Можно многое знать о Крыме, исходить его вдоль и поперек, побывать в самых потаенных местах. Но при этом не знать и не задумываться о том, что на крымской земле жили и творили люди, внёсшие весомый вклад в образование и искусство воспитания.
Понял смысл речи
Базисом цивилизации является письменность. Славяне обрели её во второй половине IX века стараниями великих подвижников – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В 860 году братья прибыли из Константинополя в Таврическую землю. Житие Кирилла рассказывает, что во время нахождения в Корсуни (так назывался город Херсонес в славянских наречиях) учёный муж обнаружил церковные книги, «написанные русскими буквами, и человека нашёл, говорящего на том языке, беседовал с ним, понял смысл этой речи, сравнил её со своим языком, различил буквы и вскоре начал читать и излагать».
Исполняя свою миссию, первые наставники славянского народа разработали азбуку кириллицу и перевели «на язык славянский» богослужебные тексты, положив начало объединению славянских племён буквой и словом. Таким образом, византийский Херсонес Таврический, предшественник Севастополя, стал колыбелью письменности для нации, а кириллица послужила основанием для создания общего языкового пространства на территории славянских государств.
Знания с неба
На полуострове сохранились удивительные памятники просвещения средневековья – медресе. Высшее духовное училище в Старом Крыму появилось в 30-х годах XIV столетия. Название бахчисарайского медресе Зынджирлы происходит от слова «зинджир», что означает «цепь». Она висит над входом с 1500 года: хан Менгли-Герай приказал прикрепить её здесь, дабы каждый входящий низко склонял голову перед мудростью Аллаха.
Воспитанники училища изучали Коран, философию, арабский язык, риторику, астрономию, логику, законоведение. Люди, вышедшие из храма науки, становились интеллектуальной элитой Крымского ханства.
Раскапывая руины старокрымского медресе, археологи нашли скромный надгробный памятник. Надпись арабской вязью сообщала, что Урус Ходжа (его имя дословно переводится как «русский учитель, уважаемый человек») был звездочётом. По всей видимости, он преподавал астрономию. Эта дисциплина имела большое практическое значение: с помощью небесных светил определяли направление в сторону Каабы при строительстве мечети, начало и окончание поста, время совершения молитв.
Грамотность возле трона
Так современники называли Василия Жуковского. Поэт взвалил на себя общественно значимую ношу: на протяжении 15 лет был наставником цесаревича Александра, сына Николая I.
Разработанный Жуковским план обучения наследника престола состоял из «приготовительного, подробного и
применительного» разделов – прототипов начального, среднего и высшего образования. На заключительном этапе 19-летний Александр отправился в путешествие по стране, чтобы самостоятельно делать выводы «о хозяйственном и нравственном состоянии губерний». Вояж длился с мая по декабрь 1837 года. В Крыму великий князь и его старший друг вникали в вопросы строительства севастопольской крепости, в Симферополе посетили выставку достижений местной промышленности, убедились в прекрасном качестве дороги, проложенной из столицы губернии в Алушту и Ялту.
«Цель учения есть образование для добродетели», – отмечал Жуковский. Его воспитанник достойно воплотил этот девиз в жизнь: император Александр II вошёл в историю страны как царь-освободитель, отменивший крепостное право и открывший новую эпоху – буржуазно-демократических реформ.
Не только художник и богослов
Памятник братьям Айвазовским расположен очень символично – рядом с Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым.
Иван Константинович, известный на весь мир живописец, прославился и как замечательный педагог. В его мастерской постигали азы творчества талантливые юноши, а несколько человек с подачи мэтра поступили в столичную Академию художеств. Характерно, что, согласно завещанию Айвазовского, на его надгробии высечен только один титул – профессор. Имена плеяды художников – учеников и последователей «певца моря» – запечатлены на аркаде фонтана «Доброму гению», установленного в центре Феодосии.
Гавриил Айвазовский избрал стезю учёного-богослова, специалиста по восточным языкам. Возглавляя епархию Армянской апостольской церкви, он инициировал создание в Феодосии специализированного училища, куда принимали выходцев из армянских семей. Дети получали гимназическое образование и имели право трудиться на ниве просвещения. Впоследствии национальная гимназия обрела статус учительского института.
Я выздоровел у вас!
Один из основоположников науки о формировании личности Константин Ушинский создал учебники для начальной школы: «Детский мир» – пособие по русскому языку и «Родное слово» – «первая после азбуки книга для чтения».
Борьба с рутиной, царящей в системе образования, подорвала и без того слабое здоровье подвижника. По настоятельной рекомендации врачей Ушинский в 1870 году отправился в Крым на лечение кумысом, который считали действенным средством от чахотки.
Каково же было радостное удивление «отца отечественной педагогики», когда в захолустном Симферополе он попал на учительский съезд – в общество, буквально кипевшее новаторскими идеями! Гвоздём программы стали показательные уроки в «образцовом приготовительном классе по способу наглядного обучения» в местной мужской гимназии. Весьма полезным оказалось посещение татарских учебных заведений в Бахчисарае. Здесь «Родное слово» успешно применялось для занятий по русскому языку студентов медресе.
Ушинский был чрезвычайно растроган вниманием к нему со стороны крымских «сеятелей знания»: «Эти горячие головы просто влюбили меня в их школы. Весь остаток своей жизни я готов посвятить народным школам».
Осмыслить жизнь
«Самая главная задача воспитания – осмыслить жизнь. Воспитание готовит людей для жизни, – писал Владимир Вернадский. – Тяжёлая вещь – передать «личность» в курсе лекций. А между тем эта передача – основное, важнейшее, что есть в университетском преподавании».
Гениальный учёный, определивший магистральный путь познания Вселенной и законов развития цивилизации, много и плодотворно размышлял о проблемах организации образования и вопросах наставничества.
Окончательные формулировки принципов устройства высшей школы изложены в «Записке о необходимости сохранения Таврического университета». Это документ вышел из-под пера Вернадского в 1921 году, когда советская власть начала переформатирование вуза в угоду большевистской идеологии.
В частности, Вернадский приводил аргументы в пользу сохранения философско-словесного факультета, поскольку именно там «изучается драгоценное орудие всякого преподавания – язык и духовная культура народа». «Белогвардейский» ректор прекрасно понимал: все предложения останутся на бумаге. Однако его прозорливость позволила провести масштабные преобразования вуза уже в наше время.
Единство в языке и вере
Свою жизнь Исмаил Гаспринский посвятил объединению традиционной духовности тюркского мира и достижений европейской цивилизации.
Начав трудовой путь преподавателем русского языка в крымскотатарских школах Бахчисарая, он вскоре пришёл к мысли о необходимости в корне изменить учебный процесс. Методику, основанную на звуковом принципе изучения родного языка, как наиболее разумную и результативную «дедушка тюркской нации» изложил в книге «Учитель и ученик».
В дальнейшем он добился радикальных изменений в просвещении мусульман, придав обучению светский характер. Благодаря новометодным школам в конце XIX – начале XX столетия появилась новая крымскотатарская интеллигенция, по-европейски образованная, но сохранившая мусульманскую идентичность.
Гаспринский стал одним из лидеров движения за обновление исламского общества Российской империи. В 1910 году научные круги Франции выдвинули Исмаила Гаспринского на Нобелевскую премию мира как человека, добившегося крупных результатов в распространении передовых идей и знаний.