27 мая 2023

Сила рода: об известных крымских династиях и почему именно дети медиков чаще идут по отцовским стопам

Сила рода: об известных крымских династиях и почему именно дети медиков чаще идут по отцовским стопам

Фото: Евгений Летов

«Когда я вырасту, стану таким, как ты» – какой родитель не мечтает услышать эту фразу от своего ребенка? Наверное, в семьях врачей она звучит чаще, чем в каких-либо других. Чем же так привлекателен пример и почему именно дети медиков предпочитают идти по отцовски стопам, притом, что с младых лет видели в том числе обратную сторону трудной профессии? «Крымский журнал» искал ответ у представителей наиболее известных крымских династий.

За плечами опыт поколений

– В моей семье было принято так: или кормить, или учить, или лечить. Я решил выбрать последнее, – объясняет свой выбор профессии главный кардиолог Крыма Валерий Садовой.
И на этой стезе он не одинок: его мама была невропатологом, родной дядя – травматологом. Спутницу жизни Валерий также выбрал себе под стать – с Еленой, будущей супругой, он познакомился в мединституте. Его старший сын стал кардиохирургом, дочь ещё не определилась со специализацией, но тоже решила лечить людей и прилежно грызёт гранит науки в Первом Санкт-Петербургском государственном медуниверситете им. Академика И.П. Павлова.

Причину, по которой именно в медицине часто встречаются династии специалистов, Валерий Садовой объясняет просто: профессию врача, как правило, выбирают люди, хорошо знающие, что она собой представляет. В конце концов, если ты с детства крутишься в этом мире и не видишь ничего другого, выбор довольно очевиден. В качестве подтверждения приводит множество примеров из жизни коллег, учителей. Например, известного хирурга, доктора медицинских наук, профессора Евгения Илларионовича Захарова, который в 1950-1960-е годы был заведующим кафедрой общей хирургии Крымского медицинского института и проректором по научной работе. Его сын, Александр Евгеньевич Захаров, был преподавателем Валерия Садового, а внучка, Марина Захарова, – практикующий крымский врач, пульмонолог высокого класса.

– Жизнь врача в бытовом, семейном отношении не самая простая. И график работы ненормированный, и звонки в любое время дня и ночи… Пока на один ответил, два пропущенных. И всем надо ответить, ведь за любым звонком может стоять человеческая жизнь. С другой стороны, когда впитываешь такое отношение к работе с детства… Сын только ходить научился, а уже прибегал ко мне в реанимацию инфарктного отделения – интересно же, – рассуждает главный крымский кардиолог.

Супруги Садовые подчёркивают: на выбор детей влиять не пытались, готовы были поддержать любое решение.

– Дочь даже не рассматривала иные варианты, кроме медицины. Сын в старших классах сомневался: он занимался музыкой, играл на саксофоне, причём очень хорошо, был лауреатом международного конкурса. Но всё-таки оказался не готов посвятить жизнь музыке. В 11-м классе попросился к отцу на работу, прошёл приемный покой, реанимацию, кардиохирургию, всё внимательно изучил и решил, что хочет стать врачом, – рассказывает Елена Садовая, заведующая отделением консультативной поликлиникой Перинатального центра, акушер-гинеколог высшей категории. — Мне медицина тоже близка с детства – мама была врачом-педиатром. Правда, работала она и в приёмном отделении, и в военкомате, где работал папа, и из-за частых переездов приходилось примерять на себя разные специальности.

О семейной жизни двух молодых врачей, вчерашних студентов, Елена вспоминает с улыбкой: супруг устроился дежурантом в отделение аритмии кардиодиспансера, она устроилась в поликлинику, ведь маленький сын требовал внимания. К тому времени, как родился второй ребенок, ими было принято решение нанять няню и работать обоим.

– Что касается быта, старались делить обязанности, помогать друг другу. Хотя, конечно, женщина всё равно берёт на себя больше ответственности. Зато нам с мужем всегда есть что обсудить: я могу посоветоваться с ним по вопросам кардиологии, он – по нюансам акушерства. У нас даже есть общие пациенты, – признаётся Елена Садовая.

Семья Садовых уверена: когда поколение за поколением выбирает медицину – это, конечно, очень ответственно, ведь нужно соответствовать поднятой предками планке и не подмочить репутацию. Но это и несомненное преимущество, ведь у тебя за плечами опыт и знания всей семьи. К примеру, сын Валерия и Елены хоть и работает кардиохирургом далеко от Крыма, в Мариинской больнице Санкт-Петербурга, но всё же часто созванивается с отцом, просит совета в сложных случаях или просто делится интересными моментами. А дочери-студентке порой нужна помощь в учёбе: кто, как не родители-практики, сможет объяснить сложный вопрос или подсказать, в каком направлении двигаться?

– Кстати, сын тоже выбрал жену из нашей сферы: невестка работает в гинекологии. Может, и внуки пойдут по стопам родителей, кто знает, – смеётся Елена.

А значит, представители династии Садовых продолжат вписывать свои имена в отечественную медицину.

Если не мы, то кто?

Многие поколения семьи Ефетовых занимаются медициной. Терапевты, педиатры, хирурги, онкологи, гинекологи, трансфузиологи, офтальмологи, стоматологи, невропатологи, рентгенологи – кажется, представители этой семьи охватили практически все медицинские специальности. И всё-таки наибольшую славу роду принёс Владимир Михайлович Ефетов – основатель крымской школы онкологии и создатель кафедры онкологии в крымском мединституте, чье имя носит Крымский республиканский онкологический клинический диспансер.

Продолжил дело отца Сергей Владимирович Ефетов – выдающийся онколог, хирург, за десятилетия медицинской практики спасший тысячи пациентов.

– Выбора как такового у нас и не было. Мы с детства впитывали медицинские знания, все разговоры в доме касались врачебных проблем, историй болезни, сложных случаев… Нам было странно даже представить, что мы вырастем и станем, например, космонавтами. Только медицина! – вспоминает Сергей Ефетов.

Сделать крошечный шаг в сторону от семейной стези смог брат Сергея Владимировича – Константин Ефетов. Выдающийся учёный с мировым именем, он также получил медицинское образование, но выбрал биохимию. В зоне его внимания молекулярная биология, молекулярная иммунология и… молекулярная онкология! Шаг в сторону действительно оказался небольшим, и общая для большинства членов семьи тема не обошла стороной Константина Ефетова. Кстати, на его счету свыше 600 научных публикаций и такие награды, как медали «Тысяча великих учёных мира» и «Международный учёный года». При этом сын знаменитого онколога прославился не только как учёный, но и как поэт, автор свыше 60 поэтических сборников и член Союза писателей России.
Продолжают славное дело Владимира Михайловича Ефетова и внуки: Владимир и Татьяна тоже стали хирургами.

– Владимир известен всему Крыму, к нему даже с материка едут на операции. Татьяна занялась лечением онкологических заболеваний молочной железы, развивает пластическую хирургию молочной железы на полуострове, – рассказывает глава семьи Сергей Ефетов.

При этом, по признанию самой Татьяны, в семье никогда не принуждали выбирать медицину. Этот путь просто считался само собой разумеющимся, к нему подталкивала атмосфера в доме.

– Когда я подходила к дедушке со словами «а может, когда я вырасту, стану…», он просто обнимал меня и говорил: «Танечка, быть доктором, помогать людям – это же так здорово! Подумай об этом». И эти разговоры стали решающими, когда дело дошло до выбора профессии, – вспоминает Татьяна Ефетова.

Легко ли быть продолжателем династии, когда у её истоков стоят такие легендарные личности? Конечно, уровень ответственности зашкаливает. И строже всех к начинающим врачам было не окружение, а семья.

– Мы ведь не просто штатные интерны, хирурги, онкологи. И отношение было соответствующее – не как к простому подчинённому, а как к сыну, которого надо не только научить, но и воспитать. Так что отчитывал отец на работе регулярно, – говорит Владимир Ефетов-младший, названный в честь выдающегося деда.

С другой стороны, только при таком подходе можно вырастить действительно грамотного специалиста. В семье Ефетовых прекрасно понимают: онкология – это наука, требующая очень больших знаний. И чтобы спасать людей, нужно трудиться с полной самоотдачей.

– О чём мечтаю? Диагностировать всех больных раком на первой стадии, когда можно вылечить любого. А ещё – изобрести лекарство, которое будет лечить онкологию на любой стадии. Тогда мы всей семьёй станем не нужны и уйдём на покой, – шутит Сергей Ефетов.

А пока чудо-лекарство не появилось, династия Ефетовых будет продолжать семейное дело, развивать отечественную онкологию и давать пациентам, получившим страшный диагноз, шанс на жизнь. «Если не мы, то кто?» – эту фразу семья считает своим девизом, и, кажется, вполне заслуженно.

Текст: Анастасия Заплотнева
Фото: Евгений Летов