11 ноября 2022

Несут нам воду сквозь века: что связывает акведуки в Италии и Лазаревский водовод в Севастополе

Несут нам воду сквозь века: что связывает акведуки в Италии и Лазаревский водовод в Севастополе

Древнеримские акведуки в Италии и Лазаревский водовод в Севастополе разделяют 1800 лет, более 1600 км и два моря – Чёрное и Адриатическое.

Слово «акведук» происходит от латинских слов aqua – «вода» и ducere – «вести». В Древнем Риме акведуки были важнейшим элементом системы водоводов, которые доставляли живительную влагу в города из отдалённых источников. Там, где нужно было преодолеть овраг, ущелье или долину, возводили конструкцию, похожую на мост. Для обеспечения его устойчивости опоры соединяли арочными пролётами, изготовленными из камня.

Примитивные, но надёжные геодезические инструменты позволяли античным зодчим скрупулёзно рассчитать наклон, при котором вода двигалась самотёком. Акведуки строились везде, где простирались владения Рима. И сегодня, путешествуя не только по Италии, но и Испании, Франции, Турции, Северной Африке, люди восхищаются шедеврами инженерного искусства.

Яркий образец великолепного мастерства – огромный трёхъярусный акведук, переброшенный через реку Гар во Франции. Водовод был построен без применения связующего раствора из тщательно подогнанных друг к другу каменных блоков.

Акведук Пон-дю-Гар во Франции

Акведук, названный именем императора Августа, обеспечивал водой не только инфраструктуру нескольких городов Апеннинского полуострова, но и крупные порты, где базировались и ремонтировались торговые и военные корабли.

Севастопольский водовод – уникальный памятник архитектуры и техники XIX столетия. Он обеспечивал нужды исключительно адмиралтейства. С помощью пресной воды предполагалось бороться с моллюском тередо, который питается деревом и способен быстро превратить деревянный корабль в решето. Поэтому перед началом ремонта судна в доке, его корпус выдерживали в пресной воде, которую древоточец не переносит. Воды требовалось много, и командующий флотом Михаил Лазарев добился от Николая I разрешения построить 18-километровую систему, обеспечивавшую доставку воды из горных родников в центр города.

В 1835 году царь утвердил проект, однако строительство арыков, тоннелей и акведуков на очень сложном рельефе растянулось на 18 лет. Постройки возведены в классическом стиле: архитектурный облик Севастополя, соответствующий его имени, что в переводе значит «августейший, царственный город», соблюдался неукоснительно.

Войны, сотрясавшие Севастополь, не пощадили Лазаревский водовод, однако некоторые участки, по счастью, сохранились. Романтично выглядит мост, переброшенный через реку Чёрную: массивные опоры держат три изящные арки. Акведук построен настолько качественно, что действовал ещё и в советское время: обеспечивал водой сельхозугодья.

Целиком сохранился водовод в Аполлоновой балке, однако почти все пролёты заложены и используются как хозяйственные помещения. Всё это не служит украшением памятника культурного наследия, подлежащего охране. Ни охраны, ни культуры не видать…

Текст: Вячеслав Нефёдов