Николай Рерих обрёл в Крыму просветление. Под руководством «учителя жизни» Куинджи будущий великий мыслитель получил в Тавриде уникальную способность – выражать философско-этические идеи в художественной форме. В этом году исполняется 150 лет со дня рождения величайшего интуитивиста века.
Большие события
В книге очерков «Листы дневника» Рерих вспоминает «сорок лет хождения по святыням русским. В 1894-м – Троице-Сергиева лавра, Волга, Нижний Новгород, Крым». 20-летний дважды студент – юридического факультета Санкт-Петербургского университета и высшего училища при Академии художеств – начинает освоение мира. Из уважения к отцу он изучает юриспруденцию, но душой всё же тянется к искусству.
Скоро был сделан окончательный выбор. «Большие события! Я в мастерской Куинджи», – записывает Николай. Руководитель студии учил главному: найти в пейзаже суть и творчески преобразить её, показав на полотне время и пространство – безграничность, звенящую тишину, ощущение вечности. Чтобы студенты прониклись этой идеей, Архип Иванович организовал для них беспрецедентную практику: за собственный счёт вывез в Крым – на грандиозный пленэр. Знаток красот Тавриды Куинджи построил маршрут таким образом, что постижение «волшебного края» молодыми дарованиями напоминало инициацию.
Учитель жизни
Первым пунктом значился Бахчисарай, насыщенный восточным колоритом. Поработав на этюдах, участники экспедиции погрузили вещи на арбу и отправились навстречу новым открытиям. Предгорные просторы алели маками и голубели цикорием. Урочище Бельбекские ворота – место, где река в древние времена прорвала естественную дамбу, – воспринималось как портал в иное измерение. Яркие впечатления подарила Байдарская долина: «колодец с ключевой водой в скале, покрытой бархатным мхом».
С Байдарских ворот открылось Чёрное море. «Долин приютная краса, и струй, и тополей прохлада» сменились знойным великолепием Южного берега. Три недели странствий по горам и долам завершились отдыхом у моря. Впрочем, какой уж там отдых! Профессор скучать не давал: каждое утро работа на этюдах, вечером – обсуждение, а когда зажигались звёзды – неспешные беседы обо всём на свете под добродушное фырканье самовара.
Архип Иванович стал для Рериха первым и главным духовным наставником: «Мощный Куинджи был не только великим художником. Он был учителем жизни».
Живая вода
Рерих не прерывал связь с Куинджи и после окончания учебного заведения. Когда маэстро ушёл из жизни, Николай вместе с другими учениками установил на его могиле выразительный памятник. Бюст осеняет часовенка, напоминающая фонтаны эпохи Византии, которые юным пилигримам посчастливилось увидеть, путешествуя по Тавриде. Соученик Рериха Аркадий Рылов пишет: «Памятник изображает крымский колодец, откуда мы могли пить живую воду, которую давал учитель».
Рерих разработал и исполнил в мозаике внутреннее убранство часовни. Золотая смальта отсылает к происхождению фамилии художника («куюмджи» в переводе означает «золотых дел мастер»). Величие искусства Куинджи символизирует древо жизни, объединяющее все сферы мироздания. На вершине древа находится гнездо с птенцами: так ученики воплотили свою благодарность Архипу Ивановичу, отечески их опекавшему.
Искренно ваш
В ключевых точках пересекаются творческие орбиты Николая Рериха и «гения Коктебеля» Максимилиана Волошина. Критик очень точно подмечает, что у обоих художников-мыслителей «пейзаж наделён заклинательной силой, предельно ирреален и, несмотря на свою твердокаменную бесплотность, летуч и обманчив, как сновидение».
Волошин в киммерийском цикле создал образ земли. Рерих в гималайском эпосе создал образ неба. Для двух творцов, посвящённых в тайны бытия, изображение мироздания было способом медитации, а по большому счёту – служением.
Сохранилось доброе письмо, в котором Рерих рассказывает Волошину о своей картине «Небесный бой», созвучной с волошинской статьёй «Архаизм в русской живописи», опубликованной в журнале «Аполлон». Мастера кисти и слова активно сотрудничали с изданием, ставшим зеркалом культурной жизни страны, и наверняка встречались в редакции. «Очень рад был бы повидаться с Вами. Часто о Вас вспоминаем», – заключает послание Николай Константинович. В Санкт-Петербургском музее-институте семьи Рерихов хранится акварель Макса, подаренная духовному брату.
Ландшафт первозданный
Ещё более сближает Рериха с Крымом восприятие земного облика «волшебного края». Одна из картин Рериха носит выразительное название
«Ландшафт первозданный». Внимательный глаз сразу увидит на полотне характерный пейзаж, открывающийся с обзорной площадки на вершине горы Узун-Сырт близ Коктебеля: зубчатый хребет Карадага, холмы в дымке, а на переднем плане обширная котловина с водоёмом посредине.
В учёном мире нет единого мнения о происхождении урочища. Согласно одной из версий, котловина имеет вулканическое происхождение: образовалась в результате проседания блока, под которым располагался огромный магматический очаг. Высказывается и иное мнение: это – метеоритный кратер, результат столкновения небесного пришельца с юной планетой. Относительно солёного озера в центре существует экзотическая версия, что это след всемирного потопа. Как бы то ни было, но факт остаётся фактом: именно здесь формируются и восходят к небу мощные воздушные потоки, уносящие посвящённых на просторы пятого океана.
Воины культуры
Получили широкое признание международные инициативы Рериха – движение «Мир через культуру», договор о защите художественных и научных учреждений в ходе военных конфликтов. Символом грандиозных начинаний стало «Знамя мира» – вписанные в окружность три круга: прошлое, настоящее и будущее, неразрывно связанные в едином пространстве времени.
Неудивительно, что простой и ёмкий образ обрёл достойное материальное воплощение в Крыму. В 1909 году великий князь Георгий Романов построил в своём имении «Харакс» – на склоне, открытом морю, – небольшую элегантную виллу. Глаз не устаёт любоваться сложными изгибами полигональной кладки стен, где многоугольные камни подогнаны друг к другу без малейшего зазора, и останавливается на странном элементе декора – трёх кругах в центре окружности. Этот знак свидетельствует о беззаветном служении отечественной культуре владельца гаспринского имения: Георгий Михайлович 22 года безвозмездно возглавлял санкт-петербургский Русский музей, принимал непосредственное участие в создании коллекции живописи и скульптуры.
Путник по Вселенной
«Творчество есть выражение основных законов Вселенной», – писал Николай Константинович. Наряду с великими мыслителями и провидцами – Циолковским, Вернадским, Чижевским – Рерих является крупным представителем русского космизма. Это подтверждает первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Вот что он сообщает людям об увиденном из иллюминатора корабля с символическим названием «Восток»: «Лучи просвечивали через земную атмосферу. Горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах Николая Рериха!»
В перечне открытий, сделанных учёными Крымской астрофизической обсерватории, затерявшейся в предгорье, где будущий гражданин мира совершал своё первое путешествие, указан астероид, расположенный между орбитами Юпитера и Марса. Он получил имя Roerich в честь семьи Рерихов. Название утвердила комиссия Международного астрономического союза. Таким образом, появление «среди миров, в мерцании светил» малой планеты Рерих – это признание вклада «практических идеалистов» в сокровищницу знаний человечества.