13 февраля 2017

Крым-2015

Крым-2015: итоги сезона с министром курортов и туризма.

Крым-2015
Отчет
о реальности

автор: Олеся Гончарова

Мы говорим – Крым, подразумеваем – курорт. С этим согласятся, вероятно, большинство наших соотечественников. Очевидно, что мода на отдых в Крыму вернулась. К нам поехали и те, кто помнит лучшие времена Всесоюзной здравницы, и те, кто поддался патриотическому порыву – «Крым наш!». И конечно, первооткрыватели полуострова, которые в предыдущие годы предпочитали проводить отпуск на Красном и Средиземном морях. У них уже сформировано представление о хорошем отдыхе — под влиянием турецких, египетских или греческих курортов. Чтобы перестроиться, поднять стандарт сферы обслуживания и улучшить качество туристических услуг, крымчанам нужно провести серьезные реформы… Министр курортов и туризма РК Сергей Стрельбицкий рассказал нам о том, какие задачи его ведомство нацелено решать в первую очередь.

Нужны кардинальные перемены…

Сергей Валентинович, готов ли Крым к встрече туристов зимой и увеличению их потока, в связи с проблемами на египетском и турецком направлениях?

У нас очень большие надежды и планы на новогодние праздники. Мы уверены, что энергомост придаст всем решительность в своих намерениях и готовимся к предстоящим мероприятиям. Положительные прогнозы дает бизнес, который, несмотря ни на что, продолжает работать для привлечения гостей. А что касается Турции и Египта… Мы никогда не стремились создать конкуренцию Египту, Турции. У нас разные направления и подходы. Мы работаем по своему плану и ждем отдыхающих круглый год.

Сергей Валентинович, в этом году Крым принял на один миллион отдыхающих больше, чем в прошлом. Как вы считаете, благодаря каким мерам увеличился поток туристов?

Прежде всего, наладилась транспортная логистика. Достаточно много россиян хотели побывать в Крыму и в 2014 году, но добраться на полуостров было не так легко. Не был готов аэропорт, к паромной переправе выстраивались огромные очереди, были и другие проблемы. В этом году ситуация улучшилась. Например, была организована продажа единых билетов, и, что важно, информацию об этом довели до потенциальных клиентов. Крымом начали активно заниматься туристические компании, на рынок вышли крупные российские туроператоры – кстати, мы еще с весны начали выстраивать с ними дружественные отношения, в этом направлении проделана серьезная работа. Введены новые программы по чартерным рейсам. Федеральные СМИ в течение года проводили рекламную кампанию курортам Крыма. И, конечно, из-за резкого скачка курса доллара и евро к рублю, многие жители России не смогли себе позволить отдых за рубежом. Мы стали более конкурентоспособными и смогли удачно провести курортный сезон.

Каким проблемам, по вашему мнению, еще предстоит уделить внимание?

Конечно, хотелось бы решить все проблемы с логистикой: обеспечить работу железнодорожного транспорта, лучше организовать доставку туристов по морю — на теплоходах и катамаранах. Нужно, чтобы автолюбители тоже имели возможность быстрее добраться на полуостров. Я думаю, когда появится мост, многое станет проще. А пока нужно наладить сервис, инфраструктуру, организовать работу туристической сферы таким образом, чтобы она максимально удовлетворяла потребности российского туриста.

Еще весной запустили «горячую линию»Министерства курортов и туризма. Оправдал ли себя этот проект? Насколько она была востребована в летний период?

Она была востребована, но не в полном объеме. Надо признать, что у нас не хватило инструментов, чтобы широко распространить нужную информацию: не были эффективны информационно-туристические центры и пункты, отсутствовал современный портал. Но, тем не менее, линия работала, люди звонили, и все вопросы, которые касались нашего министерства, решались на месте. Если речь шла о проблемах, которые входят в компетенцию других ведомств, мы переадресовывали жалобы и контролировали их рассмотрение. В будущем году нужно принять меры, чтобы номер «горячей линии» знали практически все и чтобы мы могли оперативно решать те проблемы, которые ставят перед нами туристы. Я думаю, нам удастся это сделать.

А с какими вопросами чаще всего обращались туристы на «горячую линию»? Что больше всего волновало людей?

Сервис и инфраструктура. Если раньше люди обращались по поводу доступности пляжей, то в этом году этот вопрос нам удалось решить кардинально. Сейчас наиболее остро стоят проблемы пляжной инфраструктуры. Это касается недостатков или плохого состояния раздевалок, душевых, организации прокатных пунктов и так далее. Появилась целая линейка вопросов, которые необходимо решать, чтобы отдых на крымских пляжах стал более комфортным и безопасным. Тем не менее, результаты исследования, которое проводила Общественная палата Российской Федерации, обнадеживают: несмотря на недостатки сервиса, неудобства, связанные с инфраструктурой, люди хотят провести отпуск в Крыму. Потому что таких пейзажей, воздуха, достопримечательностей, которые есть у нас, больше нет нигде. Но, безусловно, мы должны улучшать сервис, и у нас осталось мало времени. По оценкам экспертов, с которыми я соглашаюсь, если мы кардинально не изменим ситуацию в 2016 году, мы можем потерять большое количество туристов. Поэтому наша осенне-весенняя кампания, которая уже стартовала в Крыму, будет нацелена на то, чтобы мы работали над сервисом, обучением персонала и подходом.

Непопулярность из-за пассивности…

Как вы считаете, может ли игорная зона, о которой было столько споров, дополнить развлекательный сектор Крыма?

Создание игорных зон в других регионах доказывает их эффективность в плане финансовых поступлений в бюджет. И если мы хотим называться всероссийским, или даже международным курортом, мы должны развивать все виды и направления туризма. Кому-то нравится в горы ходить, кто-то хочет посещать крымские достопримечательности, кто-то желает приехать и пробовать крымское вино и наши национальные кухни. Мы должны создать условия для всех. Игорная зона – это тоже один из способов привлечения туристов в Крым. Мы не говорим о том, что весь полуостров станет игровой зоной. Речь идет об определенном локальном проекте, который даст возможность всем желающим приехать в Крым и оставить здесь деньги, пополнить казну Республики. А почему бы нет? Так мы сможем помочь санаторно-курортным учреждениям, социальным и детским объектам, которые требуют финансирования. Чтобы быть конкурентоспособными, мы должны предоставлять всю линейку услуг.

Все, кто традиционно отдыхает в Крыму, отмечают природное разнообразие нашего полуострова. А при этом туроператоры жалуются на неравномерное распределение потока отдыхающих. С чем это связано и как с этим явлением бороться?

Такая ситуация была характерна для 2014 года, сейчас – положение изменилось. Не были заполнены только объекты, руководители которых не занимались продвижением своего продукта, в частности, на материковую часть России. А если владельцы пассивно ждали, что к ним поедет турист, не прилагая никаких усилий для этого – они понесли потери. «Непопулярность» того или иного региона – это следствие пассивности местных властей и местного бизнеса. Кто продвигает свой продукт, тот имеет потом свои дивиденды. Тем не менее, мы намерены помогать всем крымским регионам. Сегодня мы в министерстве выстраиваем политику таким образом, чтобы позиционировать весь Крым. Чтобы каждому туристу было понятно, что он получит, если поедет в Ялту, а что интересного его ждет в Западном Крыму.

Наша осенне-весенняя кампания, которая уже стартовала в Крыму, будет нацелена на то, чтобы мы работали над сервисом, обучением персоналА и подходом

Популярность Ялты связана не только с тем, что она больше всех себя рекламирует. Южный берег был престижным местом для отдыха еще в советские времена. Я в этом году общался с высокопоставленными людьми, которые приезжали в Крым и при Советском Союзе, и во времена Украины: они прекрасно знали Большую Ялту, но для них открытием стал Западный и Восточный Крым. Они были поражены и необычными пейзажами, и обилием памятников истории и архитектуры, и даже инфраструктурой, которая существует в этих регионах. Кстати, если в начале лета в Ялте отдыхали 54% туристов, то к концу курортного сезона этот процент составил 34. Остальные отправились отдыхать в Западный и Восточный Крым. Наш полуостров – это не только прибрежная часть, у нас есть еще и сельскохозяйственные районы, которые тоже интересны для определенной категории туристов. А также поселки, потенциал которых не полностью раскрыт. Поэтому на следующий год мы планируем представить единую карту позиционирования регионов.

Будем объективны…

Раз уж Вы заговорили о советских традициях и стандартах, хочется спросить: могут ли здравницы «со стажем», построенные еще при Советском Союзе, составить конкуренцию новым курортным комплексам более высокого класса?

Конкурировать они не могут, будем объективны. Для их поддержания существует инвестиционная программа. С начала года Министерство курортов и туризма РК рассмотрело порядка 130 заявок на участие в различных проектах по реконструкции санаторно-курортных учреждений и гостиничных комплексов, а также на строительство новых. Для того чтобы Крым был конкурентоспособным, нужны крупные инвестиции… Сегодня большинство здравниц в Крыму требуют вложения средств в обновление медицинского оборудования, ремонт комнат и номеров. Этот год очень четко обнажил проблему: российский турист не поедет туда, где сервис не соответствует элементарным стандартам, принятым в России и в Европе. Крым частично проигрывает мощной инфраструктуре Краснодарского края, но и на нашей территории есть чем гордиться. Есть достаточно объектов индустрии отдыха, которые отвечают мировым стандартам. И нужно сделать, чтобы их было больше.

Охарактеризуйте, пожалуйста, каковы потенциальные инвесторы, которым интересно вкладывать деньги в развитие курортной отрасли Крыма? Насколько мне известно, с начала года поступило 130 соответствующих заявок. А есть ли среди соискателей европейские компании?

Туристической сферой у нас интересуются в основном российские инвесторы. Но есть примеры привлечения иностранного капитала: в частности, инвестиционный проект по строительству санаторно-курортного комплекса на 600 мест, в котором учредителями являются бизнесмены из Израиля и Европы. Мы этого не афишируем, потому что не хотим, чтобы люди чувствовали себя неуютно. Поверьте, европейцы внимательно следят за Крымом и знают, какое количество средств в федерально-целевой программе заложено на полуостров. Они понимают потенциал Республики. И тот, кто сегодня начинает деятельность в Крыму, я уверен, не прогадает. А вот тем, кто смотрит через подзорную трубу, уже через год будет тяжело найти свою нишу, так как наш рынок будет заполнен.

Оптимистический настрой правительства по прогнозу отдыхающих на этот год почти оправдался. Какие цифры можно уже загадывать на следующий сезон?

Не готов вам ответить. У нас еще в этом году стоит задача – максимально приблизиться к пяти миллионам. Говорить о будущем курортном сезоне можно после того, как мы увидим четкие графики совершенствования логистики. Все может кардинально измениться. Разве могли мы год назад предположить, что депутаты Европарламента будут посещать Крым. Давайте повременим с прогнозами, но отмечу, что сезон-2016 в Крыму уже зарождается. И от того, как пройдет осенне-весенний период, и будет зависеть, какой нас ожидает курортный сезон.

Министр курортов и туризма РК Сергей Стрельбицкий

  • Родился 7.04.1963 в Евпатории.
  • Окончил СГУ им. М. В. Фрунзе (1985), Восточноукраинский нацуниверситет им. Владимира Даля по специальности «экономическая кибернетика» (2012).
  • Депутат Евпаторийского городского Совета, председатель постоянной комиссии (1990-95, 2002-06)
  • Зам. городского головы по вопросам исполнительных органов Евпаторийского горсовета (2010-13).
  • Директор департамента международного сотрудничества и туризма Львовской областной госадминистрации (2013-14).
  • Директор по производству ООО «КРИП» (2014-15).
  • С июня 2015 года занимает должность министра курортов и туризма Республики Крым.
  • Женат, два сына.

Сергей Стрельбицкий:
«Несмотря на недостатки сервиса, люди будут возвращаться в Крым»