Крым веками был магическим центром притяжения для людей искусства. Здесь творили великие Айвазовский, Куинджи, Левитан… Это уже культ, их имена знает весь мир. Но талантливых художников в Крыму гораздо больше. За их работами охотятся частные коллекционеры из разных стран, их ценят именитые музеи. О живописцах, востребованности, о том, как отличить подделку от оригинала, и о многом другом «КЖ» эксклюзивно поговорил с экспертом, владельцем арт-галереи в Севастополе Борисом Зеленским.
«КЖ»: Крымские художники советского периода и сегодня. Не совсем уместное определение, но все же: можете озвучить ваш личный ТОП?
– Если мы говорим о советском периоде, мои фавориты – один из основателей крымской современной живописной школы Валентин Бернадский, пейзажисты Петр Столяренко и Виктор Толочко. Безусловно, нельзя не упомянуть Валентину Цветкову, по моему мнению, она лучший мастер натюрморта. Ещё один яркий представитель русской школы импрессионизма – Фёдор Захаров, для которого полуостров стал не только местом вдохновения, но и местом здоровья. Художник был болен туберкулёзом, и крымский климат помог ему одолеть страшный недуг. В этом году исполняется 100 лет со дня его рождения. По этому случаю, кстати, организована его персональная выставка в Третьяковской галерее на Крымском валу. До середины августа можно будет насладиться видами полуострова в работах Захарова.
«КЖ»: Работы этих художников востребованы только на постсоветском пространстве или в дальнем зарубежье тоже?
– Более чем. Они выставлялись не только во всех республиках СССР, но и в Америке, Европе, Китае… Ещё Хрущёв и Брежнев приобретали их работы не только на родине. Если работы художника покупают в Китае, Америке, Европе, значит, он уже чего-то стоит.
«КЖ»: Как галеристы оценивают картину? Из чего складывается её стоимость, помимо имени художника?
– Из практики продаж. Сегодня – в эпоху Интернета – можно анализировать цены на те или иные работы, смотреть процент продаж у живописца. Это позволяет определить его ценовой сегмент. Есть мастера, которые самостоятельно устанавливают стоимость своих полотен. Но она может быть неактуальной для рынка. А можно ничего не придумывать, ведь есть рынок, который говорит, что работы этого художника регулярно продаются по цене в диапазоне 100-200 тысяч рублей. Или работы другого мастера меньше миллиона стоить не могут.
Многие художники – творческие долгожители. Есть более удачные периоды, менее удачные, есть полноценные работы, есть эскизы, этюды, которые стоят дешевле. Набросок Пикассо может стоить условно 80 тысяч евро, а его полноценная работа маслом – 80 миллионов евро. Поэтому существует много факторов определения стоимости.
«КЖ»: Вы как эксперт в живописи отличите подделку от оригинала? Фальшивки часто попадаются?
– Бывает. И даже в Крыму. Когда я работаю с известными художниками, соответственно через меня проходит много работ, и сразу видно: где оригинал, а где фейк. Но если возникают хоть какие-то сомнения, нужно обращаться к музейным экспертам, наследникам художника, искусствоведам, которые специализируется на творчестве именно этого мастера.
«КЖ»: В последнее время все популярнее становится такое направление, как арт-туризм. Для Крыма оно актуально?
– Однозначно! Перспектива хорошая. Плюс климат позволяет работать под открытым небом практически круглый год. А это вдохновение. Ведь Крым – это история становления русской и советской живописи. Здесь жили и творили Айвазовский, Куприн. Приезжали в гости Васильев, Репин и многие другие художники. Были созданы творческие дачи, и лучшие из лучших подолгу бывали на полуострове. В доме Волошина, например, прекрасная коллекция работ. Наши крымские музеи имеют великолепные собрания: это и Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского, и Симферопольский художественный музей, музей им. Крошицкого в Севастополе, Алупкинский дворец… Лично я планирую разработать литературно-художественные туры для себя или в качестве подарков главам других государств. Мне известно, что Индире Ганди дарили картину Столяренко. А в мэрии Франции висели работы Цветковой. Она возглавляла крымское отделение французско-советской дружбы и была дважды признана лучшей зарубежной художницей. И в наше время полотна этих мэтров популярны. Цена их работ может возрастать до сотен тысяч долларов.
«КЖ»: Что насчёт современников? Или пик славы крымской живописи остался в прошлом?
– И сегодня в Крыму много талантливых живописцев. Например, Александр Воцмуш, акварелист и член всевозможных мировых художественных союзов. Супруги Николай Дудченко и Елена Молчанова-Дудченко работают в жанре пейзажа, и хочется отметить, что их работы есть во многих частных коллекциях России, Греции, Германии, США. К этому списку я добавил бы ещё десяток имён. Они все состоявшиеся мэтры, крепкие художники, которые всю свою сознательную жизнь творили в Крыму.
«КЖ»: Есть мнение, что великими становятся по воле случая. Безусловно, талант должен быть. Но без везения ничего не получится. По вашему мнению, как художнику стать востребованным?
– Сочетание упорного труда, таланта плюс работа галеристов и выставочных площадок. Такая музейно-галерейная составляющая. В советский период все известные художники проходили приблизительно одинаковый творческий путь. Сначала художественная школа, потом хороший художественный вуз в Москве, Ленинграде, Харькове, например. После этого обычно вступали в Союз художников. Кто-то начинал преподавать, другие просто круглосуточно работали. И вот так постепенно пробивались на вершину художественного олимпа. А чтобы её занять, надо было получить признание коллег, музейных сотрудников и самое главное – заслужить любовь народа. В советские времена иногда перед людьми стоял выбор – купить пальто или картину. Если выбирали картину, то становилось понятно, насколько любят того или иного мастера.
«КЖ»: С Союзом понятно. Как это происходит сегодня? Что-то изменилось?
– Да ничего принципиально не изменилось. Разве что не надо вступать ни в какой союз и получать госзаказ от правительства. Сегодня надо больше сотрудничать с галереями, делать ставку на это. Плюс не забывать о частных коллекционерах, известных. Попасть к ним «в коллекцию» тоже считается престижным. Безусловно, важно мировое признание. Чтобы твое имя звучало по значимым для крымской живописи местам. У нас есть что посмотреть. Крым для художников – Мекка.