Девиз на родовом гербе князей Голицыных Vir est vis может переводиться по-разному: «Был. Есть. Будет», «Муж есть сила», «Человек, который вам нужен». Каждый вариант в той или иной степени определил судьбу Льва Голицына. Его жизнь похожа на горную дорогу с резкими поворотами. И на каждом этапе он добивался очередной убедительной победы.
Вызов судьбе
Новый Свет весь проникнут идеями, духом, надеждами Голицына – и щедро удобрен деньгами, которые были буквально зарыты в неподатливую землю. «Нужно любить дело, о деле постоянно думать, нужно делать тысячи опытов и влетать, хорошо влетать», – говаривал Лев Сергеевич.
Голицына ожидала карьера юриста, однако в 33 года он оставил это занятие, чтобы посвятить себя совсем иному, не менее благородному делу – виноделию.
Какие обстоятельства заставили его бросить вызов судьбе?
Шерше ля фам, как говорят французы. Жизнь молодого человека резко изменила встреча с Надеждой Засецкой. Пикантности ситуации придавало то, что Надежда Захарьевна была замужняя дама, добродетельная супруга уездного предводителя дворянства… И поди ж ты: презрев условности, она укатила со Львом в Париж, а впоследствии родила ему двух дочерей.
Потом начались размолвки, повлёкшие охлаждение чувств. Роман сошёл на нет, но Голицын как честный человек не только взял на себя все хлопоты по содержанию и воспитанию дочерей, но и помог бывшей возлюбленной избежать финансовых трудностей, купив у неё в 1878 году имение Новый Свет.
…и Новый Свет в душе моей!
Спустя пять лет Голицын обвенчался с Марией Орловой-Денисовой. Графиня не слыла красавицей, имела слабое здоровье, но её богатое приданое оказалось весьма кстати Льву Сергеевичу, намеревавшемуся продолжить свои винодельческие изыскания.
С удвоенными силами он начинает опыты по изготовлению игристых вин шампанским способом, обустраивает Новый Свет: в толще горы Коба-кая («пещера-скала») завершает строительство штолен для выдержки вин, возводит «Большой дом» для семьи – супруги и дочерей, рождённых Засецкой. Мария, не имевшая собственных детей, отдала свою любовь приёмным. Надежда и Софья отвечали ей взаимностью.
Нужно заметить, что, несмотря на болезненность, Мария Михайловна обладала волевым характером и образцово вела дела в имении. Об этом свидетельствуют восторженные записи, сделанные в специальных альбомах многочисленными гостями. Они просыпались от аромата роз, которые хозяйка собственноручно расставляла в комнатах. «Умную, верную, чувствительную» супругу князя совершенно справедливо называли душой Нового Света, «библейской женой, которая одна является сокровищем». Когда в 1909 году Мария Михайловна ушла из жизни, Голицын заказал супруге надгробный памятник со значением: кроткий ангел держал за гриву грозного льва.
После смерти Марии Михайловны все хлопоты по содержанию имения легли на плечи Надежды, младшей дочери Льва Сергеевича.
«Вещи исключительной ценности»
Своеобразным музеем «Большой дом» стал ещё при жизни хозяина: о его богатейшем собрании предметов археологии, живописи, изделий из стекла и фарфора упоминают многие современники. После смерти Голицына в 1915 году наследница усадьбы Надежда Львовна сохраняла обстановку в неприкосновенности, а в начале 1920 года создала экспозицию, получившую название «Голицынский уголок». Когда после установления советской власти имение национализировали, коллекция разошлась по разным музеям, а здание отдали под жильё работникам винзавода. В 1978 году, к 100-летию предприятия, люди получили новые квартиры, а в освободившихся помещениях организовали музей трудовой славы. В перестроечное время ему придумали новое имя – музей виноградарства и виноделия.
К дому поднимается улица Фёдора Шаляпина. Легенда о том, что знаменитый певец гостил у князя и даже дал концерт в знаменитом гроте, где звуки его громового голоса раскололи старинный бокал, быстро укоренилась на благодатной новосветской земле.
Живые памятники
Яркая архитектурная деталь «Большого дома» – башня в центре фасада. На её первом этаже находится вход в подвал, на втором – просторная веранда в мавританском стиле. Само здание построено на возвышенности, и с веранды открывается вид на весь Новый Свет. Венчает сооружение декоративная башенка с бойницами.
Дом Голицына уникален деталями, которые на первый взгляд не очень заметны. Тут волею судьбы сохранились живые памятники владельцу имения, сделавшему так много доброго для Нового Света.
Возле входа в подвал растёт куст сирени. Его посадил для супруги сам князь. Растение, находясь в очень почтенном возрасте, постепенно усыхает, но каждую весну ещё выбрасывает цветочки, напоминая о своих хозяевах. В нескольких шагах от сирени стоит мощный дуб. Дерево посажено Голицыным в 1880 году, сообщает табличка на нём.
В просторном подвале проводятся эксклюзивные дегустации новосветских вин. Рассказывают, что именно здесь князь торжественно вручил императору Николаю II ключи от своего имения.
«Скажи, зачем?..»
Центральное место в экспозиции музея занимает известный портрет Голицына, на котором он изображён в крестьянском армяке и косматой папахе. Лев Сергеевич отличался не только независимостью суждений, но и экстравагантным видом. Простецкая одежда подчёркивала демократичность князя, его близость к народу, который должен был стать главным потребителем голицынских вин. Вполне интеллигентское пенсне оригинально сочеталось с кавказской папахой. Предание гласит, что экзотический головной убор подарил Голицыну в благодарность за спасение какой-то абрек.
Слева и справа от портрета размещены компьютерные копии полотен голландских живописцев XVII столетия. Когда-то художественную галерею Голицына украшали ценные оригиналы. Советская власть объявила коллекцию народным достоянием и распределила по музеям. Многое утрачено, но картины, к счастью, сохранились. Во время Великой Отечественной войны их вывезли из осаждённого Севастополя, они долго путешествовали по стране и сегодня находятся в Севастопольском художественном музее.
Собирательство было второй после виноделия пламенной страстью князя. Особый интерес Голицын проявлял к артефактам, связанным с вином. От прежней роскоши остались крохи, но и сохранившиеся предметы ярко характеризуют их владельца. Например, кубок в виде рога изобилия, выполненный из розового хрусталя, который московские коллеги подарили юбиляру в честь 25-летия его деятельности на поприще виноделия.
За массивным рабочим столом, согласно легенде, Голицын написал слова, которые стали девизом всех современных виноделов: «Виноградарство есть искусство, находящееся в самой тесной связи с местными условиями». Книги с дорогими кожаными переплётами напоминают о богатой библиотеке, которую князь собирал на протяжении всей жизни.
Старинный рояль принадлежал Марии Михайловне. Внимательный посетитель увидит на пюпитре ноты и текст романса «Скажи, зачем…». Автор стихотворения – отец Льва Сергеевича, Сергей Голицын. Он общался с Пушкиным, который и посоветовал приятелю показать произведения молодому композитору Михаилу Глинке. В творческом содружестве Глинки и Голицына появились несколько чудесных романсов.
Чугунный бюст Александра I изначально украшал помещение училища виноградарства и виноделия в Судаке, созданного в 1804 году указом императора. Учебное заведение действовало почти 40 лет и сыграло важнейшую роль в развитии виноделия в России. Некоторые источники утверждают, что, находясь в Крыму в 1825 году, император посетил Судак, и даже приводят слова Александра Благословенного, произнесённые при любовании окрестными видами: «Я чувствую здесь неизъяснимую отраду». В благодарность за создание училища в отрадном месте установили памятник – бюст императора, венчающий колонну. После революции 1917 года колонна исчезла, а скульптура со временем заняла достойное место в экспозиции.
К 100-летию завода коллекция музея пополнилась любопытными археологическими находками, связанными с виноградарством и виноделием в Судакском регионе в эпоху античности и средневековья. Привлекают внимание изящные амфоры и громадные пифосы: первые предназначались для перевозки вина, вторые – для хранения.
Старый дом устоял под ураганами истории и – о, чудо! – сохранил незримое присутствие хозяина. Как-то раз автор этих строк принимал участие в дегустации при свечах и звуках скрипки в подвале знаменитой усадьбы. Вдохновенный рассказ экскурсовода внезапно прервал хлопок двери, распахнутой порывом ветра. Ведущая мгновенно повернулась к ней и склонилась в поклоне: «Здравствуйте, Лев Сергеевич! Как мы рады ощущать Ваше присутствие!»