В мае 2022 года Крым отметит 145 лет со дня рождения поэта, философа, мыслителя и живописца Максимилиана Волошина (1877-1932). Одной из ярких страниц его творчества стала серия акварелей, посвящённых природе восточного Крыма.
В начале XX в. сблизился с поэтами-символистами и художниками из объединения «Мир искусства». В 1910 г. опубликовал свой первый сборник «Стихотворения. 1900-1910»; выступал с художественной и литературной критикой. В 1920-е гг. работал в области народного просвещения, охраны памятников, краеведения. В 1924 г. превратил свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества.
В очерке «О себе» Волошин раскрывает путь от первых пейзажей, написанных темперой и гуашью, к акварелям 1920-х годов. Более ранние произведения – «Золотые холмы», «Вид с перевала», «Вечер в горах» и другие – яркостью цвета и плотностью фактуры красок перекликаются с полотнами Рериха и Сарьяна. Переход к акварельным краскам позволил художнику сосредоточить внимание на рисунке, который образуют полупрозрачные оттенки и деликатные заливки.
Большинство акварелей Максимилиан Александрович написал по памяти, чтобы избежать искажения в идеальном поэтическом образе природы. Волошин видел процесс создания произведения искусства как таинство: «художнику, уже подготовленному, надо исполнить отчётливо и легко свободный танец руки и кисти по полотну».
Ряд акварелей живописец сопровождает малыми стихотворными формами. Это может быть двустишие, иногда мысль творца отмечена одной-единственной строкой. Максимилиан Александрович считал эти надписи не заглавием, диктующим зрителю, что он должен увидеть, а аккомпанементом, звучащим в унисон с изображением. Попробуйте прочесть вслух надписи к нескольким акварелям, и их краски и образы буквально предстанут у вас пред глазами: «Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы»; «В скорбном золоте листов гор лиловые мотивы»; «К лазурному заливу тропы бегут по охряным холмам»; «Ртутный отблеск и сиянье оссиановских ночей»…
К этой серии относится одна из акварелей художника в собрании Симферопольского художественного музея:
Всё замерло – холмы, деревья, тучи
В лимонном олове осенних вялых вод.
Акварель была приобретена в 1974 году вместе с другими работами художника у его вдовы Марии Степановны Волошиной.
- В своих пейзажах Максимилиан Волошин воспевает восточный Крым, соединяя в своём воображении элементы его ландшафтов.
- Посёлок Коктебель стал второй родиной поэта.
- В очерке «О самом себе» (1930) художник характеризует собственные произведения: «Главной темой моих акварелей является изображение воздуха, света, воды, расположение их по резонированным и резонирующим планам».