Дворец и парк в имении «Меллас» на Южном берегу Крыма стали «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья» многим достойным сынам Отечества.
Год строительства: 1834
Стиль: романтизм
Адрес: Ялта, п. Санаторное
Мелодии «Мелласа»
Основатель имения граф Лев Перовский – видный государственный деятель в эпоху правления Николая I. Юность Льва Алексеевича пришлась на годы войны с Наполеоном. В московском храме Христа Спасителя воспроизведена летопись сражений русского воинства в Отечественной войне 1812-1814 годов. На мраморных плитах среди тех, кто отличился в сражениях с французами от Бородина до Парижа, шесть раз упомянут поручик Лев Перовский.
С подачи Михаила Воронцова, соратника по Бородинскому сражению, «преобразователя Тавриды», в 1834 году Лев Перовский приобретает на Южном берегу Крыма обширную территорию.
Чувство прекрасного всегда было свойственно Перовскому. В юности он переводил с французского произведения на нравственно-религиозные темы, которые были выпущены отдельными книгами. Многие годы собирал и систематизировал прекрасную коллекцию древних монет. Будучи министром внутренних дел, курировал академию художеств.
Увлечение искусствами дало достойные плоды при формировании образа будущего дворца и парка. Более того, можно с большой степенью уверенности утверждать, что название имения – «Мелас» – появилось благодаря творчеству владельца. Слово не имеет буквального перевода ни с греческого, ни с крымскотатарского языков. Наиболее созвучно «меласу» греческое «мелос», что со времён Гомера означало «напев, мелодия, музыкальная сторона лирического стихотворения». В начале XX века «мелас» дополнился ещё одной буквой «л», надо полагать, для большей звучности.
Во всяком случае, версия с «мелосом» наиболее точно отражает настроение, которое рождает посещение «Мелласа», где в шуме вековых деревьев и рокоте моря действительно угадывается мелодия…
На счастье
Одновременно с возведением дворца формировался парк. Крымские аборигены – мощные дубы, сосны, можжевельники соседствуют с экзотами – гималайскими кедрами, пальмами, алеппскими соснами. Аллея приводит к беседке, откуда открывается вид на море и горы. Белоснежные колонны выстроены полукругом, и полуротонда получила меткое название «Подкова счастья».
«Женщина всей жизни»
Безмятежную жизнь несколько омрачало одно обстоятельство. Алексею уже за 30, а он до сих пор не женат. Причиной затянувшейся холостяцкой жизни многие считали мать, Анну Алексеевну. Да и что тут скажешь? Ей пришлось растить Алексиньку одной…
Однако морозной зимой 1851 года судьба привела красавца мужчину на бал-маскарад. Там и произошла роковая встреча, которая резко изменила жизнь Толстого, а почитателям его творчества подарила прекрасные стихи о любви, которые поэт посвящал своей музе.
Незнакомка отказалась снимать маску, но намекнула на возможность встречи. И вечером того же дня миру явились потрясающие строки:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты…
Обладательницу «печальных очей» звали Софья Андреевна Миллер. Любовь с первого взгляда, однако, наткнулась на непреодолимые обстоятельства. Софья официально была замужем, да и мать Алексея всячески противилась никчёмному, по её мнению, увлечению сына.
Сердцу не прикажешь
В какой-то момент измученное тело ощутило покой. Страшные видения исчезли. Алексей с трудом открыл слипшиеся веки и вдруг увидел над собой лицо Софьи Андреевны, почувствовал её горячие слёзы: «Значит, я жив…» Получив известие о том, что любимый при смерти, Софи, презрев трудности и пересуды, примчалась из Санкт-Петербурга, чтобы находиться у его постели. Кормила с ложечки, учила ходить. Вскоре Толстой пошёл на поправку.
Весной 1856 года военные действия завершились. Офицеры получили отпуск, и Алексей предложил Софье и ближайшим друзьям совершить путешествие по мирному Крыму. В первую очередь отправились в «Меллас» – осматривать дядюшкино наследство.
«Крымские очерки»
Из «Мелласа» друзья отправились в путешествие по Крыму. Разруха, следы недавней войны не смогли затмить ярких впечатлений. На фоне крымских декораций ярче проступал образ любимой женщины. Захлёстывали чувства, рождались образы, появлялись строки… Цикл «Крымские очерки», написанный в 1856 году, – яркая веха в творчестве Алексея Толстого.
Семь из четырнадцати стихотворений, собранных в «Крымские очерки», впоследствии переложили на музыку выдающиеся русские композиторы.
Волею провидения дворец и парк сохранились в идеальном состоянии. Нынешние владельцы здравницы проводят масштабную реконструкцию, в результате которой на месте корпусов, построенных ещё в советское время, появляются современные здания. При этом все памятники культурного наследия остаются в неприкосновенности. В скором времени обновлённый «Меллас» распахнёт двери гостям.