День матери – замечательный осенний праздник, который даёт возможность поблагодарить самого родного человека.
Крым хранит множество ярких образцов культуры, связанных с материнством. Расскажем о некоторых памятниках, олицетворяющих высшую духовную ценность человечества.
Чудны дела твои
Как истинная мать, земля не только дарит жизнь, но и всемерно поддерживает своих чад: кормит и лечит, воспитывает и защищает.
«На Таврическом полуострове есть земля, исцеляющая всякие раны», – сообщает в I веке н.э. знаменитый учёный Плиний Старший. С того времени и по сегодняшний день из уст в уста люди передают рассказы о грязи Сакского озера: природный эликсир сообщает свою силу тем, кто в неё поверит. Действительно, врачи сакских здравниц накопили богатейший опыт лечения женского и мужского бесплодия. Специалисты поясняют: компоненты, из которых состоит грязь, представляют собой вещества, активизирующие резервы организма. И чудо происходит!
Есть в Сакском районе и другой феномен. Старожилы села Геройского помнят прекрасный обычай: каждый юноша, уходя на службу в армию, получал оберег – мешочек из кумача, в который была зашита щепоть земли с Кургана Славы, где в 1944 году погибли девять воинов, удостоенных звания Героя Советского Союза.
Обитель чудес
Большим почётом в народе пользуется Анастасия Узорешительница. В сознании восточных славян укоренилось, что святая помогает женщинам благополучно разрешиться от бремени.
С именем Анастасии связаны средневековый пещерный город Качи-Кальон и действующий монастырь в Бахчисарайском районе.
Сильное впечатление производит огромный грот, образовавшийся в скальном обрыве в результате землетрясения. В IX столетии здесь находился монастырь. Как чудо воспринимали люди расположенный буквально между небом и землёй родничок. Вода, пробившая себе путь сквозь каменную толщу, считалась незаменимой при трудных родах.
Тысячелетнюю историю византийской обители продолжают современные монахи, обустраивая по соседству с Качи-Кальоном скит в честь Анастасии Узорешительницы. Удивляет убранство «Бисерного храма»: он щедро украшен изделиями из разноцветного бисера, бусин, камешков.
Над колыбелью наклоняясь
Каждый народ, живший на полуострове, бережно хранил предметы культуры, посвящённые матери и ребёнку. Так, в Крымском этнографическом музее можно полюбоваться старинными колыбелями. Кроватки для грудных детей сходны по конструкции, но различаются и названиями, и связанными с ними обычаями и поверьями.
По-русски обитель новорождённого называлась зыбка. Изготавливал её по традиции кто-то из мужчин семьи. Чтобы дитятко хорошо росло, использовали быстрорастущие деревья. Крюк, на котором висела зыбка, крепился к поддерживающей крышу балке. Она имела «говорящее» имя – матица.
У крымских татар напольная колыбель называлась бешик. Её торжественно приносили из родительского дома матери, когда у неё рождался первенец, и использовали для всех последующих детей.
Русалка, ставшая мамой
Экзотический памятник материнству можно увидеть в Мисхоре. В камне в море возвышается крепкая женщина с ребёнком на руках. Если приглядеться, можно увидеть, что у мамы вместо ног плавники. Мальчонка же вполне человеческий.
Скульптура иллюстрирует легенду о девушке Арзы, которую разбойник похитил и продал во дворец турецкого султана. Не выдержав разлуки с родиной, Арзы, уже став матерью, бросилась со своим малышом в море и вскоре появилась в образе русалки у родного берега.
Как и положено в легендах, морская дива прожила несколько жизней. В самом начале XX столетия она была одиноким водным божеством из античной мифологии. Однако не зря говорят, что ребёнок – это дар свыше, который всё меняет в жизни женщины. Так и здесь: с рождением сына субтильная древнегреческая наяда превратилась в дородную славянскую русалку.
Увидеть глаза Деметры
Стоит пригреть весеннему солнышку, как степь вокруг Керчи украшается изумрудно-зелёной травой, а весь май подрагивают на ветру алые маки: природа радуется возрождению жизни. Она, не останавливаясь ни на минуту, течёт здесь уже 28 веков!
Одной из хранительниц вечного города является Деметра. Её имя переводится в древнегреческого как «мать земля». Богиня плодородия – одна из самых почитаемых персонажей олимпийского пантеона. Провидению было угодно, чтобы из тьмы тысячелетий дошёл до нас лик Деметры – уникальный памятник культуры древнего Пантикапея. Две тысячи лет назад художник расписал фресками подземный склеп, рассказал о Деметре и её дочери Персефоне, похищенной Аидом, правителем царства мёртвых. Ведь в поисках дочери богиня обязательно заглянет в последнее земное пристанище богатого горожанина и воскресит его!
Узнать историю «сберегающей жизнь» можно в музее, обустроенном в помещении Митридатской лестницы.
Я рядом, доченька!
Духовная жизнь каждого этноса пронизана преданиями, раскрывающими роль матери.
Замечательная крымскотатарская легенда «Скалы Мать и Дочь» рассказывает о горестной доле Зулейки и её мамы: они окаменели, не желая попасть в руки злодеев. Так народ обессмертил два известняковых утёса, что возвышались на крутом склоне долины реки Кача недалеко от Бахчисарая. Тщательно обработанные дождями, снегами и ветрами, огромные камни и правда были похожи на человеческие фигуры. 10-метровая глыба на обрыве называлась «Вай-вай-анам» («Ой-ой, мама»), вторая, пониже и чуть поодаль, – «Хорхма, балам» («Не бойся, дитя»).
Как и в легенде, судьба памятника природы оказалась печальной: землетрясение 1927 года опасно сдвинуло верхнюю часть превратившейся в камень Зулейки, и скалу взорвали, опасаясь обрушения на проходящее внизу шоссе.
Мама Русская
Такое красивое историческое название имеет современное село Курортное на Керченском полуострове. Основали поселение на берегу Азовского моря старообрядцы, пришедшие сюда из приволжских степей в XIX столетии. Однако легенда сообщает, что имя села восходит к эпохе покорения Крыма: жившая здесь русская вдова-рыбачка спасла раненого турецкого янычара.
Духовный центр села – храм, освящённый в 1913 году в память Рождества Богородицы. Дева Мария прославляется как мать, родившая спасителя мира, и заступница всего людского рода.
Неподалёку от села расположено озеро Чокрак — кладезь бесценных даров матери-природы. Иссиня-чёрная маслянистая грязь — мощнейшее лечебное средство. Уникальность ему придают сероводородные источники на дне озера.
К вам душа так радостно влекома
На тихой феодосийской улочке находится старинный особняк, где разместился небольшой, но содержательный музей. Он рассказывает о пребывании в Крыму поэтессы Серебряного века Марины Цветаевой и её сестры – писательницы Анастасии Цветаевой.
С Феодосией связана самая радостная, самая спокойная пора их биографии. Только недавно испытавшие счастье материнства Марина и Ася в 1913-1914-х годах наслаждались жизнью «в одном потоке бытия» с очаровательными детьми Алей и Андрюшей.
«Марина была счастлива с её удивительным мужем, с её изумительной маленькой дочкой в те годы», – пишет Анастасия Цветаева.
Заклинанием звучат восторженные строки Марины: «Тонкая, лёгкая я в голубых шароварах, не старься! Но, Алюшка, – расти!» Её дневники изобилуют описаниями: какое новое слово произнесла дочурка, какую обновку мама ей приготовила.
Берегиня Симферополя
Неотъемлемой деталью старинных домов были маскароны – небольшие скульптуры на фасадах. Особенно полюбились горожанам женские образы. Наряду с эстетической функцией они служили оберегами, защищали семейное гнездо от посягательств разной нечисти.
В одном из переулков недалеко от Свято-Троицкой церкви спрятался двухэтажный особняк. Окна второго этажа украшают шесть изящных девичьих головок: Соня, Ольга, Генриетта, Раиса, Мария и Паулина. Так звали сестёр Ильи Сельвинского, крупного советского поэта, родившегося в этом доме.
В начале 70-х годов минувшего века в самом центре крымской столицы появилось огромное мозаичное панно. На фоне жизнерадостных сюжетов, объединённых темой «воздух, солнце и вода», резко выделяется женщина с ребёнком на руках. Очевидно, что художник, мастер социалистического реализма, взял за основу облик Богородицы с младенцем.
Живоносный источник
Мария, мать Иисуса Христа, – величайшая из святых в православии и высшее олицетворение идеала материнства в русском сознании. Образ Богородицы как символ жертвенной любви, мудрости, чистоты и заботы нашёл достойное воплощение на земле Тавриды.
Одной из святынь бахчисарайского монастыря во имя Успения Богородицы является родник. Освящённая в честь иконы «Живоносный источник» ключевая вода питала первых насельников обители. В XIX веке для удобства паломников построили красивый питьевой фонтан. Его разрушили в годы гонения на церковь, но вода нашла выход из-под скалы и по-прежнему помогает верующим облегчать физические и душевные страдания.
Деву Марию почитали и мусульмане. «О, Марьям! Воистину Аллах избрал тебя», – говорится в Коране. Символично, что урочище, где расположен Свято-Успенский монастырь, носит историческое название Марьям-дере, в переводе крымскотатарского «Мариинское ущелье».