08 мая 2020

Железная Победа

лучшие разработки отечественных конструкторов

Железная Победа

Советские воины добыли Великую Победу ценой беспримерной отваги и мужества. В этом нашим бойцам помогали разработки отечественных конструкторов, которые в самые короткие сроки сумели создать неприхотливую, простую в эксплуатации, а главное – эффективную технику, прославившуюся на весь мир. О лучшей реактивной артиллерийской установке на земле – легендарной «Катюше», которую враги называли «чёрной смертью», «летающем танке» и других орудиях – в этой статье.

Танк Т-34

Чудо советской техники средний танк Т-34, созданный Михаилом Кошкиным, стал символом Победы и освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Именно он стоит на постаментах во многих городах нашей страны. Производство танка началось в 1940 году на конвейере Харьковского паровозостроительного завода. За годы Великой Отечественной войны было выпущено 50 тысяч единиц этой боевой машины. Лучший танк мира, как называли его противники, отличался высокой манёвренностью, мощным вооружением, крепкой бронёй — и это в совокупности повергало врагов в ужас, они рассказывали, что снаряды отскакивали от Т-34 как горох. Причём технологическое превосходство советского танка оттачивалось в течение всей войны, и совершенство было достигнуто в модели Т-34-85. Танки отлично проявили себя в самых жестоких схватках, в том числе в знаменитой битве на Курской дуге. Этот средний танк великолепно подходил для атакующих действий при поддержке пехоты, выигрывал в подвижности и отличался неприхотливостью — механики могли устранять неисправности прямо в поле. При этом Т-34 превосходно справлялся с легко бронированными целями, пушечными расчётами и пехотой врага. Эта прославленная модель фигурирует во многих художественных фильмах о войне, в том числе в популярном польском сериале «Четыре танкиста и собака».  

Машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»

Своё ласковое прозвище «Катюша» получила благодаря тому, что её выстрелы напоминали мелодию непревзойдённой песни Матвея Блантера. Удачное сравнение подхватили сначала военнослужащие, а потом оно стало достоянием советского народа. В серийное производство реактивную установку запустили только перед фашистским вторжением, и уже спустя месяц её первые залпы прокатились по рядам захватчика. 14 июля 1941 года батарея капитана Флёрова нанесла удар по железнодорожной станции Орша в Белоруссии, где были сожжены вражеская боевая техника и эшелоны с личным составом. Столкнувшись с ранее неизвестным оружием, способным сравнять всё с землёй в считанные минуты, противник был деморализован. Легендарную «Катюшу» называли «чёрной смертью». Решающую роль эта реактивная установка сыграла при штурме Берлина. «Катюши» выпустили по городу более 10 тысяч снарядов, уничтожив очаги наибольшего сопротивления врага. Мощный шквал огня, который обрушивал каждый полк, состоящий из 36 машин, покрывал площадь в 100 гектаров. Дальность полёта снарядов, выпущенных БМ-13, составляла 8,5 километра. Всего за годы войны советские заводы выпустили более 10 тысяч единиц подобной техники.

Дивизионная пушка ЗИС-3

По праву самым массовым артиллерийским орудием советской страны можно считать пушку ЗИС-3, которую разработал конструктор Василий Грабин. За годы войны было выпущено 103 тысячи единиц этих пушек. Она стала лучшим образцом надёжности и технологичности для своего времени. С учётом того, что многие дивизионные артиллеристы не имели достаточной подготовки и учились в боевых условиях, ЗИС-3, отличавшаяся малым весом, простотой и удобством в использовании, помогала неопытным солдатам выполнять самые сложные боевые задачи. Пушка Грабина стала использоваться на фронтах Великой Отечественной войны в 1942 году и была весьма эффективна против немецких САУ, лёгких и средних танков, а также могла вступить в ближний бой с «Тиграми». Её преимущество заключалось в том, что вести огонь можно было любыми снарядами калибра 76,2 мм, что упрощало артиллерийское снабжение. Кроме того, расчёт мог своими силами исправить поломки орудия, что тоже являлось несомненным достоинством пушки.

Советский штурмовик Ил-2

Коллекционером различных прозвищ стал самый массовый боевой самолёт Ил-2, спроектированный ЦКБ-57 под руководством Сергея Ильюшина. Сами конструкторы из-за особенностей бронекорпуса называли своё детище «летающим танком», и это имя самолёт заслужил. За то, что сбить ИЛ-2 было невероятно трудно, враги называли его «бетонным самолётом», в то же время за постоянную угрозу, которую он нёс с неба, немецкие пехотинцы позвали его «мясником». Несмотря на то, что самолёт был довольно неповоротлив, он отличался редкой живучестью, при этом экипаж мог легко спастись, покинув разрушенный штурмовик.

Первый серийный ИЛ-2 был выпущен на Воронежском авиазаводе 10 марта 1941 года, а в течение войны было произведено более 36 тысяч этих штурмовиков. Поскольку на том этапе советской армии не хватало специализированных самолётов для выполнения боевых задач, Ил-2 часто использовали не только для бомбардировки скопления вражеских войск, но и для разведки местности, невзирая на то, что самолёт обладал довольно приметной внешностью и габаритами. Тем не менее Ил-2 хорошо себя зарекомендовал в боях с немецкими танками, поскольку от бомб ПТАБ-2,5 не было спасения. Благодаря поддержке с воздуха было успешно развито наступление советских войск на Курской дуге.

Истребитель Ла-5

Превосходство немецких асов в воздухе разрушили одномоторные истребители Ла-5, которые начали освобождать небо от мессершмиттов, фокке-вульфов и юнкерсов в 1942 году. Советский истребитель отличался мощностью, надёжностью, которые были усилены в следующей модели Ла-7. И этот самолёт по боевой силе превзошел все существующие в то время аналоги. На Ла-5 совершал свои подвиги знаменитый советский лётчик, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, который сбил 64 вражеских самолёта. Кроме того, советские солдаты имели и другое передовое вооружение, которое также заслужило звание легендарного оружия: простые в производстве ручные гранаты РГ-42 Коршунова, ППШ – пистолет-пулемёт Шпагина, гаубицы МЛ-20 и многие другие орудия, которые приблизили Великую Победу.

Текст: Борис Седенко