04 августа 2023

Был ценителем жизни спокойной: история симферопольского Дома на Набережной

Был ценителем жизни спокойной: история симферопольского Дома на Набережной

Фото: Михаил Семёнов, Евгений Летов

В архитектуре симферопольского Дома на Набережной прочитываются история страны и судьбы людей.

Вздыхают здесь прошедшие века

В центре крымской столицы, там, где река Салгир пересекает проспект Кирова, привлекает внимание представительное здание оригинального облика. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы оценить мастерство зодчего и серьёзность намерений заказчика.

В первую очередь бросается в глаза конфигурация корпуса. Его левое и правое крылья обычные, а вот средняя часть вогнутая, образующая как бы четверть окружности. Она дополнительно выделена двумя доминантами: слева – устремлённая ввысь беседка-ротонда, справа – приземистая надстройка, похожая на небольшую башенку. Вальяжности дому добавляют мощные колонны, многочисленные декоративные вазы, а таинственности – римские цифры на фронтоне: MCMXXXIX. В пересчёте на более понятные они обозначают дату окончания строительства: 1939 год.

Предшествующая пятилетка была очень важной для экономики Советского Союза. Генеральный секретарь коммунистической партии Иосиф Сталин, выступая на съезде, подчеркнул, что социализм в СССР в основном построен. Перед страной ставились очередные задачи, в частности, «решительное улучшение жилищного дела». Отдельной темой прозвучало дальнейшее укрепление обороноспособности: в мире всё сильнее чувствовался запах пороха.

Стиль? «Триумф»!

В свете партийных решений действовала власть на местах. Постановление центрального исполнительного комитета Крымской АССР предусматривало возведение в Симферополе номенклатурного жилья, предназначенного для первых лиц: членов правительства, крупных представителей интеллигенции, руководителей силовых структур. Последняя строка расшифровывалась по-военному конкретно: «дом для комсостава 3-й стрелковой дивизии на 50 квартир».

Местное отделение Союза архитекторов получило ответственное задание: разработать проект. В выборе «лица» сомнений не возникло: для политически значимой постройки более всего подходил монументальный классицизм с его чёткими пропорциями и торжественным декором. Много позже этот стиль назовут сталинским ампиром.

Газета «Красный Крым» по этому поводу сообщала: «В Симферополе рядом с домом милиции по проекту архитектора Кржижановского строится красивый четырёхэтажный жилой дом: 46 благоустроенных двух-, трёхкомнатных квартир с водопроводом, центральным отоплением и ваннами. В нижнем этаже расположится большой магазин».

Ампир во время чумы

Громадьё планов Павла Кржижановского предусматривало возведение двух одинаковых домов. Близнецы задумывались как зеркальное отражение друг друга: одно крыло идёт вдоль улицы Кирова, второе формирует набережную Салгира, а посредине – вогнутая средняя часть. Полукруглые фасады создавали образ города, раскрывшего объятия.

Однако воплотить замысел в полной мере архитектору не удалось.

В стране начиналась большая чистка, вскоре превратившаяся в великий террор. Летом 1938 года Кржижановского арестовали. Сфабрикованные следователем обвинения тянули на расстрел: членство в белогвардейской подпольной организации, шпионаж, вредительство при проектировании. Следствие тянулось два мучительных года и завершилось относительно мягким приговором: пять лет исправительно-трудового лагеря. Вместе с Павлом Константиновичем отправились по этапу его коллеги. Крымское отделение Союза архитекторов фактически перестало существовать.

Дальнейшая судьба зодчего неизвестна. По всей видимости, он умер в заключении, а его имя было предано забвению. Тем не менее дом достроили, и в канун Нового – 1940 года высшие военные чины Крыма праздновали новоселье.

А потом началась Великая Отечественная война — и дом опустел.

Здравия желаю!

13 апреля 1944 года по улице Кирова прогрохотали советские танки: в Симферополь вступила Красная армия. Фотограф запечатлел группу бравых ребят и их боевую машину на фоне одного из самых узнаваемых городских зданий. Оккупанты намеревались его уничтожить: видно, что внутри бушевал пожар, но башенка уцелела и даже бетонные вазы – символ изобильной жизни – не полопались.

Когда военные действия на полуострове были завершены, сюда направили пленных немцев – восстанавливать разрушенное. Старожилы утверждали: фрицы приложили руки и к дому РККА. Во всяком случае, качественный ремонт виден и сегодня. Если соседний – «милицейский» – дом неудержимо рушится, то здесь всё на месте, включая знаменитую ротонду.

После войны обновлённую «сталинку» заселили бывшие фронтовики. Когда на День Победы крепкие ещё мужики надевали военную форму, от боевых медалей и орденов, сияющих на солнце, у мальчишек рябило в глазах. В традиции были субботники, или, по-военному, парково-хозяйственные дни. К Первомаю и годовщине Октябрьской революции народ вооружался лопатами, граблями и приводил в порядок двор и прилегающую территорию. А потом собирались за общим столом, чтобы поднять наркомовские сто грамм и за немудрёными яствами помянуть ушедших, поговорить о будущем.

Ты помнишь, товарищ…

Им было что вспомнить.

Василий Митрохов в течение двух суток отбивал из пулемёта вражеские атаки. Спустя несколько дней он совершил второй подвиг. Под кинжальным огнём подобрался к фашистской пулемётной точке, уничтожил расчёт и обратил трофейное оружие против врага. Завалил более 50 гитлеровцев, благодаря чему подразделение захватило населённый пункт с минимальными потерями. 19-летний парень удостоился высшей награды Родины – Золотой Звезды Героя Советского Союза.

Василий Горишний защищал Москву, сражался в Сталинграде. Когда фашисты на одном из участков пытались прорвать нашу оборону, комдив прибыл на передовую и личным примером спокойствия и уверенности в победе оказал помощь командиру в организации боя, воодушевил личный состав полка и обеспечил разгром противника. Звание Героя генерал-майор получил за успешное форсирование Днепра и освобождение Киева.

Яков Вербов начинал боевой путь ещё в Гражданскую. Прошёл всю Великую Отечественную. В декабре 1941 года дивизия Вербова форсировала Керченский пролив и вела ожесточённые бои на Крымском фронте. В дальнейшем соединения, которыми командовал генерал, очищали от фашистов Белоруссию и Прибалтику. Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин дважды объявлял комдиву благодарность. Завершил войну Яков Вербов участником Парада Победы на Красной площади в Москве.

Этих дней не смолкнет слава?

Несмотря на то, что над ротондой, ставшей достопримечательностью Симферополя, пронеслись геополитические вихри XX столетия, здание по сей день очаровывает величием сталинского ампира, олицетворяющего трагические и героические страницы истории Отечества. Даже в относительно спокойный послевоенный период дом не терял своей значимости для державы. Мало кто уже помнит, что добрых полвека главное помещение в центральной части занимало очень серьёзное учреждение – корреспондентский пункт ТАСС. Журналисты – сотрудники Телеграфного агентства Советского Союза, главного информационного органа государства – обеспечивали актуальной информацией из Крыма все газеты страны.

Новые времена не принесли радости старику. Строение потихоньку ветшает. Результаты обследования здания неутешительны: степень износа приближается к 90%. Памятником архитектуры дом на набережной Салгира почему-то так и не стал. Следовательно, государству до него дела нет. Старшее поколение, когда-то активное – потомки командиров-фронтовиков, постепенно уходит, а у племени младого, уже не отягощённого памятью о былом, своя жизнь, свои заботы. Всё это рождает печальные мысли: доживёт ли наполненный историей символ города хотя бы до 100-летнего юбилея?

Текст: Михаил Семёнов
Фото: Михаил Семёнов, Евгений Летов