Кореизский, он же Юсуповский, дворец справедливо считается одним из самых таинственных в Крыму: с его историей связаны имена загадочных и неоднозначных героев отечественной истории: Феликса Юсупова, Феликса Дзержинского, Иосифа Сталина…
Кореизское имение принадлежало князю Феликсу Юсупову – представителю богатейшей и очень влиятельной российской династии. Называли Юсупова «денежным мешком» и поговаривали, что многие из великих князей – членов императорской семьи – были его должниками. Наследником богатства и громкого имени стал сын – Феликс Юсупов-младший. Он вошёл в историю в связи с участием в убийстве «врага престола и Отечества» Григория Распутина.
В 1910 году уже ставший знаменитым архитектор Николай Краснов возвёл в Кореизе для семьи Юсуповых дом. Бросается в глаза его асимметричность. Дело в том, что ансамбль дворца формировался в несколько этапов. Здания различных объёмов, органично слитые в единое целое, как бы олицетворяли судьбы и прежних владельцев имения, и именитых родов Сумароковых, Эльстонов, Юсуповых, чьи фамилии специальными императорскими указами были присоединены к титулу Феликса-старшего.
В плане дом напоминал подкову. Однако она не принесла счастья владельцам. Их судьбу круто повернули революционные события и Гражданская война. В 1919 году последний представитель Юсуповых покинул кореизское поместье и на британском крейсере «Мальборо» навсегда покинул родные берега. Но трагические события наступят позже, а пока безмятежный уют обитателей имения нарушали разве что многочисленные статуи. Феликс Юсупов-младший вспоминает: «Отец самолично занимался управленьем и украшеньем. Одно время он увлёкся скульптурой. Купил огромное количество статуй и уставил ими весь парк. Нимфы, наяды, богини стояли у каждого кустика, как в гомеровы времена».
Некоторые персонажи этого паноптикума благополучно дожили до наших дней. Интересен бронзовый орёл, выполненный с большим знанием повадок этой мощной красивой птицы. Хороши бюсты сатира и нимфы. Молва утверждает, что в них угадываются черты владельцев имения – Феликса и Зинаиды Юсуповых. Как бы то ни было, персонажи античных мифов выполнены очень реалистично. Создаётся впечатление, что автор, подобно Пигмалиону, вдохнул душу в жизнерадостного распутника сатира и исполненную невинного удивления нимфу. Их лица действительно меняют выражение в зависимости от ракурса и освещения.
Замечательны многочисленные статуи львов, которыми населён парк. Наиболее выразительны два красавца терракотового цвета, которые охраняют центральный вход. Рассказывают, что изначально они имели зелёные глаза, изготовленные из настоящих изумрудов! В результате политических бурь и экономических гроз, грохотавших здесь в XX столетии, камушки исчезли. Но недавно справедливость была восстановлена, и изумруды (правда, искусственные) вернулись на место. Заодно реставраторы выяснили, что изготовлены венецианские статуи не из обожжённой глины, а из редкого розового мрамора.
Гуляя по парку, можно увидеть ещё одну уникальную достопримечательность Кореиза. Поднимешь голову повыше – и узришь буквально парящий в небе… памятник Ленину. Он может смело претендовать на звание самого высокого в мире! Монумент возвышается на склоне, обращённом в сторону моря, как маяк. Своеобразный колосс, только не Родосский, а кореизский, недавно был окрашен золотой краской. Глядя на памятник Ленину, уже не удивляешься фантазиям Юсупова-старшего, который взял да и подарил супруге Зинаиде Николаевне на день рождения… Ай-Петри. В закатный час из окна столовой вид на гору особенно эффектен. Эта яркая игра света объясняется особенностью оконного стекла, изготовленного по методу хрусталя.
С установлением советской власти в бывшем дворце Юсупова был организован дом отдыха, где поправляли здоровье первые лица ВЧК. Главный чекист Феликс Дзержинский оказался не железным и с удовольствием отдыхал здесь два года подряд. Во время Ялтинской конференции 1945 года дворец в Кореизе служил резиденцией советской делегации во главе со Сталиным. Это здание импонировало Иосифу Виссарионовичу по нескольким принципиальным соображениям.
Главное – Юсуповский дворец находился между Алупкинским и Ливадийским, где размещались Черчилль и Рузвельт. Весь Южный берег тщательно охранялся, на дорогах находились блокпосты, и лидеры Великобритании и США не имели возможности встречаться и обсуждать какие-то вопросы без Сталина. Кроме того, вождь не любил помпезности. Его запросам в полной мере отвечал Кореизский дворец. Он невелик, приземист. И в то же время солиден, неброско шикарен.
Дворец превратился в неофициальный штаб, где прорабатывались главные вопросы, связанные с конференцией. Тогдашний нарком Военно-Морского Флота Николай Кузнецов пишет, что в цокольном этаже был развёрнут своего рода походный генеральный штаб, где обсуждались и готовились предложения по военным вопросам, согласовывались взгляды в связи с грядущим совещанием представителей Советского Союза, Англии и США. В помещении столовой состоялись предварительные переговоры министров иностранных дел стран коалиции. На этой встрече, собственно, и была решена судьба послевоенной Европы: разделены сферы влияния между странами-победительницами, разработаны основные принципы создания ООН. Фотография сохранила важные детали: свободные позы участников, неспешное курение… Создаётся впечатление, что почтенные джентльмены играют в рулетку, разыгрывая за круглым столом судьбы народов мира.
Обед, который дал Сталин в честь президента США и премьер-министра Великобритании, вошёл в историю конференции как самая тёплая неофициальная встреча. С девяти вечера до часу ночи высокие гости вкушали блюда русской кухни. Стенограмма зафиксировала рекордное количество – 38 тостов, выпитых стоя! Молва утверждает, что в память о совместной работе Сталин, Рузвельт и Черчилль посадили перед парадным входом три пальмы. Об этом событии (которое не зафиксировано ни в одном документе конференции) сообщает мемориальная доска.
За долгие годы дворец и его история обросли байками и мифами. Особенно буйным цветом расцвело мифотворчество в советское и постсоветское время. Это объяснимо: на протяжении многих десятков лет, являясь госдачей, Юсуповский дворец был полностью сокрыт от мира. Здесь отдыхали первые лица страны и лидеры дружественных государств. В частности, эти стены помнят супругу Мао Цзэдуна, первую леди Китая Цзян Цин, которая находилась в Крыму под псевдонимом Марианна Юсупова.
В 90-х годах некая фирма открыла здесь «люкс-отель и бизнес-центр Юсуповский дворец». Для привлечения клиентуры были задействованы все возможности. Например, с целью лишний раз напомнить дорогим гостям, где они находятся, во дворце развесили несколько мемориальных досок. Причем две из них были помещены не на фасаде, а – уникальный случай! – внутри здания. Одна утверждает, что «в этом апартаменте» проживал Сталин. Вторая посвящена Молотову. Был изготовлен буклет, обнародованы цены на размещение. Провести ночь в кровати вождя стоило примерно 100 долларов. В ценах середины 90-х сумасшедшие деньги!
Первоначальные – юсуповские – интерьеры дворца не сохранились. Нынешняя мебель и предметы обстановки отвечают стилю государственной дачи, в статусе которой дворец пребывает с 50-х годов ХХ века. Несмотря на многочисленные перестройки и переделки, здесь в полной мере сохранилось былое великолепие. По-прежнему прекрасно звучит фортепиано, на котором, опять же согласно преданию, любил играть Вячеслав Молотов. К слову, клавиши музыкального инструмента изготовлены из слоновой кости. Звонко стучат шары, перекатываясь по старинному бильярдному столу. Впечатляет мебель (простая, но очень добротная, типичный сталинский ампир), изготовленная московскими комбинатами по спецзаказу.
Произведения искусства олицетворяют развитой социализм. Внимание посетителей приковывает огромный гобелен, в своё время украшавший форосскую дачу Михаила Горбачёва. Посредством шерстяной нити мастер изобразил достопримечательности Крыма. Внимательный взгляд увидит, что в ткань гобелена искусно вплетены золотые нити, которые придают изображениям и объём, и загадочность. Эти тонкие нити можно увидеть не только на гобелене. Кажется, что золотыми нитями пронизана вся история Кореизского дворца.