21 января 2024

Жизнь моя – кинематограф: в каких фильмах Крым предстал в необычной роли

Жизнь моя – кинематограф: в каких фильмах Крым предстал в необычной роли

Фото: Кирилл Белозёров, кадры из кинофильмов, piqsels.com

Всем нам хочется верить в чудеса, и искусство кино даёт такую возможность. Вспомним несколько отечественных фильмов, в которых идеи режиссёров, мастерство операторов и усилия инженеров смогли превратить Крым в иные миры.

Корсунь в Бахчисарае

Сага «Викинг» (2016 год) рассказывает о Древней Руси. Летопись донесла до нас историю о том, при каких обстоятельствах князь Владимир, кровожадный язычник, стал добродетельным христианином. Кинематографисты сумели достоверно и красочно воспроизвести картины тысячелетней давности.

Живописные руины Херсонеса Таврического в Севастополе, средневекового Корсуня, где происходили драматические события X века, необычайно воодушевили творческий коллектив. Однако подходящую натуру для съёмок нашли в других регионах. Корсунь снаружи убедительно сыграла Судакская крепость. Здесь отсняли эпизоды штурма. А жизнь внутри города показали на фоне караимского храма в пещерном городе Чуфут-Кале близ Бахчисарая.

Полноразмерные декорации, оставшиеся после завершения картины, получили новую жизнь в кинопарке «Викинг» около села Перевальное под Симферополем.

Вурдалаки в горах

Силы света против сил зла – так можно обозначить идею исторического триллера «Вурдалаки». Готический сюжет потребовал экзотических локаций. Выяснилось, что и неоглядные дали, и мрачный замок, и горное селение, и пещерный монастырь – всё это есть в Крыму.

В 2015 году безмятежный полуостров накрыла волна мистики. Причём по-настоящему: участники съёмок были шокированы, когда буквально ниоткуда появилось облако, упавшее на село, образ которого воплощал подлинный средневековый город Чуфут-Кале близ Бахчисарая. Массивные стены, окованные железом ворота, пробитая в скале дорога, домишки под красными черепичными крышами, обширные рукотворные пещеры – всё утонуло в густом тумане.

А ночную атаку вурдалаков сопровождало лунное затмение. Когда злобные упыри лезли на стену, яркая луна внезапно померкла, и вокруг черноты возник зловещий кроваво-красный ободок…

Ершалаим в Судаке

«Фантастическим» называл Михаил Булгаков своё главное произведение – «Мастер и Маргарита». Перемешанные в романе фантастика и реальность прекрасно показаны в одноимённом российском сериале, вышедшем на экраны в 2005 году.

В Крыму были сняты важнейшие эпизоды, связанные с Ершалаимом. «Ненавидимый прокуратором город» компьютерные спецы вписали в панораму Генуэзской крепости в Судаке. Местом казни Иешуа и разбойников стал скалистый холм «Сахарная голова» недалеко от крепости.

Судьбу Иуды прокуратор Понтий Пилат решил в своей резиденции, роль которой сыграла величественная армянская церковь в Ялте: обрамлённые кипарисами ступени, многозначный декор, каменные столик и скамейка в тени деревьев.

В бесконечном многообразии пейзажей нашлась и «каменистая безрадостная плоская вершина», откуда уже две тысячи лет Пилат мечтает уйти по лунной дорожке, чтобы встретиться с Га-Ноцри.

Саракш в Керчи

В 2008 году Крым превратился в постапокалиптическую планету Саракш: Фёдор Бондарчук девять месяцев снимал в наших краях научно-фантастическую антиутопию «Обитаемый остров».

По количеству локаций, декораций, техники и массовки проект побил все рекорды кинофантастики, которую когда-либо воплощал Крым. Наиболее узнаваемые места, приправленные компьютерной графикой, – карьер в Инкермане, где добывали камень-известняк, бассейн возле Массандровского дворца, недостроенный пансионат в селе Морское под Судаком, действующая ветроэлектростанция в Сакском районе.

Но главным источником вдохновения для знаменитого российского режиссёра стал Керченский полуостров. Руины металлургического завода превратились в убежище мутантов, грандиозный монумент «Парус» в Эльтигене рождал образ загадочного города, а мыс Казантип выдержал настоящее танковое сражение.

Гидрокосмос на Тарханкуте

Летом 1979 года немногочисленные автотуристы с удивлением наблюдали за скоплением невиданной техники в акватории урочища Малый Атлеш. Ещё бы! Там разворачивался напряжённейший процесс расследования загадочных событий на дне океана – в секретной лаборатории «Дейтерий-1010». Таков был сюжет научно-фантастического триллера «Акванавты».

Абсолютная прозрачность черноморской воды и изысканные картины природы на суше и в море обеспечивали жрецам искусства простор для творчества. Объёмную декорацию «станция» весом 25 тонн построили на базе «Черноморнефтегаза» и дооборудовали на Ялтинской киностудии. А специально для операторов соорудили уникальный «подводный домик», через иллюминаторы которого они вели съёмку обычной камерой. Важным персонажем фильма стала обладающая человеческим разумом огромная рыба. Специалисты-ихтиологи поразились, узнав, что владычица океана – механическая  бутафорская конструкция.

Вариана на Опуке

В 1973 году на Ялтинской киностудии развернулась работа над фантастическим проектом: юные космонавты отправились спасать цивилизацию далёкой планеты. Первая часть дилогии – «Москва-Кассиопея» – рассказывала о трудностях «полёта». К выполнению миссии отважные пионеры приступили только во второй серии – «Отроки во Вселенной». Дело оставалось за малым: найти на земле место, похожее на планету Вариана.

Консультант фильма космонавт Георгий Береговой вспомнил добрым словом гору Опук на Керченском полуострове, где он проходил курс тренировок перед полётом.

Летний опукский ландшафт оказался действительно фантасмагоричным: выгоревшая до белизны трава, из которой торчали какие-то колючки, а на заднем плане – красно-фиолетовое озеро, окаймлённое полосой тускло-белой соли. Необычный водоём отделяла от лазоревого моря естественная узкая дамба, сложенная золотистым песком. Неземной пейзаж дополнил художник-постановщик, украсив чертополох цветками из стеклянных пластинок, купленных по случаю на Керченском стеклотарном заводе.

Чукотка в Капсели

Советские мастера киноперевоплощений отыскали в Крыму не только космические пейзажи, но и природную среду, соответствующую Заполярью!

Комедию «Начальник Чукотки», посвящённую становлению власти рабочих и крестьян на Крайнем Севере, снимали в 1966 году: зимние виды – на Кольском, летние – на Крымском полуострове. Знатоки подтвердили, что урочище Капсель под Судаком – точь-в-точь окрестности поселения Уйгунан в Беринговом проливе, где юный романтик Алёша боролся за «полный социализм».

Капризной музе кино превращение юга в север понравилось, и спустя десять с лишним лет Арктикой предстал мыс Казантип на побережье Азовского моря. Дивные валуны, покрытые ярко-оранжевым лишайником, послужили натурой для съёмок боевика «Последняя охота».

Поскольку июль за Полярным кругом всё-таки прохладный, актёрам пришлось в 30-градусную жару облачаться в меховые одежды, хорошо хоть на голое тело.

Текст: Кирилл Белозёров
Фото: Кирилл Белозёров, кадры из кинофильмов, piqsels.com