многих районах крымской столицы: люди требуют открыть доступ на стадионы, администрации школ отказываются, ссылаясь на требование антитеррористической безопасности. Более того, материальную ответственность за сохранность стадиона несёт директор учебного заведения. «Вы же знаете, какой у нас народ. В одной из школ люди просили открыть доступ, и его открыли. В итоге стадион разворотили, покрытие повредили. А отвечать директору. Плюс сегодня ты открываешь доступ, а завтра к тебе приходит антитеррор», – посетовали в администрации и добавили, что решение видят в том, чтобы устанавливать открытые спортплощадки на месте бывших гаражей, которые планируется демонтировать. Но это пока только перспектива.
При этом в некоторых регионах России используют практику, когда школьные стадионы доступны во внеурочное время. В Крыму же она пока приживается плохо. Депутат Госсовета РК, председатель комитета по образованию, науке, молодёжной политике и спорту Владимир Бобков убеждён, что доступ на школьные стадионы не может быть открыт для местных жителей. Только «при установке договорных отношений и исключительно для организованных групп или спортивных секций в определённые часы». «Неорганизованные группы на школьные стадионы пускать категорически нельзя. Нельзя удовлетворять интересы местных жителей за счёт инфраструктуры общеобразовательных школ. И за счёт интересов детей, которые там учатся. У нас был такой опыт, открыли доступ – стадион разнесли. А вы подумали, если туда пустить жителей, вдруг они там не спортом будут заниматься, а заложат что-нибудь? Это же безопасность детей», – возмутился депутат. При этом он добавил, что в каждом районе должна быть доступная многофункциональная спортплощадка и такие площадки уже появляются в некоторых районах города.
А пока можно предположить: если в микрорайоне нет доступной спортивной инфраструктуры, немногие потратят время и деньги, чтобы добраться до платных спортзалов и купить абонемент. Большинство засядет на диванах.
Ломать и рушить?
Кем вырастут наши дети, если с малолетства будут наблюдать повсеместные заборы, «колючки», запреты. Вспомните историю с детской площадкой в Омске с колючей проволокой по периметру. «Аттракцион «детская площадка строгого режима». Привыкай смолоду», – написали в комментарии к публикации. Многих это позабавило. По-моему, не смешно. В крымской столице таких площадок, кстати, тоже полно.
В Симферополе была история, когда очередной стадион огородили забором, а подростки ломали его, чтобы поиграть в футбол. Полицию вызывали неоднократно, а подростки всё равно приходили, каждый раз говоря, что ничего плохого не делают. Потом и вызывать перестали. Что будет у детей в голове, если они поймут, что единственный выход – это ломать заборы и рушить запреты. Прикинули?
При этом стоит отметить, что пока одни сетуют, другие защищают заборы, даже несмотря на отсутствие альтернативы. Их понять тоже можно. Одни напоминают о Беслане, другие говорят, что новый стадион обязательно разнесут, начнут выгуливать там собак. Однако вспомним теорию разбитых окон, однажды она в нашем районе уже сработала.
Для России тема огороженных школьных стадионов не нова. И в нашей жизни масса других глобальных проблем: смертельно больные дети, которым собирают на лечение всей страной, коррупция, плохие дороги, в конце концов. Но может случиться так, что с поваленных заборов начнётся уже совсем другая история.