Сколько стоит искусство, что важнее: эстетическая составляющая или материальная сторона, как стать востребованным художником и о многом другом «КЖ» беседовал с известным художником-акварелистом Александром Воцмушем.
Его картины выставляются в разных странах мира, его ценят за тонкое восприятие мира, виртуозность акварельной техники, работы художника дарят сильным мира сего… А ещё говорили о Севастополе, где живёт художник, об уличных творцах и вдохновении, которое даёт Крым. И мы поняли, что хоть Александр и не крымчанин по паспорту, но душа у него точно крымская.
«КЖ»: Крым – как мировая арт-резиденция. В последнее время эта идея уже стало трендом. Об этом говорят не только люди искусства, но и бизнесмены, представители власти… Вы как считаете, Крыму это нужно и возможно ли?
— Надо делать! Шансы есть, главное, чтобы была команда людей, которые любят Крым, которые талантливы в своём деле и представляют, что в итоге должно получиться. При этом уверен, что люди должны быть абсолютно разные. И руководители, и творцы, и строители, и люди, которые метут улицы, и те, кто делает сыры и вино… Целый город! Такая своеобразная конгломерация людей, которым не безразлично, которые хотят что-то сделать стоящее.
«КЖ»: Где вы видите сердце арт-резиденции? В любимом вами Севастополе или всё же в Ялте?
— Я бы запустил арт-поезд «Севастополь – Ялта». Такой вот поезд «Арт – Крым». Думаю, дело за будущим. А вообще, можно создать центр крымского искусства и в Ялте, и в Севастополе. А ещё интереснее каждое пятилетие менять локацию. Вообще искусство не должно быть инертным, эти история должна двигаться. Это должен быть огромный, передвижной город в Крыму. Я так бы придумал.
«КЖ»: Вы родились в Омске и ещё ребенком вас перевезли в Севастополь. Это понятно, выбор был не ваш. Но сегодня вы, как востребованный художник, картины которого выставляются по всему миру, могли бы выбрать любую страну. Почему Севастополь?
— Вы посмотрите, как тут красиво! Здесь наш домик с садом. Просто хорошо… Я тут естественен с собой и с нашими друзьями. И Ялта мне очень нравится, но мы туда наездами приезжаем. Как только выставка или какое-то событие – едем туда. Вообще в Крыму невероятно много красивых мест. Фиолент тоже шикарен. Мы ценим историческую часть каждого крымского города. А то, что строили люди после войны… Во всяком случае, это была другая эпоха – беда, как по мне.
«КЖ»: Где можно найти ваши картины?
— Москва, Петербург, Крым, конечно. В Барселоне недавно выставка была «Мир каждой птице». Совместная с моей женой Дарьей. Там были работы выполненные и акварелью, и графикой. Купить можно в галереях крымских, и не только.
Одну из моих работ приобрели в подарок премьер – министру России Дмитрию Медведеву
«КЖ»: Сами цены назначаете?
— Да. Прайс сложился годами. Я шёл долго к нему. Встречался с разными художниками, местными, мировыми… И все друг у друга интересуются: «Сколько стоит ваша картина?». Интересное, хорошее, запоминающееся событие на полотне, что заставляет будоражить мурашками – это значит очень хорошо. Это честность перед собой. Когда стоишь перед картиной и понимаешь: эта нравится, а эта не очень, а третья вообще безобразие. Как дни недели. Среда – удачная, а остальные деньки так себе.
«КЖ»: Зачастую художники самостоятельно оценивают свои работы или есть другие методики?
— Есть масса стратегий коммерческого толка. У каждого галериста, художника она своя. Но на самом деле все просто. Деньги – это как воздух. Социум придумал деньги. Не было бы их, так было бы что-то другое – обмен энергиями, скажем так. У кого интереснее, сильнее энергия, тот и молодец.
«КЖ»: Ваш самый большой гонорар за работу?
— Я бы сказал миллион триста пятьдесят тысяч. Но для меня они все бесценны. Что тут скажешь. Так и запишите.
«КЖ»: А самая дорогая картина для вас, но не в материальном плане…
— Есть такая. Дворик детской музыкальной школы Севастополя. Я написал её в 2011 году. Она совпала с моим ощущением. Сейчас я изменился и рисую немного по-другому. А это память о том времени… Тот год был прекрасен, было много событий. И тем более в этом дворике сейчас идет реконструкция, музыкальную школу перенесли – и это уже исторический фрагмент. История ценится иначе. Дороже.
Полноценное полотно вообще можно создать и за час, и за три дня. Зависит от того какая картина, что там в ней, есть ли вдохновение, напряжение, какие мысли в голове
«КЖ»: Кто покупает ваши работы?
— Я знаю людей, которым я дарю картины. Знаю друзей, которые покупают их или для себя, или для своих близких. Но, конечно, если моя картина приобретена в галерее, я не слежу за ее дальнейшей судьбой. 50 на 50 получается. Но знаю, что одну из моих работ приобрели в подарок премьер – министру России Дмитрию Медведеву.
«КЖ»: Безусловно, ценители искусства есть, люди, которые разбираются в современных тенденциях. Но это скорее узкий круг. Как привлечь молодое поколение? Компьютерная графика, технологии…
— Надо, чтобы искусство ценили, понимали, чтобы все взаимодействовало. Я даю мастер – классы, другие художники тоже. Люди, которые побывали на них, выходят под впечатлением, встречаются и общаются с друзьями. Делятся эмоциями. Рассказывают, как хорошо, а главное, с пользой провели время. Гордятся своей работой, в конце концов, которую они сделали во время мастер-класса. И происходит обмен информацией. Кто-то ещё заинтересуется, захочет учиться.
«КЖ»: У вас есть ученики, которые превзошли учителя?
— Надеюсь, что есть. Я и за своими успехами следить не успеваю… Но хорошо, что они есть. Успехами ты вдохновляешь, они меня вдохновляют. На уроках иногда получаются удивительные вещи, особенно у детей. Этого должно быть больше.
«КЖ»: Дети понятно, открыты ещё, таланты в себе зажать не успели… Со взрослыми сложнее? Можно научиться писать картины уже в осознанном возрасте?
-Нужно! Не важно, в каком возрасте. Становись художником, делай какие-то скульптуры… Мне кажется, без творчества нет смысла жить вообще.
«КЖ»: Вы по образованию аниматор. Мультипликация осталась в вашей жизни?
— Да, хочу делать мультики! Это же интересно! Но на это опять-таки нужна команда и большие деньги. Хлопотное дело. Должно быть предложение. Вот приходит ко мне человек, который хочет видеть мультик от меня. Через месяц мы встречаемся, и я предлагаю ему варианты. Такие демки на пять минут. Обсуждаем, выбираем одну из тем. Собирается команда, бюджет и запускаем проект на год. Этим можно и нужно заниматься, но на это нужно время.
«КЖ»: И про время. Сколько проводите за работой каждый день?
— Часов пять. Ежедневно. Полноценное полотно вообще можно создать и за час, и за три дня. Зависит от того какая картина, что там в ней, есть ли вдохновение, напряжение, какие мысли в голове.
В Крыму надо создавать особые условия для встречи художников. Мировая практика такова, что приглашающая сторона оплачивает творцам транспорт, перелёт, проживание – то есть все расходы берёт на себя. Плюс должно быть пространство для выставки, не менее важно проводить мастер—классы
«КЖ»: Где вдохновение ищете?
— В путешествиях. Среди людей. Смотрю на вас вот, мы сидим – и уже интересная картина. Восприятие художника более сильное нежели у остальных. Изначально в этом мире, в детстве были какие-то моменты, в которых мне было некомфортно. И эти фантазии выплескивались на бумаге – я рисовал картинки. И мне было удобно с этим жить. Поэтому я и поступил в университет на аниматора. Хотел быть оператором, моряком, космонавтом – и я все это рисовал! А когда пришёл час выбирать куда идти учиться, то понял, что рисовать получается лучше всего. Душа лежит к этому. И так я стал художником, который в воображении совершает всякие приключения.
«КЖ»: Как стать известным, востребованным?
— Труд, упорство и воля случая. И образование. Бывают, конечно, всякие отклонения в хорошем смысле. Но это случается раз в сто лет. Это я про самоучек, которые просто очень внимательно относятся к своему внутреннему миру, которые видят, что происходит. И они выплёскивают это на полотно. Он сумасшедший и без этого не может. И эта честность по отношению к себе и к миру… Люди это чувствуют. Не всё понимают, возможно. Но чувствуют. Очень важно ощущать свою плоть, свой внутренний дух, не врать себе, быть упрямым именно в своём творчестве. И понимать реакцию людей на свои работы. Легко относиться ко всему.
«КЖ»: Ваш ТОП крымских художников.
— Мне нравится Игорь Шипилин (севастопольский живописец, дизайнер-график, акварелист – прим. ред.), Александр Репка (крымский живописец, выставляется в Европе – прим. ред.). И Даша Рыбина (художница, супруга Александра – прим. ред.). Бато Дугаржапов (московский живописец, монументалист, один из самых известных импрессионистов России – прим. ред.) Ну, он только на половину крымский, конечно.
«КЖ»: Как часто удается общаться с зарубежными коллегами?
— В Крыму в последнее время не часто. Но мы встречаемся на биеннале, выставках. Фотографии полуострова им показываем – всем нравится и все хотят приехать! Но в Крыму надо создавать особые условия для встречи художников. Мировая практика такова, что приглашающая сторона оплачивает творцам транспорт, перелёт, проживание – то есть все расходы берёт на себя. Плюс должно быть пространство для выставки, не менее важно проводить мастер—классы. Художники на таких биеннале только творят, организаторские проблемы не должны их касаться. Вообще подобное мероприятие – это событие мирового уровня. Государство должно быть заинтересовано. Или какие-то частные ребята, ценители искусства. Это отличная реклама и возможность показать миру как хорошо в Крыму. Но финансовая поддержка нужна огромная.
«КЖ»: К уличным художникам как относитесь? Речь не про бездарные граффити, которые город уродуют, конечно… Про уличное искусство.
— Я сам был уличным художником. Это очень хорошо. Встречаются люди, в красивом месте города, в основном это набережные или центральная часть… Кто-то играет в шахматы, кто-то пьет портвейн, весёлые сплетни рассказывают, но все рисуют! Это отдельный, свой мир.
ДОСЬЕ:
Александр Воцмуш (Александр Шумцов) – художник-акварелист. Родился в Омске в 1967 году. Когда ему было четыре года, семья переехала в Севастополь. Обучался в первой Севастопольской художественной школе в классе М.М. Гурьева, в Крымском художественном училище имени Н. С. Самокиша. Поступил в Москве на отделение мультипликации во ВГИК. В браке с художницей Дарьей Рыбиной, с которой часто работает в паре. Александр также пишет прозу, песни и сценарии к артхаусным короткометражным фильмам. С 2008 года является организатором музыкальных групп «Желе» и «Воцмуш-бенд». С 1997 года проводит регулярные экспозиции в выставочных залах Центрального Дома Художника и принимает участие в ярмарках в Манеже в Москве. В 1998 году участвовал в фестивале «Artlink: International Young Art Programme», организованного Сотбис в Тель-Авиве. В 2015 году получил серебряную медаль на «Международной биеннале акварельной живописи» в Шэньчжэне. В 2016 году был приглашён в члены жюри «Международной акварельном конкурсе и выставке» на Тайване. Член Союза художников России, член добровольного объединения художников «Международный художественный Фонд» и некоммерческой организации «International Federation of Artists», UNESCO.