30 июля 2022

«Посёлок у моря»: творчество Владимира Филатова в Евпатории

«Посёлок у моря»: творчество Владимира Филатова в Евпатории

Владимир Филатов, 1989 год, холст, масло, Симферопольский художественный музей

Античная Керкинитида, средневековый Гезлёв, Благородная Евпатория — удивительный город в западной части Крыма. Его история насчитывает более 2,5 тысячи лет, а название восходит к имени царя Митридата VI Евпатора.

Солнечная Евпатория стала домом для многих видных деятелей искусств. С 1917 по 1922 год здесь жил и работал академик батальной живописи Николай Семёнович Самокиш (1860-1944). В 1930-е годы местные виды писал баталист Митрофан Борисович Греков (1882-1934). В Евпатории трудился один из учеников Самокиша – Юрий Васильевич Волков (1921-1991), его именем названа Евпаторийская детская художественная школа.

В 1954 году в Евпаторию переезжает художник Владимир Филатов. Своим главным учителем он считал французского постимпрессиониста Винсента Ван Гога, возведя выразительность цвета в абсолют. Современник Фёдора Захарова, Валентина Бернадского и Якова Басова, он избирает в качестве основного жанра пейзаж. Пишет Южный и Западный Крым, горные гряды, вырабатывает узнаваемый гобеленовый стиль.

Владимир Николаевич Филатов (1930-2016) заслуженный художник АРК.

Родился 1 января 1930 г. в с. Соломино Курской области. Участник Великой Отечественной войны.

С 1954 года жил и работал в Евпатории. В 1968 г. заочно окончил Московский народный университет им. Н.К. Крупской. Член НСХУ (1984), заслуженный художник АРК (2001), лауреат премии «Общественное признание Евпатории» (2007), почётный гражданин Евпатории (2016).

На картинах Филатова появляется особый романтический мир, сотканный из отдельных мазков. Композиция пейзажа «Посёлок у моря» (1989), подобно цветному гобелену, разворачивается от нижнего края холста к верхнему, приглашая зрителя прогуляться по уютным улочкам, мимо стройных кипарисов и домиков с красно-жёлтыми крышами к ярко-синему морю, на волнах которого качаются легкие лодочки. Художник создаёт эмоциональный образ курортного городка, которому каждый зритель придаёт черты любимого уголка Крыма: Гурзуфа, Севастополя, Евпатории…

  1. Деревья на пейзажах Филатова приобретают фантастические формы: вслед за покатыми крышами они устремляются к небу, к солнцу, олицетворяя саму природу.
  2. Миниатюрная женская фигура в ярком платье появляется в центре картины будто случайно, но благодаря ей городской пейзаж оживает и уже не кажется безлюдным.
  3. Владимир Филатов: «Верьте в счастье, только так его можно ощутить…»
Текст: Александра Кугушева