13 августа 2023

В поисках Киммерии: чем поражает тропа, связавшую Феодосию и Коктебель

В поисках Киммерии: чем поражает тропа, связавшую Феодосию и Коктебель

Фото: Иван Коваленко, Андрей Шелякин

Покинув пределы старой части Феодосии, дорожка взбирается по склону невысокого хребта Тете-Оба. Это название очень древнее. «Оба» по-крымскотатарски означает «возвышенность», а слово «тете» известно во многих языках индоевропейской группы и переводится как «отец, родоначальник, пращур».

Холм драгоценностей

Серьги, найденные в кургане на вершине горы Тете-Оба, украшают Галерею драгоценностей Эрмитажа

В период юности мировых цивилизаций на «холме отцов» нашли упокоение основатели «богом данного города». Археологические раскопки, организованные великим художником Иваном Айвазовским, принесли потрясающие воображение плоды: неразграбленное захоронение богатой женщины, жившей в IV столетии до нашей эры. Среди многих чудесных предметов выделялись золотые серьги тончайшей работы, шедевр ювелирного искусства, технологии которого невозможно повторить даже сегодня. Уникальный артефакт украшает Галерею драгоценностей Эрмитажа.

На вершине, в зарослях рукотворного соснового леса, спрятался памятник науки и техники начала XX века: неглубокий круглый бетонный бассейн. Инженер Фёдор Зибольд построил «росяной курган». Ёмкость заполняла груда окатанной морем крупной гальки. В результате суточного перепада температур содержащийся в атмосфере пар оседал на камнях в виде капель. Они постепенно наполняли чашу, давая в сутки до 360 литров чистейшей воды! Таким образом, Зибольд доказал, что воду можно добывать буквально из воздуха.

Цвета феодосийской земли

«Художник должен перестрадать ту землю, которую пишет, – подчёркивал Максимилиан Волошин. – Опыт сердца и опыт ступней, касавшихся всех её тропинок, дают не меньше, чем впечатления глаза».

Заводская балка удивляет россыпью разноцветных камешков

Эту мысль иллюстрирует своеобразная достопримечательность «дороги Макса» – Заводская балка. Здесь располагался карьер кирпичного завода. Внимание привлекают застрявшие в глине камешки. Они называются сидериты и, поскольку насыщены окислами железа, имеют характерный цвет ржавчины. В античное время пигментами из сидерита гончары раскрашивали изделия. Итальянские мастера эпохи Возрождения широко использовали сангину – выточенные из вязкого минерала стержни, оставлявшие на бумаге насыщенный колер красноватых оттенков.

Подарок природы стал особо ценным для Волошина, Богаевского и других художников-«киммерийцев», чья деятельность пришлась на период мучительной смены политических формаций. Великое противостояние Гражданской войны породило мощный всплеск творчества. И не беда, что все материалы для работы исчезли вместе с прошлой жизнью. Растёртые в порошок окатыши дали необыкновенно красивые цвета – от коричневого до терракотового. А позже ленинградские химики разработали состав натуральной краски для живописцев, получившей название «феодосийская коричневая», или «феодосийская земля».

Минерал сидерит рисует образ Киммерии

История с географией

Тете-Оба разделяет пространство на две части. При взгляде на Феодосию сверху вспоминается стихотворение «киммерийца» Осипа Мандельштама: «Окружена высокими холмами, овечьим стадом ты с горы сбегаешь, и розовыми, белыми камнями в сухом прозрачном воздухе сверкаешь».

А с противоположного склона раскрывается первозданность, воплощённая Волошиным в его акварелях: «Холмы вызорены колючим солнцем. Серебро полыни на шиферных окалинах пустыни».

Бросив прощальный взгляд на домики, взглянем на дальнейший путь: в море вытянулся мыс, на суше его продолжает цепочка сопок. Здешние географические названия звучат, как в новеллах Александра Грина. Хребет, нависающий над мысом, носит имя Биюк-Янышар — возможно, отголосок турецкого нашествия 1475 года. «Биюк» по-крымскотатарски «большой», а янычары – это профессиональные воины, составлявшие элиту османского войска.

Высшая точка гряды удостоена персонального имени Джан-Кутаран (в вольном переводе – «спасение души»). Здесь археологи раскопали армянский монастырь, датируемый XIV веком. К сожалению, войны и стихии не пожалели духовный центр. О нём напоминают лишь маловыразительные руины да слабенький родничок.

Мыс носит имя Киик-Атлама. Существует несколько его трактовок. Романтики придерживаются версии «прыжок дикой козы». Но прагматикам гораздо интереснее слово «катлама» (блюдо восточной кухни, лепёшка с начинкой вроде слоёного пирога): видно, что массив сложен разноцветными пластами глины и природного бетона-конгломерата.

Жизнь испытывает на прочность

Похожий на ящера мыс Киик-Атлама охраняет бухту Провато, что по-итальянски значит «пытаться». Название очень точно отражает судьбу крохотного городка, привольно раскинувшегося на берегу. Лихо заверченные факты истории посёлка рассказывают о стремлении живущих тут людей устроить жизнь в эпоху перемен.

В XIV столетии здесь располагались порт и перевалочная база купцов из Венеции. Небольшая, но важная фактория на Великом Шёлковом пути служила торговым интересам Востока и Запада, пока не была уничтожена турецким десантом.

В начале XX века селение называлось Бубновка – по имени адмирала Михаила Бубнова. Будучи заместителем морского министра Российской империи, он инициировал обустройство полигона для испытания торпед.

После Великой Отечественной войны посёлок нарекли именем Орджоникидзе – сталинского наркома тяжёлой промышленности. Тут обосновались мощнейшие предприятия, занимавшиеся конструированием и испытаниями подводного вооружения.

Орджоникидзе – городок, подобный миражу в пустыне

Распад Советского Союза привёл заводы к гуманитарной катастрофе. Разработчики грозного оружия старались наладить выпуск товаров народного потребления: наборов для игры в лото, домино, вязальных спиц, расчёсок, кубика Рубика, приборов для выжигания по дереву… Природа, однако, взяла своё, и со временем Орджо (таково курортное прозвище посёлка) стал известен как рекордсмен в двух номинациях: населённый пункт, с трёх сторон окружённый морем и 15 пляжами!

Сердцу безысходно близки

Могила Максимилиана и Марии: «Вместе с тропинками, вместе с деревьями к далям, ликуя, стремится душа»

Осторожно вползает в море Хамелеон. Такое название мыс получил и за форму, и за феноменальную способность менять цвет в зависимости от освещённости солнцем. Глинистая порода, из которой сложен массив, по-разному отражает свет, и с утра Хамелеон может быть серо-зелёным, а к вечеру окрашивается в золотисто-охристые тона.

Мощное тело Хамелеона прикрывает Тихую бухту. Урочище вошло в историю отечественного кинематографа. В 1960 году эффектная натура стала декорацией для съёмок фильма «Алые паруса» по мотивам феерии Александра Грина. На берегу бухты появилось селение Каперна, где жила Ассоль. А спустя четверть века здесь же могучая сила искусства создала местечко Санта-Каролина, где сеял семена культуры «Человек с бульвара Капуцинов».

«От берегов зеркальных вод вдоль по ступеням плоскогорий» тропа поднимается к последней на сегодня вершине. Она особенно значима: здесь похоронены Максимилиан Александрович и Мария Степановна. Памятник на могиле, где покоятся «гений места» и хранительница его очага, – строгая гранитная плита и коктебельские камешки, их приносят почитатели творчества поэта и художника.

Отдохните, подумайте о вечном, полюбуйтесь панорамой. Созерцая, как «волны земли омываются волнами моря», вы поймёте «откуда мы пришли, куда свой путь вершим».

Путник по вселенным

«Макс обнял Коктебель», – отметила Анастасия Цветаева. Дом поэта оказался посредине между его могилой на вершине, откуда открывается «страна синих холмов», и Карадагом, напоминающим волошинский профиль. Завершите путешествие посещением музея Максимилиана Волошина. Он поселился на пустынном берегу в начале XX столетия и превратил свою обитель в центр культуры Серебряного века. Множество оригинальных экспонатов позволяют увидеть мир, к которому были причастны Марина Цветаева и Николай Гумилёв, Андрей Белый и Осип Мандельштам, Алексей Толстой и Максим Горький. От обилия предметов, служивших властителям дум, разбегаются глаза, и мало кто обращает внимание на стоящие в углу деревянные посохи, трости, альпенштоки, изготовленные хозяином специально для каждого гостя, разделявшего любовь к «долинам лукоморья и полынным холмам».

Весьма кстати пришёлся и современный скульптурный портрет Волошина, установленный во дворе музея. «Коктебельский маг» представлен в традиционном для него образе путника – с книгой в одной руке и посохом в другой. Знающие люди говорят, что это посох необычный: прикоснувшись к нему, унесёшь «в своё странствие странствий лучшее из наваждений земли».

Текст: Иван Коваленко
Фото: Иван Коваленко, Андрей Шелякин