30 марта 2021

Всё идет по плану

Мечтаете стать бизнесменом, но не знаете, с чего начать собственное дело? Тогда эта инструкция для вас!

Всё идет по плану

«А не заняться ли мне бизнесом?» такая мысль хоть раз в жизни посещала каждого человека. И в большинстве случаев бесславно испарялась уже на этапе выбора хотя бы сферы приложения сил. И даже если дело доходило до конкретной идеи, всё портило неумение составить элементарный бизнес-план. Пожалуй, большая часть начинающих предпринимателей прогорают именно потому, что не знают основы основ. 

Эврика! 

Перефразируя знаменитое высказывание: «в начале была идея». К этому этапу нужно подойти основательно, не полагаться слепо на тренды, не искать самые простые и очевидные пути, не копировать проекты знакомых. То, что сработало у одних, может прогореть у вас. Потому что разные стартовые возможности, разный опыт и характер.  

Вот несколько советов, которые помогут определиться с будущей сферой деятельности: 

  1. Пофантазируйте, чем бы вы занялись при наличии неограниченных возможностей.
  2. А теперь трезво оцените свои таланты, способности, опыт и ресурсы, связи и знакомства. Есть пересечения? 
  3. Проанализируйте свой опыт рядового потребителя: с какими проблемами сталкивались, какие услуги или товары нашли с трудом? Если на рынке есть пустующая ниша, самое время её занять. 
  4. Выясните всёо госпрограммах и мерах поддержки: проще стартовать в тех сферах, которые активно поддерживает государство. 
  5. Устройте мозговой штурм: соберите единомышленников, друзей, родственников и озвучивайте любые, даже самые нелепые, на первый взгляд, варианты. Весьма вероятно, что один из них окажется весьма перспективным. 

Азы маркетинга/Маркетинг для чайников 

Второй шаг – создание бизнес-модели. Отталкиваться можно от шаблона, предложенного швейцарским бизнес-аналитиком Александром Остервальдером при участии нескольких сотен предпринимателей. В эту модель входят такие элементы, как: потребительские сегменты, ценностные предложения, взаимоотношения с клиентами, ключевые виды деятельности, партнеры и ресурсы, структура издержек, каналы сбыта и поступления. К счастью, всё не так сложно, как представляется сначала, за каждым пунктом скрываются простые и понятные вещи.

Например, потребительские сегменты – это целевая аудитория. Определитесь, кто ваш будущий клиент, какого он возраста и пола, какими доходами располагает. А говоря о ценностных предложениях, мы подразумеваем уникальность продукта, его значимость и востребованность.  

Теперь надо выбрать тот параметр, который окажется в центре вашей личной бизнес-модели. Например, модель «Уникальный продукт» ставит во главу угла ценностные предложения (Apple яркий тому пример), а «Бизнес в гараже» базируется на ключевых ресурсах. Расставили приоритеты? Проработайте все остальные элементы шаблона. 

Государство в помощь 

Самое время узнать о мерах поддержки. Проще всего это сделать, обратившись в Фонд поддержки предпринимательства Крыма и Дом предпринимателя, где можно получить консультацию как лично, так и в дистанционном режиме. Специалисты центра помогут разобраться в юридических, финансовых и налоговых тонкостях, выбрать подходящие меры поддержки или программу микрофинансирования. А ещё здесь можно пройти обучение и стать более подкованным в вопросах бизнеса. 

Нужно больше информации 

Каркас будущего бизнеса сформирован, вы знаете, что, как и для кого планируете производить или продавать. Пора переходить от общих идей к конкретике. 

Прежде всего следует выяснить всё о потенциальном рынке и возможных конкурентах. Одна из ключевых характеристик – ёмкость рынка. Если предложение превышает спрос, шансы реализовать себя на этом поприще невелики. 

Потенциал есть? Тогда самое время присмотреться к будущим соперникам, узнать всё об их фишках, стратегиях, рекламных кампаниях. И найти что-то своё, что будет выгодно отличать вас от других предпринимателей. Кстати, привыкайте: чтобы оставаться на плаву и выдерживать конкуренцию, анализировать рынок нужно постоянно. 

А ещё продумайте все процессы оперативной деятельности – от закупки сырья и его хранения до производства продукции и доставки её клиенту. И определитесь с аутсорсингом – часть процессов, например, бухгалтерию или курьерскую доставку, можно передать в ведение партнеров. 

В рекламе как на войне… 

Земля, конечно, слухами полнится, но полагаться только на них не стоит. Реклама, как бы мы порой от неё ни уставали, по-прежнему остаётся двигателем торговли. Возможных каналов много: собственный сайт, контекстная реклама, SEO-продвижение, социальные сети, рассылки по электронной почте и мессенджерам, наружная реклама, промо-акции… В идеале нужно сочетать хотя бы несколько вариантов. 

Его величество бизнес-план 

К этому моменту информации собрано в избытке. Есть чёткая продуманная идея и понимание, какие ресурсы требуются для её воплощения. Осталось структурировать данные и превратить наброски в жизнеспособную стратегию. 

Бизнес-план – это, по сути, документ с анализом рынка, описанием целей и задач, бизнес-процессов и возможных рисков. И вот его ключевые элементы. 

Титульный лист – название организации, проекта, контактные данные, место нахождения организации, дата составления. 

Меморандум о конфиденциальности – необходим для защиты авторских прав разработчика.  

Резюме – краткое описание основной идеи, выводы, важные моменты, словом, всё, на что стоит обратить внимание.  

Цель проекта – миссия, цели и задачи компании с основными финансовыми и временными показателями.  

Описание продукции (товара, услуги, проекта) – полное описание, включая основные характеристики, уникальность или конкурентные преимущества. 

Анализ рынка – особенности и ёмкость рынка, уровень конкуренции, оценка потенциальных объёмов продаж. 

Маркетинговый план – маркетинговая стратегия, ценообразование, схемы дистрибуции продукции или каналы поиска клиентов, описание рекламной и PR-кампании. 

План производства – на случай, если намерены запустить собственные производственные мощности. Также в разделе можно указать необходимую материальную базу или описание технологий.

Организационный план – структура бизнеса, необходимые сотрудники, система коммуникаций, вопросы контроля и координации деятельности. 

Финансовый план – вся финансовая информация, включая расчёт основных показателей эффективности бизнеса или проекта.  

Риски проекта – описание ключевых рисков и способов их минимизации. 

Имея на руках бизнес-план, можно уже задуматься о регистрации предприятия и переходить от декларации о намерениях к конкретным шагам по запуску собственного дела. А если остались вопросы, всегда можно обратиться за помощью в Дом предпринимателя – центр, где с бизнесом говорят на одном языке. 

Фонд поддержки предпринимательства Крыма – это центр по поддержке бизнеса. Ежегодно мы проводим более тысячи образовательных мероприятий, свыше 25 тысяч консультаций, организуем ежегодные республиканские форумные кампании. Кроме этого, тщательно анализируем обращения предпринимателей и тех, кто только планирует связать свою жизнь с бизнесом. Проводя эту работу, понимаем, с какими трудностями сталкивается бизнес. После чего формируем программы, направленные на поддержку предпринимательского сообщества

Владислав Ганжара, директор Фонда поддержки предпринимательства Крыма.

Текст: Анастасия Свиридова