13 февраля 2020

Купить пальто или картину?

И почему Крым – Мекка для художников

Купить пальто или картину?
Борис Зелинский
Купить пальто или картину?

Крым веками был магическим центром притяжения для людей искусства. Здесь творили великие Айвазовский, Куинджи, Левитан… Это уже культ, их имена знает весь мир. Но талантливых художников в Крыму гораздо больше. За их работами охотятся частные коллекционеры из разных стран, их ценят именитые музеи. О живописцах, востребованности, о том, как отличить подделку от оригинала, и о многом другом «КЖ» эксклюзивно поговорил с экспертом, владельцем арт-галереи в Севастополе Борисом Зеленским.

«КЖ»: Крымские художники советского периода и сегодня. Не совсем уместное определение, но все же: можете озвучить ваш личный ТОП?

Захаров Ф. З. «Зимний день в горах» 1976

 – Если мы говорим о советском периоде, мои фавориты – один из основателей крымской современной живописной школы Валентин Бернадский, пейзажисты Петр Столяренко и Виктор Толочко. Безусловно, нельзя не упомянуть Валентину Цветкову, по моему мнению, она лучший мастер натюрморта. Ещё один яркий представитель русской школы импрессионизма – Фёдор Захаров, для которого полуостров стал не только местом вдохновения, но и местом здоровья. Художник был болен туберкулёзом, и крымский климат помог ему одолеть страшный недуг. В этом году исполняется 100 лет со дня его рождения. По этому случаю, кстати, организована его персональная выставка в Третьяковской галерее на Крымском валу. До середины августа можно будет насладиться видами полуострова в работах Захарова.

 «КЖ»: Работы этих художников востребованы только на постсоветском пространстве или в дальнем зарубежье тоже?

– Более чем. Они выставлялись не только во всех республиках СССР, но и в Америке, Европе, Китае… Ещё Хрущёв и Брежнев приобретали их работы не только на родине. Если работы художника покупают в Китае, Америке, Европе, значит, он уже чего-то стоит.

«КЖ»: Как галеристы оценивают картину? Из чего складывается её стоимость, помимо имени художника?

– Из практики продаж. Сегодня – в эпоху Интернета – можно анализировать цены на те или иные работы, смотреть процент продаж у живописца. Это позволяет определить его ценовой сегмент. Есть мастера, которые самостоятельно устанавливают стоимость своих полотен. Но она может быть неактуальной для рынка. А можно ничего не придумывать, ведь есть рынок, который говорит, что работы этого художника регулярно продаются по цене в диапазоне 100-200 тысяч рублей. Или работы другого мастера меньше миллиона стоить не могут.

Многие художники – творческие долгожители. Есть более удачные периоды, менее удачные, есть полноценные работы, есть эскизы, этюды, которые стоят дешевле. Набросок Пикассо может стоить условно 80 тысяч евро, а его полноценная работа маслом – 80 миллионов евро. Поэтому существует много факторов определения стоимости.

«КЖ»: Вы как эксперт в живописи отличите подделку от оригинала? Фальшивки часто попадаются?

Захаров Ф.З. «Розы» 1984 картон масло

– Бывает. И даже в Крыму. Когда я работаю с известными художниками, соответственно через меня проходит много работ, и сразу видно: где оригинал, а где фейк. Но если возникают хоть какие-то сомнения, нужно обращаться к музейным экспертам, наследникам художника, искусствоведам, которые специализируется на творчестве именно этого мастера.

«КЖ»: В последнее время все популярнее становится такое направление, как арт-туризм. Для Крыма оно актуально?

– Однозначно! Перспектива хорошая. Плюс климат позволяет работать под открытым небом практически круглый год. А это вдохновение. Ведь Крым – это история становления русской и советской живописи. Здесь жили и творили Айвазовский, Куприн. Приезжали в гости Васильев, Репин и многие другие художники. Были созданы творческие дачи, и лучшие из лучших подолгу бывали на полуострове. В доме Волошина, например, прекрасная коллекция работ. Наши крымские музеи имеют великолепные собрания: это и Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского, и Симферопольский художественный музей, музей им. Крошицкого в Севастополе, Алупкинский дворец… Лично я планирую разработать литературно-художественные туры для себя или в качестве подарков главам других государств. Мне известно, что Индире Ганди дарили картину Столяренко. А в мэрии Франции висели работы Цветковой. Она возглавляла крымское отделение французско-советской дружбы и была дважды признана лучшей зарубежной художницей. И в наше время полотна этих мэтров популярны. Цена их работ может возрастать до сотен тысяч долларов.

«КЖ»: Что насчёт современников? Или пик славы крымской живописи остался в прошлом?

– И сегодня в Крыму много талантливых живописцев. Например, Александр Воцмуш, акварелист и член всевозможных мировых художественных союзов. Супруги Николай Дудченко и Елена Молчанова-Дудченко работают в жанре пейзажа, и хочется отметить, что их работы есть во многих частных коллекциях России, Греции, Германии, США. К этому списку я добавил бы ещё десяток имён. Они все состоявшиеся мэтры, крепкие художники, которые всю свою сознательную жизнь творили в Крыму.

«КЖ»: Есть мнение, что великими становятся по воле случая. Безусловно, талант должен быть. Но без везения ничего не получится. По вашему мнению, как художнику стать востребованным?

– Сочетание упорного труда, таланта плюс работа галеристов и выставочных площадок. Такая музейно-галерейная составляющая. В советский период все известные художники проходили приблизительно одинаковый творческий путь. Сначала художественная школа, потом хороший художественный вуз в Москве, Ленинграде, Харькове, например. После этого обычно вступали в Союз художников. Кто-то начинал преподавать, другие просто круглосуточно работали. И вот так постепенно пробивались на вершину художественного олимпа. А чтобы её занять, надо было получить признание коллег, музейных сотрудников и самое главное – заслужить любовь народа. В советские времена иногда перед людьми стоял выбор – купить пальто или картину. Если выбирали картину, то становилось понятно, насколько любят того или иного мастера.

«КЖ»: С Союзом понятно. Как это происходит сегодня? Что-то изменилось?

– Да ничего принципиально не изменилось. Разве что не надо вступать ни в какой союз и получать госзаказ от правительства. Сегодня надо больше сотрудничать с галереями, делать ставку на это. Плюс не забывать о частных коллекционерах, известных. Попасть к ним «в коллекцию» тоже считается престижным. Безусловно, важно мировое признание. Чтобы твое имя звучало по значимым для крымской живописи местам. У нас есть что посмотреть. Крым для художников – Мекка.

Текст: Елизавета ИЩУК