13 мая 2023

Вслед за солнечным лучом: путешествие по волшебной Феодосии

Вслед за солнечным лучом: путешествие по волшебной Феодосии

Фото: Евгений Летов

«Мы увидели Итальянскую улицу с арками. Солнечный луч протянулся под арку. Брызнула в глаза синева, ветер с моря полетел на нас, и мы поняли – Марина и я – что Феодосия волшебный город и что мы полюбили его навсегда».

Такие восторженные строки оставила нам в «Воспоминаниях» Анастасия Цветаева. Сёстры будут ещё не раз мысленно возвращаться в дорогую сердцу Феодосию, на милую Итальянскую улицу. Прогуляемся по Итальянской, нынешней Горького, вслед за солнечным лучом, и он высветит удивительные факты истории Отечества.

Памятник Пушкину. Добрый приют

Пушкин посетил Феодосию во время путешествия по Крыму в 1820 году. Хитросплетения судьбы хозяина имения «Добрый приют» удивили юного поэта. Семён Броневский, «человек почтенный по непорочной службе и по бедности», служил феодосийским градоначальником, стал жертвой интриг, был предан суду, но впоследствии оправдан.

Его пребывание у власти ознаменовалось «великими издержками и трудами», обратившими окрестные солончаки в сады и пастбища, открытием музея древностей, закладкой сквера вокруг башни Константина. Броневский гордился новыми достопримечательностями и наверняка показывал их гостям. «Он имеет большие сведения о Крыме – стороне важной и запущенной», – отмечал Пушкин.

Башня Константина. Символ стабильности

Мощная башня появилась в середине XIV века, когда местечко Кафа, превратившись в перевалочную базу генуэзских купцов, начала бурно развиваться. Большие деньги нуждались в надёжной охране, посему центр коммерции окружили крепкие стены и башни. Одна из них получила имя святого Константина – римского императора, поборника христианства.

Башня была одним из узлов обороны Кафы. Она прикрывала ворота и защищала город со стороны моря, поскольку находилась непосредственно на берегу. Однако «воля и труд человека дивные дивы творят»: в конце XIX столетия при строительстве порта и железной дороги море буквально отодвинули от башни на несколько сотен метров.

Памятник Назукину. Свято место…

Герой Гражданской войны, матрос-большевик Иван Назукин возглавлял подпольную организацию в Феодосии, готовил восстание. Однако белая контрразведка раскрыла его планы, и в 1920 году Назукин и его соратники были расстреляны.

Постамент, где сегодня возвышается фигура связанного матроса, существует с 1896 года. Изначально на нём стоял памятник императору Александру III, во время правления которого в Феодосии построили торговый порт и проложили железную дорогу. После установления советской власти статую царя-миротворца уничтожили, а постамент заняла скульптура пролетария, олицетворяющая учение Маркса. Затем на почётное место водрузили памятник Сталину.

Фонтан Айвазовского. Хвала благодетелям!

Великий художник был истинным отцом города. В 1887 году Иван Константинович сообщил местным депутатам: его супруга Анна дарит Феодосии воду из принадлежащего ей источника Субаш. Эффектную точку в решении тяжкой проблемы безводья меценат поставил, построив на центральной площади на свои средства питьевую колонку из разноцветного мрамора, исполненную в мавританском стиле.

Дума намеревалась назвать фонтан именем правящего императора Александра III. Уже изготовили памятную плиту, когда из Санкт-Петербурга пришёл категорический указ: присвоить фонтану имя его создателя. Сделали другую надпись, но она оказалась не тех размеров, поэтому из-за «И.К. Айвазовского» выглядывают начальные буквы слов «императора» и «Александра».

Фонтан «Доброму гению». Дарительнице воды

Город решил не оставаться в долгу. В знак признательности семейству Айвазовских за подаренную Феодосии живительную влагу дума установила на бульваре оригинальный памятник-фонтан «Доброму гению». Бронзовая женщина в образе античной богини, но с лицом Анны Айвазовской держала раковину, из которой текла драгоценная вода.

Во время Великой Отечественной войны мемориал был разрушен и восстановлен уже в наше время. Образ «Дарительнице воды» дополнила колоннада с надписью «Великому Айвазовскому и ученикам его» и фамилиями художников-маринистов, уроженцев Феодосии: Фесслера, Латри, Ганзена, Лагорио. Так что добрых гениев стало гораздо больше!

Платановая аллея. Выходят на арену силачи

Улицу Горького украшает шикарная Платановая аллея. Её заложили после Великой Отечественной войны на месте разрушенных домов Итальянской улицы. В средние века здесь проходила крепостная стена Кафы. Величественные деревья – символ мудрецов и героев – осеняют многочисленные памятники, и каждый раскрывает славное прошлое города.

Открывает парад бюст Ивана Поддубного. Знаменитый борец начинал спортивную карьеру в Феодосии в 1897 году, когда работал портовым грузчиком. Тогда же Иван увлёкся входившими в моду борьбой и тяжёлой атлетикой. В местном цирке он впервые вышел на арену и одержал победу. Впоследствии блистал на борцовских помостах России, Европы и Америки, в СССР был удостоен звания заслуженного мастера спорта.

 

Памятник Вите Коробкову. Погиб за Родину

Дети – участники войны. Кто они? Фанатики? Невинные жертвы трагических обстоятельств? Или действительно герои? Такие мысли рождаются возле памятника юному партизану Вите Коробкову. В год, когда началась война, мальчику исполнилось 12 лет.

Во время фашистской оккупации Крыма в 1941-1944 годах Виктор помогал своему отцу, участнику одной из групп сопротивления. Неприметный смышлёный мальчишка держал связь между феодосийскими подпольными организациями и партизанским отрядом, расклеивал листовки. В 1944 году отца и сына выдал предатель. Палачи жестоко пытали патриотов, но ничего не добились. Незадолго до освобождения Крыма Витя и Михаил Иванович Коробковы были расстреляны.

Мемориал «Аллея Славы». Героям сражений

На гранитном обелиске помещены изображение подводной лодки и лаконичная надпись: «Витязям морских глубин». С 1956 года в Феодосии базировалось соединение подводных лодок. Они денно и нощно несли боевую службу – патрулировали Чёрное море, обеспечивали испытание новейших образцов вооружения и техники.

Под сенью платанов установлены гранитные бюсты героев Крымской (1854-1855 гг.) и Великой Отечественной войн, чьи подвиги связаны с Керченско-Феодосийской десантной операцией 1941 года, освобождением города в 1944 году. Скульптуры Александра Преснякова и Амет-Хана Султана напоминают о событиях холодной войны, когда в городе действовал филиал Научно-испытательного института военно-воздушных сил СССР.

Памятник броненосцу «Потёмкин». Крепость революции

Летом 1905 года команда корабля императорского флота «Князь Потёмкин-Таврический» подняла восстание. Мятежный броненосец бросил якорь на рейде Феодосии. Красное знамя осеняло орудия царственного 12-дюймового калибра. Угрожая бомбардировкой, бунтовщики потребовали от городского головы обеспечить корабль всем необходимым. Ультиматум поддержали местные пролетарии.

Власти доставили на судно провизию и воду, но отказали в угле, и тогда потёмкинцы решили захватить топливо с других судов, взяв их на абордаж. Верные присяге войска открыли огонь по «Потёмкину». Несколько матросов погибли. Комендоры уже развернули орудия в сторону беззащитного города, но здравый смысл всё же возобладал. На прощанье броненосец обдал Феодосию дымом маскировочной завесы и под её прикрытием исчез в море.

Церковь Сурб Саркис. Последний приют гения

Древнейший армянский храм Святого Сергия ведёт историю с XIV столетия. Обилие вмонтированных в стены средневековых хачкаров (каменных плит с художественным изображением крестов) свидетельствует о намоленности места. Ныне это действующий храм Армянской апостольской церкви. Помимо богослужений, в нём проходят концерты духовной органной музыки.

С церковью Сурб Саркис неразрывно была связана жизнь Ивана Айвазовского: здесь он был крещён, в этих стенах его венчали, здесь и отпевали. Могила великого художника находится в сквере, окружающем храм. Массивное надгробие из белого мрамора украшает эпитафия на русском и армянском языках: «Родившись смертным, оставил о себе бессмертную память».

Обзорная площадка. Вид на богоданный город

Помните, у Цветаевой:
«Над Феодосией угас навеки этот день весенний,
И всюду удлиняет тени прелестный предвечерний час…»

Вот уже 26 веков над городом восходит и заходит солнце. Что же увидим мы в закатных лучах?

Рассыпались вдоль моря жилые домики, кое-где сохранившие замечательные черепичные крыши. Из-за пятиэтажек советской постройки выглядывает минарет средневековой мечети Муфтий-Джами. От церкви Сурб Саркис, где покоится «гений места», рукой подать до морского порта – сердца города-труженика. И кажется, что современные корабли швартуются возле башен Генуэзской крепости.
Город-космополит, прошедший через многие перипетии мировой истории, продолжает радовать и удивлять.

Текст: Михаил Семёнов
Фото: Евгений Летов