21 ноября 2022

Сила народной дипломатии: как Ялта стала примером дружбы со многими городами мира

Сила народной дипломатии: как Ялта стала примером дружбы со многими городами мира

Фото: Евгения Летова и из архива Вячеслава Осинского

Крым, рекреация и туризм – понятия неразрывные: всероссийский курорт, всесоюзная здравница… Но времена меняются. И пока политики противостоят друг другу и возводят стены, народная дипломатия продолжает жить и рушить преграды между людьми. Тому пример – Ялта, которая имеет успешный опыт породнения со многими городами мира.

К 2022 году у Ялты сохранились тёплые отношения с такими городами-побратимами, как Ницца (Франция), Поццуоли (Италия), Риека (Хорватия), Санта-Барбара (США), Маргейт (Великобритания) и Баден-Баден (ФРГ). С Баден-Баденом Ялта дружит особенно крепко уже на протяжении 30 лет. После воссоединения Крыма с Россией отношения между этими городами остались на том же тёплом человеческом уровне, укрепились дружественные позиции. К примеру, в ноябре этого года на набережной им. Ленина Ялты в честь круглой юбилейной даты установления побратимских отношений между двумя городами была открыта выставка: «30 лет дружбы Баден-Бадена и Ялты. Строим мосты будущей дружбы между Россией и Европой». На церемонии открытия выставки присутствовал сын художницы Элизабет Фритч – Айер, чьи работы, пронизанные идеей о сохранении мира, были представлены на выставке, владелец и главный редактор газеты Goodnews4Baden-Baden Кристиан Фритч, который содействует восстановлению сотрудничества между Крымом и Западом.

Туризм — посол мира

Иностранный туризм являлся мощным направлением и одним из важнейших источников валютных поступлений в государственный бюджет СССР. Работала высокопрофессиональная централизованная система привлечения туристов. В Москве – Главное коммерческое управление, которое через совместные предприятия и коммерческие представительства привлекало в СССР, иностранных туристов со всего мира. Незадолго до распада СССР с приходом к власти Горбачёва в крымском «Интуристе» встал вопрос о переходе к самостоятельному развитию въездного иностранного и внутреннего отечественного туризма. Крымский «Интурист» начал активно сотрудничать с партнёрами из Германии, в частности, из Баден-Бадена. В Германии было учреждено совместное предприятие – турфирма «Ялта-Контакт ГМБХ», которое проработало до конца 90-х, привлекая в Крым и СНГ десятки тысяч туристов из-за рубежа.

Генеральный директор ООО «Крымское объединение «Интурист», президент общественной организации развития города Ялты «Клуб-99» Вячеслав Осинский. Фото Евгения Летова

– В зимний период в Ялте традиционно стремительно уменьшался поток туристов. Для решения этой проблемы мы взялись за разработку новой схемы коммерческой деятельности в low season (низкий сезон, или период вне сезона), – рассказывает генеральный директор ООО «Крымское объединение «Интурист», президент общественной организации развития города Ялты «Клуб-99» Вячеслав Осинский. – В результате были созданы коммерческие предприятия, способные приносить доходы круглый год, предоставляя новые услуги гостям и жителям Крыма. В 1991 году нами основаны Международная крымская туристическая биржа-ярмарка, первое на полу-острове и на Украине казино (сотрудники которого стажировались в лучшем европейском «Казино Баден-Баден»), первый в Крыму супермаркет, первый авторынок и сеть магазинов, гостиница «Ялта-Интурист» в головном предприятии Крымского объединения – всё с партнёрами из Баден-Бадена, которые обеспечили значительные доходы в несезон. В это же время мы с партнёром из фирмы «Ялта-Контакт ГМБХ» из Баден-Бадена, Юргеном Гемюндом, выступили с инициативой о породнении Ялты с городом Баден-Баден. Этот всемирно известный курорт очень тесно связан с русской культурой: после революции его заселила русская аристократия, и там по сей день стоит дом И. С. Тургенева. По духу, характеру и своей структуре Баден-Баден очень напоминает Ялту. Для укрепления дружественных отношений с большой программой переговоров и ознакомления со знаменитым немецким курортом в октябре 1991 года была организована поездка крымской делегации во главе с Председателем Верховного Совета Крыма Николаем Васильевичем Багровым в Баден-Баден. А уже в 1992 году заключён договор о сотрудничестве и породнении.

Вячеслав Осинский (справа на фото) с председателем парламента Крыма Николаем Багровым (в центре) в 1991 году, в рамках рабочей поездки, посетили Баден-Баден. А в 1992-м был заключён договор о сотрудничестве и породнении Баден-Бадена с Ялтой. Фото из архива Вячеслава Осинского

С коммерческой точки зрения крымский «Интурист» обрёл и развил благополучный и результативный бизнес-рынок. С момента установления сотрудничества в Ялту начали приезжать многочисленные тургруппы и немецкие делегации, в том числе и мэр Баден-Бадена. Сотрудничество складывалось плодотворно и успешно как для Крыма, так и с точки зрения туристического бизнеса.

– Для понимания: организованными крымским «Интуристом» и фирмой «Ялта-Контакт ГМБХ» чартерными рейсами в Симферополь прилетало более тысячи человек в неделю из Германии, Швейцарии и Франции. Кроме того, обеспечивались рабочие места на наших объектах (гостиницы «Ялта-Интурист», «Ореанда», «Таврида», кемпинг-отель «Поляна сказок» и филиалы в Симферополе и Севастополе, кроме немецкого представительства) – насчитывались 2500 человек, обеспеченных достойными семейными доходами в то непростое время, – рассказывает генеральный директор.

Профессиональный подход

До развала СССР Ялта в смысле конкуренции на туристическом рынке Черноморского и Средиземноморского регионов немного уступала по цене только курорту Золотые Пески в Болгарии, Анталия была вообще не в счёт по своей дороговизне.

– Нами обеспечивался высокий европейский уровень сервиса по довольно низким ценам. Также Крым привлекал прекрасными природно-климатическими данными, хорошей туристической инфраструктурой и большим выбором культурных, исторических экскурсий, рекреационных и медицинских услуг, – вспоминает Вячеслав Осинский.

Интересно, что крымский «Интурист» сам готовил кадры. Были курсы для гидов-переводчиков, обеспечивающие владение несколькими языками и знание десятков экскурсий. Одна из главнейших целей сегодня: готовить кадры конкретно под задачи экономики, промышленности, транспорта, туризма и так далее. Кроме того, следует вернуть советский закон, согласно которому молодой специалист на протяжении как минимум пяти лет должен работать по своей специальности в том предприятии, которое важно для общего развития страны или отрасли. Это относится и к должности директора. Неприемлемо, что в образовательных программах у студентов почти нет практики, на которую должно отводиться от 50 до 80% учебных программ. На подготовку гидов-переводчиков и экскурсоводов нужны годы, как минимум шесть-семь лет. А ведь сегодня требуются команды специалистов, способные соответствовать меняющимся условиям рынка.

Бургомистр Баден-Бадена знакомится с работой предприятий крымского «Интуриста» в Ялте в 1994 году. Фото из архива Вячеслава Осинского

– Для того чтобы создать высококлассный ресторан или пяти-звёздочный отель, нужно поставить присвоение ему классности или разрядности в прямую зависимость от уровня укомплектованности опытными профессиональными кадрами, – объясняет наш собеседник. – Качество обслуживания должно строго регулироваться и быть заложено в систему стандартизации предприятий. В туристическом бизнесе формировать и возглавлять профессиональную команду может только высокий профессионал. Мы брали молодых людей из простых семей, выпускников советских школ, повышали их уровень подготовки, обучали соответствующим профессиям, именно так формировались профессионалы, знатоки своего дела, обслуживающие на высшем уровне. Россия – самая богатая и мощная страна с прекрасным, талантливым, трудолюбивым народом. Вопрос только в организации. Необходимо наведение порядка. Тогда никто нас в мире туризма не победит. Мы будем, как и были всегда, вне конкуренции.

Справка

Крымское объединение «Интурист» до 2000 года – региональное подразделение крупнейшей в мире туроператорской компании «Интурист», имевшей представительства более чем в 70 странах мира, 30 совместных предприятий, а также коммерческие связи с 495 фирмами-партнёрами. Созданное Совнаркомом СССР в 1929 году ВАО «Интурист» имело мощную материальную базу из гостиниц, мотелей, кемпингов, ресторанов, поездов и круизных судов, армию профессионалов коммерческой, информационно-пропагандистской работы, гостиничного и ресторанного сервиса, транспорта. Залог грандиозного успеха «Интуриста» – чёткая и коммерчески эффективная государственная политика в сфере туризма и концентрация сил, средств и активов в единой стройной системе.

Текст: Диана Маслова
Фото: Евгения Летова и из архива Вячеслава Осинского