Янина Павленко сменила кресло руководителя крупнейшего винодельческого предприятия Крыма на пост главы администрации Ялты и сразу стала настоящим народным мэром: активно общается с жителями городского округа в социальных сетях и на личных встречах, вникает во все проблемы, с которыми сталкиваются горожане. В наследство ей достался ворох нерешённых проблем курортного региона, и жизнь постоянно подбрасывает новые испытания. Самым серьёзным стало стихийное бедствие, обрушившееся на Ялту в июне, – наводнение, подобного которому на ЮБК не случалось уже лет сто, вынудило мобилизовать все силы и ресурсы и сообща дать отпор стихии.
О том, как глава Ялты справляется с выпадающими на её долю трудностями и какие масштабные проекты мечтает воплотить в жизнь, чтобы сделать родной город ещё более привлекательным и процветающим, не мог не узнать «Крымский журнал».
Ялта настоящего
– Янина Петровна, совсем недавно крымчане, и ялтинцы в том числе, мечтали о дожде – прошлогодняя засуха далась республике нелегко. Но на подобное буйство стихии, конечно, никто не рассчитывал. Могла ли вообще Ялта быть готовой к такому развитию событий?
– Мы получили штормовое предупреждение, что ожидаются ливень и грозы, усиление ветра до 25 метров в секунду. Я обратилась к ялтинцам в соцсетях с просьбой оставаться дома, не выходить на улицу без крайней необходимости… На нас обрушилась мощная стихия, и за 15 часов на город выпало 130 мм осадков. Это годовая норма! Все службы сработали оперативно, уже в 9.45 была объявлена чрезвычайная ситуация, собрана специальная комиссия, распределены задачи. Конечно, героями дня стали сотрудники МЧС, количество которых в городе увеличивалось буквально с каждым часом. И надо отдать должное ялтинцам, которые мужественно сражались со стихией, приходили друг другу на выручку.
– На помощь Большой Ялте бросили все силы, включая военнослужащих…
– Да, уже к обеду по просьбе Главы РК Сергея Аксёнова к нам начали прибывать военнослужащие Черноморского флота. В самый первый день мы получили поддержку в несколько тысяч человек, и это во многом помогало достаточно оперативно справляться с возникающими трудностями. Ливень пробудил подземные источники воды, о которых никто и не вспоминал десятки лет, заполнил русла давно пересохших рек. Собственно, первыми попали под удар и больше всего пострадали люди, чьи дома находились вдоль русел рек – в Васильевке, Кореизе, Краснокаменке, на улице Ломоносова, Вергасова, Кривошты, где до сих пор идут аварийно-восстановительные работы…
– Тем не менее администрации удалось взять ситуацию под контроль…
– Да, жизнь в городе налаживается, все ресурсоснабжающие организации функционируют в штатном режиме. Конечно, ремонтно-восстановительные работы продолжаются, ведь были повреждены и инфраструктурные объекты. Пострадали школы и детские сады, многие соцобъекты нуждаются в капитальном ремонте, а то и реконструкции. Под удар попали два музея: в уникальном музее под открытым небом «Поляна сказок» обрушился грунт, необходимо срочно возводить подпорные стены, чтобы не допустить дальнейшего разрушения. Сотрудники историко-литературного музея, в котором хранится часть коллекции скифского золота и коллекция Александра Михайловича Романова, героически сражались с подступающей водой, благодаря их самоотверженности и действиям сотрудников МЧС, военных не пострадал ни один экспонат. Сегодня там ведутся восстановительные работы.
– Пострадали не только социальные объекты, фактически на улице остались люди, чьи дома просто смыло селевым потоком. Ущерб уже оценён, составлен план оказания помощи ялтинцам?
– От разгула стихии пострадали 58 человек, к сожалению, есть один погибший, одна женщина числится пропавшей без вести. Остальным была оказана вся необходимая медицинская помощь. Что касается имущества ялтинцев, мы закончили приём заявлений на возмещение ущерба – их более 680. Компенсационные выплаты идут. Благо буквально на третий день получили первый транш от республики – 58 миллионов рублей – именно на эти цели. Работа продолжается – оцениваем ущерб, активно наводим порядок, помогаем расчищать заиленные дома, выкачивать воду из подвалов.
– Есть хотя бы приблизительное понимание масштаба последствий катастрофы? В какую сумму оценивается урон, нанесённый муниципалитету?
– Как раз этими подсчётами мы сейчас занимаемся. Ущерб колоссальный, пострадали многие жизнеобеспечивающие предприятия региона. Уже понятно, что стоимость восстановительных работ будет исчисляться миллиардами рублей, без поддержки федерального центра нам не справиться. И такая поддержка будет оказана. Глава Крыма обратился к президенту, и нам была обещана вся необходимая помощь.
– Под удар попал и бизнес, причём под двойной. Во-первых, пострадало имущество, во-вторых, сорвался начавшийся курортный сезон. Много отдыхающих поспешили покинуть Ялту?
– Действительно, на 18 июня на территории Большой Ялты было зафиксировано чуть больше 20 тысяч туристов, и в первые дни после наводнения наблюдался существенный отток. С другой стороны, возник своего рода волонтёрский туризм, когда люди массово съезжались в Ялту, чтобы помочь в устранении последствий катаклизма. В субботниках приняли участие более тысячи человек, и это не считая местных жителей. Конечно, бизнес пострадал, особенно туристическая отрасль, сфера услуг. Пляжи Ялты частично закрыты для купания до разрешения от Роспотребнадзора. К тому же на восьми пляжах нужно обследовать морское дно: большая вода сметала всё на своём пути и несла в море. Тем не менее город снова заполняется отдыхающими, вечерами на набережной много людей. Кстати, предприниматели хоть и пострадали сами, но сразу откликнулись и пришли на выручку.
– Говорят, всё, что ни делается, к лучшему. Вам удаётся найти в сложившейся ситуации положительные моменты или в данном случае народная мудрость неприменима?
– Стараюсь в любой ситуации сохранять оптимизм. Если в прошлом году мы страдали от засухи, то сегодня водохранилища Ялты переполнены. Запасы воды оцениваем в 35 млн кубов, это больше, чем нам необходимо на год. Да, предстоит много работы: нужно восстанавливать разрушенную инфраструктуру, берегоукрепительные сооружения, чистить русла рек. У многих рек из-за наводнения вообще изменились русла, и теперь их необходимо правильно сформировать. Зато у нас есть отличная возможность обустроить наш прекрасный город, и на этот раз подойти к делу с умом. Будем честны, большая часть пострадавших домов – те, которые вопреки логике и здравому смыслу фактически находились в руслах рек. К таким печальным последствиям привела в том числе и хаотичная застройка Ялты. И важно при формировании нового генплана не повторить эту ошибку. При этом в наследство нам достались уже выделенные участки вдоль русел, и с этим тоже предстоит разобраться. Но главное – сложности сплотили нас. Военные, МЧС, волонтеры, депутаты – и республики, и муниципалитета, и ялтинцы, которые помогали друг другу в беде и пришли на помощь городу в ликвидации последствий потопа, и жители других регионов, и бизнесмены, которые привозили воду, одежду, обувь, средства дезинфекции, и крымские товаропроизводители, которые передали бойцам черешню из своих садов… Вот это дорогого стоит. Сложности преодолеем и забудем, а наше единение навсегда останется в памяти.
Ялта будущего
– Янина Петровна, вы с первых дней работы в должности главы администрации проявили себя как настоящий народный мэр. Постоянно находитесь в контакте с горожанами, не прячетесь от проблем за дверьми кабинета. Как думаете, удалось завоевать доверие ялтинцев? Всё-таки вам достался не самый простой город, местные жители относятся к градоначальникам настороженно и не каждого готовы принять.
– Я бы не сказала, что ялтинцы такие уж капризные и привередливые. Но Ялта действительно особенный город, и люди здесь особенные. Сегодня, когда вижу, как искренне они откликаются на чужую беду, как всем миром помогают восстанавливать город, особенно горжусь тем, что я сама – ялтинка. Что касается отношения к администрации… Знаете, ялтинцев можно понять. Фактически я – шестой мэр за семь лет, ни один из моих предшественников не руководил достаточно долго для того, чтобы решить накопившиеся проблемы и кардинально что-то изменить. По большей части претензии горожан обоснованы, поэтому я совершенно не обижаюсь, если слышу какой-то негатив в свой адрес. Главное – выявить проблему и сделать всё, чтобы решить её.
– Что ж, у вас появился шанс сделать то, что не удалось вашим предшественникам. Как им распорядитесь?
– Повторюсь, моя основная задача – в максимально сжатые сроки решить накопившиеся проблемы ялтинцев и при этом подойти к развитию города стратегически, с прицелом на будущее. И первое, за что мы взялись, – срочная регистрация прав на парки, таким образом мы защищаем их от застройки. В администрации создана специальная рабочая группа, которая работает над нормативными документами, законодательством РФ, выискивает правовые коллизии и дыры, которые позволяли застраивать парковые зоны. Ещё одна глобальная задача – реконструкция существующих и строительство новых объектов социальной сферы. Пора бы уже закрыть вопрос расселения аварийных домов, который не решался с 2007 года. Мы полностью обновили и подтвердили квартирографию, и благодаря продлению финансирования из федерального бюджета будем строить дома для жильцов аварийных многоэтажек, это 189 семей, которые уже 20 лет ждут расселения.
– С жильём в Ялте традиционно непросто…
– Ялта не резиновая, здесь физически невозможно построить столько жилых домов, сколько хотелось бы. При этом мы нуждаемся прежде всего в доступном жилье. Ведь среднестатистический житель Большой Ялты не в состоянии приобрести квартиру или дом, цены баснословные! По поручению Главы РК пересматриваем все инвестиционные проекты, заново вникаем в детали, чтобы понимать, что городу действительно нужно. Ялта заинтересована в объектах коммерции и рекреации – пансионатах, отелях, санаториях, развлекательных учреждениях. И в реализации программы «Доступное жильё». У нас более 6 тысяч человек в очереди, десятки лет ждут, и около ста детей-сирот не обеспечены жилплощадью.
– В последнее время были анонсированы несколько крупных инвестпроектов, которые потенциально могут стать новыми фишками Ялты. Речь идёт о строительстве горно-туристического кластера с канатной дорогой, о «Ялта-парке» и променадной зоне от мыса Айя до Алушты. Некоторые из этих проектов на первый взгляд кажутся фантастическими… Или они всё-таки реализуемы?
– Знаете, любой проект кажется фантастическим, пока не возьмёшься за работу. Тот же «Ялта-парк» – прекрасный проект, который сделает ЮБК ещё более привлекательным для детей и подростков. У нас ведь, к сожалению, не так много парков для подрастающего поколения, развлечь молодёжь особо нечем. Поэтому прилагаем все усилия, чтобы реализовать новый проект стоимостью 15 млрд рублей именно на нашей территории. Яркий пример аналогичного парка есть в Сочи, и он успешно функционирует. И уникальная набережная, и «Ялта-парк», и все остальные проекты в дальнейшем станут новыми точками притяжения на карте Крыма.
– Ялта и без того одна большая точка притяжения – самый популярный и известный курорт Крыма. Но туристы порой жалуются на завышенные цены на отдых, на несоответствие цены и качества. Вы сами считаете расценки в Ялте справедливыми?
– Спрос рождает предложение. Это академические выкладки, с которыми невозможно спорить. Поэтому, на мой взгляд, нет однозначного индикатора, определяющего расценки того или иного средства размещения или услуги. Другое дело – уровень сервиса, и здесь я как градоначальник могу сказать: нам нужно сделать ещё очень многое, чтобы предоставлять действительно качественные услуги по мировым стандартам. Впрочем, при правильном стратегическом подходе в будущем мы увидим Ялту одним из лучших европейских городов.
– Ялта и без того переполнена в сезон, а реализация всех этих проектов привлечёт ещё больше туристов. Город уже сегодня задыхается от пробок, узкие южнобережные улочки не рассчитаны на такой трафик. В дальнейшем рискуем вовсе получить транспортный коллапс. Как планируете решить эту проблему?
– Только за счёт системного подхода и достаточно жёстких мер. Однозначно в генплане будут улавливающие парковки при въезде в город, центральную часть Ялты со временем, когда к этому всё будет готово, закроем для иногородних автомобилей. Конечно, при условии, что наладим бесперебойное движение общественного транспорта. Состояние самих дорог оставляет желать лучшего, к тому же они пострадали от ЧС. Словом, с наскока проблему не решить. Пока разобрались с платными парковками, это первый шаг. Вы же знаете, раньше вся выручка от них шла в карманы дельцов, а не в муниципальный бюджет, за счёт которого и развивается инфраструктура. В ближайшие недели будет введена автоматизированная система парковок на всей территории Большой Ялты. И уже к следующему сезону необходимо обустроить паркинги на въездах в город, чтобы разгрузить центр.
– Вам действительно достался ворох забот и хлопот, причём самых сложных и болезненных – как ни старайся, всем в итоге не угодишь. Сложно было решиться на столь кардинальную перемену карьерного вектора и уйти из бизнеса на госслужбу?
– Для меня решающими стали слова Главы РК Сергея Аксёнова, который и предложил участвовать в конкурсе на должность главы администрации: Ялте нужен мэр-хозяйственник, который будет любить город и делать для него так, как делал бы для себя. Да, для меня это был вызов, ведь 23 года я посвятила виноградарству и виноделию, и это навсегда останется моим любимым делом. С другой стороны, очень интересно попробовать себя в муниципальном управлении. Тем более в своё время я защищала кандидатскую диссертацию как раз по муниципальному государственному управлению. Как говорится, случайности неслучайны.
– Что побуждает вас день за днём вникать в заботы Большой Ялты и биться за каждый проект, парк и улицу города?
– Хочу оставить после себя след, проявить себя как крепкий хозяйственник, человек-созидатель. Хочу превратить Ялту в город счастья прежде всего для самих ялтинцев. Ведь если они будут счастливы, то сделают всё для того, чтобы и отдыхающие уезжали от нас только с самыми хорошими впечатлениями. Такова моя философия.