11 ноября 2023

Крепость индиго на вершине щедрости: история и тайны горы Ореанда-исар

Крепость индиго на вершине щедрости: история и тайны горы Ореанда-исар

Фото: автора

Гора Ореанда-исар, или Крестовая, не самое посещаемое место Большой Ялты. Рядом проходит широко известная Царская, она же Солнечная, тропа, и праздные гуляющие не проявляют особого интереса к стеле «Памятник археологии», от которой начинается невероятно интересный путь на вершину с особой аурой.

 

Что в имени тебе моём?

Словосочетание Ореанда-исар таит отголоски далёких эпох.

Загадочное слово «ореанда» не найдёшь ни в одном из современных языков, однако крымоведы назовут схожие имена нескольких урочищ, спрятавшихся на Южном берегу. Это обстоятельство позволяет предположить: «ореанда» – сохранившаяся часть речи какого-то исчезнувшего этноса.

Некоторые лингвисты видят в имени горы корень «арии». Так примерно в IV тысячелетии до Рождества Христова назывались народы, составившие индоевропейскую общность, оказавшую влияние на будущие мировые цивилизации. Многие исследователи включают в прародину индоевропейцев Крымский полуостров, древние жители которого – тавры – были носителями общего предка всех языков индоевропейской семьи. «Свободный, благочестивый, гостеприимный» – все варианты перевода этнонима «арии» иллюстрируют события истории Ореанда-исар.

Крымскотатарское слово «исар» означает «стена, ограждение, укрепление». Действительно, здесь ещё можно видеть малопонятные руины. Но они только внешняя оболочка истины. Гораздо значимее для нас глубинный смысл понятия «исар»: мусульманская традиция трактует его как наиболее полное, высшее проявление щедрости – стремление отдать последнее, чтобы выручить из беды ближнего.

Лавр в благодарность

Ещё одно имя горы – Крестовая: на обрыве возвышается крест. Он появился тут в 1837 году, когда царица Александра получила от супруга Николая I в подарок имение «Ореанда». В этой пустынной местности планировалось возвести дворец, разбить парк, где первая леди страны поправляла бы здоровье, подточенное сырым санкт-петербургским климатом.

Расположившись в алупкинской резиденции правителя Крыма Михаила Воронцова, Александра Фёдоровна в течение сентября несколько раз приезжала в Ореанду: прогуливалась по округе, планировала территорию парка и конфигурацию построек. Благодатная природа сотворила чудо: болезненная женщина буквально расцвела.

В благодарность за подаренную радость бытия Александра распорядилась установить на скале большой дубовый крест. Впоследствии его заменили на чугунный со специальными отверстиями для устройства иллюминации. При советской власти символ христианства сломали и восстановили уже в наше время.

Исполненным глубокого смысла стало ещё одно действо: императрица вместе с дочерью и четой Воронцовых поднялась на вершину, где «изволила собственноручно посадить лавр». Лавр со времён античности символизирует победу, славу и мир, которые принёс России Александр I – сокрушитель Наполеона, первый хозяин имения.

Лавр, взращённый царской рукой, уничтожили геополитические бури XIX и XX столетий. Было бы справедливо, заручившись поддержкой администрации Ялтинского горно-лесного заповедника, высадить на Крестовой новое деревце в память о преобразователях Тавриды.

Дриадами одушевлённый лес

Продвинутые романтики отметят явную созвучность «ореанды» с ореадами. Так в античной мифологии именовались горные нимфы. Любуясь эффектными утёсами, выступающими из моря зелени, сознаёшь: лучшего места обитания фей и не сыскать.

Надо полагать, привольно чувствовали себя здесь и дриады – покровительницы леса. Наверное, только благодаря дриадам Ореанда-исар сберегла во всей красе очень старые древовидные можжевельники и дикие фисташки. Их средний возраст – 500-700 лет, а отдельные деревья приближаются к тысячелетнему юбилею!

Древние обитатели Тавриды считали мир планеты одушевлённым и обустраивали капища, пытаясь подношениями задобрить духов, от которых зависело благополучие селения. Очень может быть, что в далёком прошлом Ореанда-исар играла роль такого святилища. Среди вековых деревьев привлекает внимание странного вида сооружение. Создаётся впечатление, что чьи-то руки придали обломкам скалы пирамидальную форму, после чего взгромоздили массивные глыбы одну на другую. Но какой народ, в какие времена и во имя чего воздвиг тут языческий алтарь?

Причуды нимф

Поскольку природа была призвана дарить людям радость, древние греки представляли нимф в образе юных дев. К простым смертным они относились дружелюбно, более того, имели магическую способность наделять человека даром поэзии. И достоверно известно: на горе Ореанда-исар на посвящённого снисходило вдохновение…

В том же 1837 году, когда Александра Фёдоровна стала счастливой хозяйкой Ореанды, в Крыму встретились все члены её семьи, совершавшие большую поездку по стране. Николай Павлович инспектировал состояние губерний. Наследник престола – 19-летний Александр – знакомился с государством, которым ему предстояло управлять. «Обручением с Россией» назвал путешествие будущего государя Александра II наставник цесаревича поэт Василий Жуковский.

Впечатления от обзора достопримечательностей полуострова Василий Андреевич скрупулёзно фиксирует в дневнике. К примеру: «Царская Ореанда. Сход к морю и скалам. Въезд на высоту, где был замок. Черепица. Стенка старая».

«Всего прекрасного певец» обладал умением не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. И вот обрывочные записи, подчинённые внутреннему ритму, превращаются в торжественный гекзаметр:

Будьте, о духи лесов, будьте, о нимфы потока,

Верны далёким от вас, доступны близким друзьям!

Триста героев

Облик старинных руин разжигал любопытство исследователя. Выводы Жуковского о предполагаемом замке подтвердили современные археологические изыскания.

От средневековой крепости сохранилось немногое: остатки стены, когда-то ограждавшей склон. В случае военной опасности здесь укрывалось мирное население, а воины блокировали дорогу из Ливадии в Гаспру, проходящую рядом, через узкую седловину. Важное местоположение ореандовского исара определило его трагическую судьбу.

Катастрофа произошла в X столетии. О стойкости защитников красноречиво рассказывали заботливо сложенные у стены более двухсот небольших округлых камней – снарядов для пращи, простого, но очень эффективного метательного оружия. Боеприпасы складировали, готовясь отразить атаку, но не использовали: силы оказались неравными, враг пошёл на приступ, проломил ограждение, а потом пожар поглотил всё остальное.

Согласно расчётам, постоянный гарнизон исара составлял не более 300 человек. Поневоле напрашивается аналогия с тремястами спартанцами, преградившими неприятелю путь в Фермопильском ущелье!

Простые радости земли

По счастью, поселению довелось испытать и спокойные времена. О них напоминает абсолютно целый пифос. В крупной керамической ёмкости хранили воду, вино, растительное масло. Подлинным кладезем информации для археологов стала и свалка: кости домашних животных, камбалы и кефали, раковины устриц и виноградные косточки… Питался здешний народ полноценно!

Внутри укрепления обращаешь внимание на мощные ступени бывших лестниц, соединявших небольшие ровные участки, явно расчищенные чьими-то заботливыми руками. Здесь стояли дома. Крохотные хибарки из рваного камня кажутся примитивными, но кровли были сделаны из черепицы, её куски встречаются в развалах.

На вершинной, самой большой площадке встречаются обломки камня-травертина, из которого вырезали фигурные элементы церковных зданий. Очевидно, тысячу лет назад тут возвышался храм: несмотря на убогость земного бытия, вопросы крепости духа были для людей гораздо важнее. Более того, средневековые обитатели Ореанды излучали жизнерадостное мироощущение. Оно отражается и в черепках посуды, любовно раскрашенной зелёной и жёлтой глазурью, и во фрагментах редкостного украшения – стеклянного браслета цвета индиго.

Текст: Иван Коваленко, краевед
Фото: автора