Крым наполняет силой, исцеляет, возвращает веру в себя, поднимает на ноги и открывает глаза на жизнь… Настоящую, наполненную крымским солнцем и ветром. Когда ты понимаешь, что важно, а что мимолётно. В Крыму каждый найдёт для себя то, что поможет начать жить заново. Места силы, величественные горы, самое Чёрное море, пронзительной чистоты небо и, конечно, родники, которые исцеляют. Сегодня «Крымский журнал» решил рассказать о пяти наиболее почитаемых и удивительных святых источниках полуострова. Конечно, их гораздо больше, и мы, вероятно, ещё не раз вернёмся к этой теме
Источник святых Косьмы и Дамиана
«Почти все монастыри Крыма возникли над горными ключами, которых целебная сила и священное значение одинаково искренно признаются татарином, как и христианином», – писал краевед и путешественник Евгений Марков в «Очерках Крыма». Один из самых почитаемых монастырей на крымской земле – обитель св. Косьмы и Дамиана, расположенная у западного подножия горного массива Чатырдаг (кстати, считающаяся самым высокогорным монастырём полуострова), – был построен при источнике Косьмы и Дамиана, воду которого местное население считало исцеляющей от всех болезней. Второе название источника – Савлух-Су, в переводе с крымскотатарского – «вода здоровья». Согласно легенде, в этом месте жили святые бессребреники братья Косьма и Дамиан, лечившие людей от разных болезней. Среди местного населения бытовало поверье, что святые были убиты и похоронены выше источника, возле двух одинаковых буковых деревьев. Предание гласит, что после смерти братьев местный житель, ненавидевший свою жену, увел её в горы, выколол ей глаза и оставил там одну. И тут несчастной явились два незнакомых человека, сказав, что они братья-врачи Косьма и Дамиан, подвели её к источнику и велели умыться. После этого к женщине вернулось зрение. Уже в наше время исследования, проведённые учёными, показали, что в воде источника, помимо калия, магния, марганца, содержатся литий и редко встречающееся в естественных источниках серебро.
Источник святой Параскевы
Ещё один чудотворный источник, известный далеко за пределами Крыма, находится неподалёку от села Тополёвка. Он носит имя святой Параскевы. Местные жители верили, что именно здесь, в глухом урочище Топлу, встретила мученическую смерть святая Параскева – ей отрубили голову. И в тот самый момент, когда земля оросилась кровью преподобномученицы, из недр забил ключ. Источник этот оказался целебным (особенно помогал он при болезнях глаз). И ежегодно 26 июля, в день святой Параскевы, сюда стекались страждущие. Служился молебен с водосвятием, люди набирали воду в сосуды и уносили домой. Подтверждением святости источника стало появление в нём иконы с изображением преподобномученицы Параскевы. Святая была изображена стоящей в полный рост, с чашей в руках, а в чаше – исцелённые глаза. Позднее, в 1778 году, эту икону греческие переселенцы увезли в Мариуполь, где она сохранялась в церкви Рождества Богородицы и однажды спасла город от холеры.
Источник святого Стефана Сурожского
В 15 км от Судака в сторону Феодосии, в живописнейшем месте, называемом путешественниками «крымской Швейцарией», расположено урочище Кизилташ. Оно окружено огромными красными скалами, от которых происходит его название (Кизилташ по-татарски «красный камень»). В урочище есть две пещеры, в одной из которых, носящей имя Красная, и бьёт чудотворный источник святого Стефана Сурожского. История его открытия такова. Рассказывают, что летом 1825 года один пастух из села Отузы (ныне пгт Щебетовка) пас поблизости овец и решил спрятаться от грозы в пещерном гроте. И вот в глубине его, в озерце небольшого источника, он увидел икону Богородицы. Пастух взял святыню и отнёс её греческому купцу, который, в свою очередь, передал её протоиерею Иосифу. Икона была оправлена в серебро и поставлена в церкви св. Стефана Сурожского. В настоящее время местонахождение этой иконы неизвестно, а тогда молва о её чудесном обретении мгновенно облетела весь полуостров, и к святому месту потянулись православные.
Источник святого Иоанна Постного
Этот источник находится вблизи села Оборонного (бывшее Камары) в Балаклавском районе и является единственным почитаемым православными местом в Крыму, связанным с Иоанном Крестителем. Согласно преданию, источник забил здесь несколько сотен лет назад в день усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. В 1848 году над ним была построена церковь Св. Иоанна Предтечи. В церковном бассейне источника, куда поступала святая вода, жила большая старая лягушка. Она всплывала на поверхность при входе в храм каждого посетителя, и местное население относилось к ней как к хранительнице святого источника. После установления в Крыму советской власти церковь использовалась как загон для скота, постепенно разрушалась, а во время Великой Отечественной войны в храм попал вражеский снаряд. Но и после осквернения и разрушения церкви местный люд продолжал втайне ходить к святому источнику. Ежегодно 11 сентября здесь собирались богомольцы из окрестных поселений.
Источник святой Анастасии
Источник святой Анастасии Узорешительницы, или, как его ещё называют, Ай-Анастасия, почитается в Крыму со средневековья. Он находится в Церковном пещерном гроте (другое название – грот Святой Анастасии) скального массива Качи-Кальон, в 8 километрах от Бахчисарая. Предание гласит, что давным-давно местная девочка Анастасия, спасая своё стадо, погибла в пещерах Качи-Кальона – она стала жертвой живших здесь змей и чудовищ. Скала обрушилась на чудищ, а утром из камня пробилась струйка чистейшей родниковой воды – это были слёзы Качи-Кальона, он оплакивал погибшего ребёнка. С тех пор источник, получивший имя святой Анастасии, считается священным и до сих пор остаётся одним из самых почитаемых в Крыму.