28 ноября 2024

Священное двоемыслие творца: 125 лет со дня рождения художника Александра Дейнеки

Священное двоемыслие творца: 125 лет со дня рождения художника Александра Дейнеки

Фото: Кирилл Белозёров, из открытых источников

Апологет социалистического реализма Александр Дейнека прославился и как мастер тонкой проникновенной чувственности. Со дня рождения народного художника СССР исполнилось 125 лет.

«Я знаю, что звонкая, весёлая синева моря или коричневый загар крепкого молодого тела всегда вызовет положительную эмоцию зрителя, заставит его улыбнуться, вспомнить о чём-то хорошем, и я стараюсь это учитывать».

Вижу на вираже

Творения выдающегося художника – от масштабных полотен до альбомных набросков – до сих пор вызывают дискуссии специалистов и привлекают многочисленных зрителей. И те и другие задаются вопросом: как Дейнеке удалось придать живое, человеческое обличье советской идеологии, бросить вызов жёстким идеологическим и эстетическим нормам? Возможно, ключом к тайне его искусства является неистребимая любовь к жизни во всех её проявлениях.

Мощным источником энергии стал Севастополь. Первое знакомство с городом состоялось в 1934 году. Программа предусматривала посещение боевых кораблей, школы лётчиков.

35-летнего мастера переполняли эмоции: «Сердце в такт скорости усиливает темп, комок жути и восторга подкатывает к горлу». Его ощущения остры и устойчивы: «Надо мной солнце, а внизу в расплавленном бесконечном пространстве блеск моря. Воздух прозрачен и плотен, как стекло». А вот – чувства от выхода в море: «Торпедный катер набирает ход. Берег скользит вдоль горизонта, небо раскрывается, а вода дрожит мелкой рябью. Думаю о ритме. Радуюсь, что поймал момент, – и рывком врисовываю в лист впечатления».

Наброски, созданные на одном дыхании севастопольским летом 1934 года. Карандаш мгновенно схватывает позу, силуэт, характерную деталь. «Необычайные каракули», – посмеивался над собой художник.

Чистый звонкий цвет

Восхищение, вызванное мощью боевых машин, подкрепляли чувства, рождавшиеся при постижении духа Севастополя. На своей первой персональной выставке Дейнека представил серию работ, которые раскрывали красоту города, повествовали о его людях.

Абсолютная умиротворённость сквозит в небольшой картине «Севастополь. Вечер».

Состояние безмятежности удивительно просто передано в картине «Севастополь. Вечер».

Жёлто-розовое марево заливает пустынную улицу. Два матросика в белоснежных парадках и их загорелая спутница в светлом сарафане не спеша спускаются в центр.

Иная сценка схвачена в акварели «Водная станция Динамо»: на фоне массивной постройки атлетически сложенные мужчина и женщина. Однако их внимание приковано не друг к другу и даже не к вышке для прыжков, откуда ласточкой слетает очередной смельчак, а к зависшему высоко в небе чуду техники – автожиру, прообразу вертолёта.

Акварель «Водная станция «Динамо» отражает энтузиазм предвоенных лет.

В сюжете «Гидропланы» легко узнаваем Приморский бульвар: за минувшие 90 лет он практически не изменился. Над бухтой парит самолёт, вдали дымит корабль, а у парапета застыла женщина. Она глядит вдаль, погружённая в свои мысли, и зрителю приходится лишь догадываться, о ком, о чём она думает.

Предвестие подвига

Самая значимая работа, навеянная довоенным Севастополем, – «Будущие лётчики». Сюжет кажется бесхитростным: три пацана греются на тёплых камнях набережной, наблюдая за гидропланами – самолётами, способными взлетать и садиться на воду.

Картина иллюстрирует реальный эпизод. Прославленная лётчица Марина Раскова, первая женщина – Герой Советского Союза, вспоминала, как в одно предвоенное лето принимала участие в испытании гидросамолётов на Чёрном море и это действо собирало восторженные толпы.

Лица ребят не видны, но, судя по напряжённым спинам, они заворожены происходящим, а старший мальчик со знанием дела комментирует какие-то особенности.

Самая значимая работа, навеянная довоенным Севастополем, – «Будущие лётчики». Дейнека безошибочно ухватил дух времени.

Остановленное художником мгновение повседневной жизни Севастополя имеет философский подтекст: дети не просто любуются диковинными машинами; они вглядываются в своё завтра. Безбрежные небо и море подчёркивают предвкушение счастья преодоления стихии. И никому ещё не ведомо, что через несколько лет начнётся война.

Красивая и строгая

Севастопольское лето 1934 года принесло не только творческие радости. Александр встретил свою любовь! Серафима Лычёва сходу завладела сердцем художника. Статная брюнетка, помимо яркой властной притягательности, располагала множеством иных достоинств: знала иностранные языки, играла на рояле, безупречно одевалась. И, что очень немаловажно, имела влиятельного папу – высокопоставленного чиновника, большевика с дореволюционным партстажем.

Серафима Лычёва была для Дейнеки олицетворением идеала женщины. Портрет музы художника – один из титульных экспонатов Симферопольского художественного музея.

Симуха, как называл её возлюбленный, стала для него и музой, и защитой, и олицетворением женского идеала.

Воодушевлённый творец создал около десяти портретов «С.И.Л.». Самый экстравагантный украсил павильон СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 году: огромных размеров фреска изображала советский народ, уверенно шагающий в светлое будущее. В авангарде шли знаменитые лётчики, а рядом с ними – Серафима.

Благодаря деятельному пробивному тестю Дейнека совершил поездку в Америку. Однако темп жизни за океаном оказался сродни севастопольским самолётам и катерам. «Мечтаю об отдыхе в деревне, а лучше в Крыму», – расхныкался главный оптимист отечественного искусства.

Выше голову, товарищи!

Дейнека предпочитал иметь дело с крупными форматами. «Люблю большие планы», – признавался художник. «Мир, открытый настежь бешенству ветров» представляет зрителю панно на потолке станции метро «Маяковская» в Москве.

На каждом из тридцати с лишним плафонов показано бескрайнее, уходящее ввысь небо. «Глубинная мозаика» будто пробивает 40-метровую толщу земли и создаёт в подземном дворце ощущение безграничной свободы. Это впечатление подарил Севастополь, и благодарный мастер бережно воплотил его в столице.

Лазурный простор насыщен покорителями пятого океана: самолёты, планёры, парашюты. Есть среди небожителей и летающие спортсмены: прыгуны в воду, волейболисты, лыжники. В некоторых композициях угадываются образы, навеянные Чёрным морем: матрос-сигнальщик даёт указания гидроплану; мамочка с ребёнком стоит на лестнице с балюстрадой, характерной для севастопольской архитектуры.

«Мир, открытый настежь бешенству ветров» представляет зрителю панно на потолке станции метро «Маяковская» в Москве. В некоторых композициях угадываются образы, которые подарил Дейнеке Севастополь: матрос-сигнальщик даёт указания гидроплану;
мамочка с ребёнком стоит на лестнице с балюстрадой, характерной для севастопольской архитектуры.

В 1939 году проект «Маяковки» получил гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке. А в начале Великой Отечественной войны эта станция была для многих вторым домом: люди спасались тут от бомбёжек. 6 ноября 1941 года под сводами самой красивой станции метрополитена члены Моссовета слушали речь Сталина.

Война: борьба за жизнь

В 1942 году Дейнека увидел фотографии разрушенного фашистами Севастополя. Вспыхнула мысль: следует немедленно отразить на полотне героизм выросших мальчиков – «Будущих лётчиков». Идея лежала на поверхности: показать оптимистическую трагедию, создав обобщённую, но в то же время максимально достоверную картину происходящего.

Исполнению замысла способствует колористическая гамма полотна. Кромешный ад, вселенский ужас символизируют огненные сполохи в небе, свинцовое море и мышиного цвета мундиры солдат вермахта. Но моряков, защитников Севастополя, художник изобразил в белых одеждах. Такой подход совершенно не соответствовал реалиям, но отвечал глубинной истине. Если это обычные матросские робы, то, согласно старинной традиции, именно для Черноморского флота их шили из отбелённой парусины. Если парадная форма, то она была полностью белой: и брюки, и рубаха-форменка, и бескозырка.

Картина «Оборона Севастополя», созданная в разгар боёв за город, стала своеобразным эпосом, жизнеутверждающей легендой, аллегорией непримиримости добра и зла.

Таким образом, становится ясен духовный смысл произведения: жестокая битва на обгоревших руинах белокаменного города – это священная борьба праведных воинов света с сильными, но обречёнными на смерть адептами вечной тьмы.

Простая картина мира

«Ещё по молодым годам я полюбил Севастополь, его весёлых жителей, синее море, зелень парков, лестницы улиц», – писал Дейнека. Эта душевная привязанность нашла достойное отражение в его послевоенном творчестве. Александр Александрович возвращается в ставший для него родным Крым во второй половине 1950-х годов.

К этому времени советская формация претерпела важные изменения: умер Сталин, и новый лидер Хрущёв открыл эпоху «оттепели».

Тёплые ноты зазвучали и в новых работах неисправимого жизнелюба. В центре Москвы он оформил салон массандровских вин, украсив его стены дивными фресками, воспевшими виноделов Тавриды. Подобно солнечным лучам, радостью бытия пронизаны живописные произведения, посвящённые отдыху в Крыму. «В здоровом теле – здоровый дух!» – вот-вот проскандируют, кажется, крепкие парни с мозаики «Хорошее утро». Герои картин показаны не в самоотверженном труде или смертельном бою. Их обнажённые тела олицетворяют физическое, душевное и социальное благополучие, и утопические фантазии художника о счастливой стране обретают зримые очертания.

Мозаика «Хорошее утро» – символ раскрепощения советского человека – была удостоена Ленинской премии.

Александр Александрович Дейнека (1899-1969)

Русский советский художник, живописец, монументалист, график, скульптор. Народный художник СССР (1963). Лауреат Ленинской премии (1964). Герой Социалистического Труда (1969).

Родился в Курске в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). Участвовал в Гражданской войне. С наступлением мирного времени был направлен на учёбу в Москву во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), на полиграфическое отделение.

Текст: Кирилл Белозёров
Фото: Кирилл Белозёров, из открытых источников