17 марта 2020

Хранитель пролива

Хранитель пролива
Фоторепортаж

Фото: Лидия Ветхова

Примерно в трёх километрах от Керчи, на холме посёлка Подмаячный близ мыса Фонарь, возвышается Еникальский маяк. Окружённый несколькими хозпостройками, он вздымается вверх и свысока глядит на Керченский пролив. Маяк здесь за старшего – все смотрят на него. В этом году бетонный страж пролива отметит двухсотлетие. «Крымский журнал» преодолел сотни километров и привёз из поездки специальный фоторепортаж о Еникальском маяке и его смотрителях.

Вместе с бетонной башней трудовую вахту вот уже 20 лет несёт начальник маяка Виталий Николаевич Мындра. «Я начальник маяка, а не смотритель», – исправляет он каждый раз, когда мы автоматически произносим устоявшееся словосочетание. Виталий Николаевич свою работу очень любит и ничего романтичного в ней не видит. «Работа ответственная, нам здесь не до баек», – серьёзно отвечает он на вопрос о легендах и русалках. «Я, вообще-то, человек военный, 27 лет отслужил на флоте, из них 15 на Севере – в Полярном. Потом вернулся в Керчь командиром части. А когда уволился в запас, пришёл работать на маяк. И вот уже 20 лет здесь», – рассказывает начальник. Виталий Николаевич многое сделал для того, чтобы Еникальский маяк сегодня функционировал, или, как говорят, был «живой». Ещё при Украине не раз ставился вопрос об автоматизации маяка, штат хотели расформировать. Но Виталий Николаевич доказал, что в таком сложном для судоходства канале сотрудники, обеспечивающие работу сооружения, необходимы.

В августе Еникальскому маяку исполнится 200 лет. Своё имя он получил от названия турецкой крепости Ени-Кале XVIII века, которая расположена в 5 километрах от него. Во время Великой Отечественной войны башня была полностью разрушена. Современная каменная постройка появилась только в 1953 году. 

 

На маяке, кроме башни с огнём, установлены навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) и приёмник дифпоправок.  Данное оборудование необходимо в таких местах сложного судоходства, как Еникальский канал. 

Работа на маяке не для слабаков и уж тем более не для акрофобов (навязчивый страх высоты – ред.). Это винтовая лестница. Ежедневно Виталий Николаевич и его коллеги взбираются по ней к огню. Высота башни – 27 метров.

                                                                                                                                             

 

Это сердце маяка – светодиодная лампа. С наступлением сумерек она включается автоматически. «Здесь раньше были киловаттная лампа и вращающаяся оптика. Лампа горела, оптика вращалась при помощи линз, свет фокусировался в луч и шёл по горизонту. Он делал два оборота в минуту, проходил через судно, и его было видно как проблеск. Потом поставили светодиоды, они экономичнее, потребляют полтора вольта – намного меньше, чем обычные лампы», – объясняет Виталий Николаевич.

 

Каждый маяк имеет особенности, чтобы судоводители могли зрительно определить своё местонахождение. В дневное время суток они ориентируются по внешнему виду и окраске башни, а ночью – по проблесковым огням. Наш маяк белого цвета и имеет три группы проблесков: семь и девять, два и шесть, семь и девять. Более того, у берегов мыса лежит затонувшее судно – это тоже одна из характеристик маяка, которая нанесена на карты.  

С высоты маяка открывается панорамный вид на Азовское море, Керченский пролив, паромную переправу, Крымский мост и даже порт «Кавказ» на противоположном берегу.

Силами служителей Еникальского маяка на его территории появился маленький музей, где собраны интересные экспонаты. Среди них устройства, которые используются на маяках, и гигантские линзы.

 

 

Техник Юрий Семеняко – бывший военный, как и Виталий Николаевич, окончил Черноморское военное училище имени П. С. Нахимова в Севастополе. Поочередно вместе с начальником Юрий несёт вахту, которая длится 24 часа. Самая большая ответственность и внимательность требуются в ночное время, отмечают они, когда и световой маяк работает, и надо наблюдать за буями.

Маяки как работали во всём мире, так и будут, считает Виталий Николаевич. И никакие новые технологии их не заменят. «Маяк – это зрительный определитель, который непрерывно несёт службу, а спутник может отключиться в любой момент», – подчёркивает он.

 

 

 

 

Текст: Маргарита Листьева
Фото: Лидия Ветхова