Кристина Робертсон, ок. 1840 г., Симферопольский художественный музей
Работа Кристины Робертсон – один из самых эффектных портретов Симферопольского художественного музея. Красивая девушка в сверкающем атласном платье на фоне красной драпировки сидит в кресле с зелёной обивкой и читает книгу с золотой застёжкой. Справа на столе – ваза с цветами, шкатулка, на которую брошено жемчужное ожерелье, бальная книжка с карандашом. За креслом виден массивный резной шкаф, а за занавесом открывается пейзаж.
Когда портрет поступил в музей в 1958 году из Дирекции художественных выставок и панорам, он именовался женским портретом неизвестного художника круга Карла Брюллова. Так продолжалось до тех пор, пока в 1964 году научный сотрудник музея Леонарда Рыбникова не нашла в картотеке Третьяковки старый негатив с картины. Оказалось, что когда-то полотно принадлежало Третьяковской галерее и что это портрет графини Ольги Орловой-Давыдовой, урождённой Барятинской, написанный британкой Кристиной Робертсон. В 2000-х годах атрибуцию модели сменили. Стали считать, что на портрете изображена младшая сестра Ольги – Мария. Сегодня это мнение подвергается серьёзному сомнению.
Ольга Орлова-Давыдова (1814-1876) была дочерью влиятельного богатого дипломата – князя Ивана Ивановича Барятинского. В 18 лет вышла замуж за Владимира Давыдова, выпускника Эдинбургского университета в Шотландии, служащего министерства иностранных дел, будущего графа Орлова-Давыдова. Венчание прошло в церкви курского имения Барятинских Марьино. Именно там хранился портрет Ольги, до того как попал в Третьяковскую галерею. В семье родились шестеро детей. После смерти матери Ольга заменила её на посту попечителя Общины сестёр милосердия Литейной части Санкт-Петербурга.
Члены большого семейства Барятинских оставили свой след и на полуострове. Сын графини Сергей приобрёл в посёлке Магарач имение Селям (сохранились парк, дом прислуги и конюшня) и переименовал его в Отрадное – по названию родовой усадьбы отца Отрада. Племянница Ольги, княгиня Мария Владимировна Барятинская, в 1880-е годы переселилась в Ялту, в свой особняк Уч-Чам («Три сосны»). Княжна занималась устройством пансиона и санатория для больных чахоткой. Ещё одна известная благотворительница – невестка Ольги, княжна Надежда Александровна Барятинская владела имением Сельбилляр в Ялте (ныне музей «Усадьба княгини Н. А. Барятинской»).
Об авторе
Кристина Робертсон (1796-1854), в девичестве Сандерс, родилась в городке Кингхорн близ столицы Шотландии Эдинбурга. Её отец работал в каретной мастерской в Эдинбурге, там же начинал карьеру живописца её дядя Джордж Сандерс, в будущем успешный художник-миниатюрист, имевший мастерскую в Лондоне. Именно он учил племянницу живописи, помогал с первыми заказами. Благодаря поддержке дяди Кристина быстро добилась успеха. Робертсон активно выставляла свои работы в Лондоне и Эдинбурге, совершала деловые поездки в Париж, где ей позировали в том числе русские аристократы, удостоилась чести стать первой женщиной – почётным членом Шотландской академии художеств. В Россию художница приезжала дважды – в 1839-1841 и 1849-1854 годах, работала при дворе Николая I. Второй приезд был для Робертсон не очень удачным, император перестал благоволить портретистке, вернул ей большой заказ без оплаты. Художница не успела вернуться на родину, умерла в Санкт-Петербурге, когда уже шла Крымская война.
Точки интереса:
- Причёска с гладким пробором и двумя косичками, обвитыми вокруг ушей и закреплёнными сзади в пучок, вошла в моду благодаря королеве Виктории. Так она была причёсана на коронации в 1837 году. Эта мода проникла в среду русской аристократии, подверженной в тот период англомании.
- Букет в вазе, роза на столе или в руке – любимая художницей деталь, которую она использует в женских портретах на протяжении всего своего творчества.