Pershin SV 2 1 scaled e1603108936301 1

Текст: Мария Ганичева, Борис Седенко
Фото: Пресс-служба форума «Таврида», Михаил Патлис, Гала Амарандо

Сергей Першин: «Таврида» придаёт Крыму новые смыслы

Интервью с генеральным директором АНО «Центр развития культурных инициатив», руководителем арт-кластера «Таврида» Сергеем Першиным

С приходом «Тавриды» в бухту Капсель под Судаком творчество пропитало это место насквозь. Форум ежегодно собирает тысячи молодых и перспективных деятелей искусства, даёт им неограниченные возможности, новые знания и шанс реализовать свой заветный проект.  Никаких формальностей, фальшивых улыбок и подготовленных заранее ответов. Только свобода, искренность и живое общение. В этих идеально созданных условиях для творцов ежедневно рождается истина. Мы в этом уверены.  

О том, как форум изменил полуостров за шесть лет своего существования и как «Таврида» расцветает на крымской земле, о строительстве арт-резиденции и онлайн-проектах, о том, что такое «антишкола», почему будущее за людьми творческих профессий, кого ежедневно ждут в гости на форуме и многом другом рассказал «Крымскому журналу» генеральный директор АНО «Центр развития культурных инициатив», руководитель арт-кластера «Таврида» Сергей Першин.  

«КЖ»: Сергей, молодёжному форуму в этом году шесть лет. Давайте резюмируем, как он изменился за это время. 

— «Таврида» — это прежде всего люди, а за шесть лет Крым посетили порядка 20 тысяч творцов, представляющих разные направления культуры, искусства, креативных индустрий. Это люди будущего, которые через три-пять лет начнут формировать смыслы для миллионов. Они могут создать книгу, фильм или спектакль, например. Для них полуостров уже никогда не будет чужим. А «Таврида» придаёт новые смыслы Крыму, который становится местом, где зарождаются новые идеи российской культуры, искусства, где появляются современные проекты в креативных индустриях. 

«КЖ»: Было бы интересно узнать, как принималось решение о создании творческого форума именно в Крыму. Для нас, крымчан, это очевидно. Наши море, горы, история вдохновляют и располагают к творческой свободе… Что этому способствовало шесть лет назад?  

— Любую творческую индустрию можно так или иначе связать с Крымом. Есть история этих взаимоотношений, этой взаимосвязи. Здесь творили известные творческие люди от Айвазовского до Грина. Снимали здесь множество кинофильмов, понимая фактуру этого места и его многогранность. Конечно, всё это способствует творчеству, вдохновляет и удивляет разнообразием. Как разнообразна наша страна и как это всё здесь перекликается! Что ещё нужно для творцов? 

«КЖ»: Можно ли сказать, что Крым и «Таврида» меняют друг друга? 

— Это стопроцентная, правильно сбалансированная коллаборация. Крым — место с большой историей и культурным наследием. Наверное, не очень корректно говорить, что «Таврида» изменила его. Она потихоньку добавляет ему новых качеств. Полуостров становится точкой притяжения для творцов, их родным домом. Местом, откуда для многих из них начинается что-то новое. 

«Таврида» придаёт новые смыслы Крыму, который становится местом, где зарождаются новые идеи российской культуры, искусства, где появляются современные проекты в креативных индустриях

«КЖ»: В прошлом году форум переехал с Бакальской косы в бухту Капсель. Это связано только с удобством или с концептуальным перерождением проекта тоже? 

— Раньше мы арендовали какие-то местечки, руководствуясь в первую очередь ресурсными возможностями. Теперь мы в том месте, которое является для творцов своим. Это место, которое государство предоставило для развития проекта, потому что понимает его перспективность и значение. Здесь мы развиваем инфраструктуру, изменяя в том числе и то, что рядом. А то, что находится рядом, — тоже с историей. Мы очень уважительно к этому относимся, как и к местному сообществу. Переехав сюда, получили определённый задел для реализации мечты, связанной с созданием кремниевой долины в России для наших творцов. Это даже не новая ступень — это новый рубеж. 

Форум Таврида
Сергей Першин и участники форума

«КЖ»: «Таврида» даёт Крыму и рабочие места. Сколько всего человек трудятся у вас в сезон и сколько из них крымчан? 

— У нас работает большое количество подрядных организаций. До 60% сотрудников, а в некоторых случаях, как со службой безопасности, все 100% — люди из Крыма. Сейчас на форуме работают порядка 200 жителей полуострова. С запуском круглогодичной арт-резиденции планируем привлекать к сотрудничеству именно местные кадры. 

«КЖ»: Сейчас идёт активное развитие данной площадки. Есть ли планы открыть ещё одну точку «Тавриды» в Крыму или других регионах России? 

— Мы тратим много энергии и ресурсов на развитие этого места. Если бы вы побывали здесь даже в апреле прошлого года, то увидели бы разницу. Думаю, что, развивая эту территорию, мы приносим пользу не только Судаку, но и Крыму в целом. Взаимодействуем и с Севастополем. У нас прекрасные взаимоотношения с руководством города, есть перспективы для сотрудничества. Хотелось бы выразить благодарность за всестороннюю поддержку правительству Республики Крым, Сергею Валерьевичу лично, Евгению Кабанову, который с нами на связи 24/7. В то же время и о Севастополе не забываем, у нас рабочие отношения с Михаилом Развожаевым. 

«КЖ»: Известно, что в 2020 году в Судаке планируется начало строительства арт-резиденции «Таврида». Расскажите подробнее об этом проекте и что он будет собой представлять?  

— Очередным этапом развития является строительство к концу 2022 года первой очереди арт-резиденции, рассчитанной на 300 человек. Это будет круглогодичный центр, включающий жилые корпуса, мастерские, инфраструктурные объекты — зона питания, коммуникации. Первая очередь заработает к 2023-2024 годам. Образовательные программы в центре будут проводить ведущие культурные институции страны. Программы планируются разные: и по времени, и по контенту, и по результатам. Они охватят все сферы культуры и искусства, станут важным дополнением к тому, что происходит на этой площадке здесь и сейчас. 

«КЖ»: Стоимость проекта уже известна? 

 — Поскольку строительство идёт поэтапно, мы находимся в процессе обсуждения, которое завершится только после того, как пройдём госэкспертизу, потому что только она может подтвердить или опровергнуть те цифры, которые нам необходимы. Пока этого не случилось — сложно что-либо сказать. 

Форум Таврида
Арт-объект «Маски», попавший в 2019 году в британскую газету The Guardian

 «КЖ»: Нет ли планов сделать «Тавриду» международным проектом и приглашать на форум ребят из-за рубежа? 

 — У нас даже в прошлом году было достаточно участников из других стран. Кстати, в следующих антишколах к нам присоединятся коллеги из Россотрудничества, которые как раз и обеспечивают участие иностранных гостей. Мы также работаем с зарубежными экспертами, в том числе из США, которые приезжали в прошлом году, предполагается их приезд и в этом сезоне. Если нужно добавить в название нашего проекта слово «международный» — добавим. Здесь важно содержание. С этой точки зрения мы уже точно международный проект. 

 «КЖ»: До интервью мы прослушали небольшой рассказ о том, как ребята творят прямо на месте — создают новые арт-объекты из бочек, досок. Сопоставляя с тем, что в планах, это масштабный инфраструктурный проект, который всё больше и больше становится цивилизованным. Есть определённые опасения, что творчество станет другим — более уютным, менее бунтарским. Возникают ли у вас такие опасения или, наоборот, это положительная тенденция? 

 — «Таврида» в любом случае будет прирастать более значимыми объектами инфраструктуры, нежели вы видите сейчас. Мы бы хотели, чтобы здесь появилась настоящая экосреда. Экосреда не просто для времяпрепровождения, пусть правильного, просветительски выверенного. Мы бы хотели, чтобы наша площадка стала местом, где жизнь кипит круглый год, где вокруг образовательного центра возникают производственные возможности, где проводятся глобальные мероприятия. В прошлом году наш фестиваль собрал 100 тысяч зрителей. Мы поставили себе планку в 30 тысяч, а в итоге превысили её в три раза. Да, возможно, кто-то думает, что это очень просто, но за всем этим тяжёлый труд большой команды. В этом смысле я часть команды, которую ценю и уважаю. 

 «КЖ»: И всё-таки «Таврида» — это социальный лифт, трамплин, удочка, которую вы даёте молодым людям, чтобы они потом зарабатывали себе на жизнь? Либо это и первое, и второе, и третье? 

 — Если говорить аллегориями, то мне нравится другое сравнение. Наш проект — это социальная лестница. Чем она отличается от социального лифта? В лифт попал — и тебя кто-то поднимает, а это не очень правильно. Важно, чтобы ты поднимался сам. Мне больше импонирует такое сравнение. 

 «КЖ»: На вашу площадку приезжают архитекторы, дизайнеры, модельеры, художники и многие другие специалисты. Что для представителя одной из этих творческой профессии делает возможным участие в «Тавриде»? Какими качествами нужно обладать? 

 — Мы не отбираем людей, этим занимаются наши партнёры. Например, музыкальную антишколу создают коллеги из академии Игоря Матвиенко «М.А.М.А», они же отбирают участников. Думаю, главные качества — это талант, профессиональные компетенции, опыт и время, которым ты располагаешь, чтобы сюда приехать. Больше ничего не нужно, всё остальное — бесплатно. 

Интерес новых поколений к самореализации через творчество растёт

 «КЖ»: Когда читаешь о «Тавриде», складывается впечатление, что главная цель и успех на форуме — получить грант на реализацию собственного проекта. А какие плюсы и возможности для ребят, которым так не повезло? 

 — Люди, приезжающие к нам, ставят себе разные задачи, и получить грантовую поддержку не является прерогативой для каждого. Продакшн-компании, которые создают здесь свои школы, присматриваются к слушателям. Затем по завершении проекта в ноябре мы вдруг видим, что человек поступает к ним на работу. Или в рамках нашего мероприятия участник проходит кастинг и попадает в телепроект. Здесь каждый может познакомиться с теми, кто обладает необходимыми ему компетенциями. Не буду перечислять все возможности, но их действительно с десяток. 

 «КЖ»: Вы наверняка отслеживаете, как реализуются гранты. Бывали ли ситуации, когда по каким-то причинам не удалось это сделать? Что в таком случае? 

 — Нужно пояснить, что гранты выделяет Федеральное агентство по делам молодёжи. Мы же предоставляем площадку и возможности для того, чтобы объединить профессионалов, которые могли бы стать грантополучателями, и тех, кто эти деньги даёт. У них есть специальные подразделения, которые занимаются сопровождением, оценкой эффективности проекта. 

Форум Таврида
Бухта Капсель

 «КЖ»: Звёздная болезнь у участников случается? 

 — Творческие люди разные с точки зрения поведенческих моделей, мировосприятия и видения себя в этом мире. В музыкальную антишколу приезжают априори экстраверты, которые любят внимание и нуждаются в нём. В их случае это абсолютно здоровое желание. Мы не отслеживаем, если честно, наличие или отсутствие звёздной болезни. Наше сообщество очень дружелюбное, и нам приятно, что, обращаясь к ребятам, которые когда-то стартовали на нашей площадке, мы всегда получаем отклик. Например, на открытии прошлой антишколы хедлайнером была выпускница форума «Таврида» Анет Сай. Сегодня она артистка лейбла Black Star и выступает у нас. 

 «КЖ»: Творческая молодёжь очень непростая. Как её организовать? 

 — Непростая — сто процентов. Это очень тонкие механизмы, и мне помогают в работе с ними члены команды. Ребята, которые выросли в этом проекте. Если вы посмотрите на сотрудников нашей дирекции, то среди них значительный процент тех, кто приехал когда-то на «Тавриду» участником. Когда люди прошли все эти стадии, они не то что на уровне инструкции понимают, как им действовать, они кожей чувствуют. Мы их за это ценим и развиваем. Много внимания уделяем обучению команды. 

В прошлом году наш фестиваль собрал 100 тысяч зрителей. Мы поставили себе планку в 30 тысяч, а в итоге превысили её в три раза

 «КЖ»: Правительство заинтересовано в том, чтобы молодые люди развивались, демонстрировали таланты и выпускали свою продукцию. А как обстоит дело с меценатством? Заинтересованы в поддержке интересных идей молодёжи бизнесмены и предприниматели? 

 — Очевидно, что ценность креативности как компетенции растёт. Сегодня в любой проектной команде крупной корпорации, занимающейся серьёзными проектами, обязательно присутствует визионер в виде творца. И это неудивительно. Потому что откуда мы узнаем о новых мирах,  технически интересных решениях? Из книг, картин, кино… Кто-то это придумал. Творцы — это, конечно же, визионеры. Компании, которые стремятся в будущее, замечают и вовлекают таких людей. Им это не просто интересно, им это необходимо. Иначе они становятся неконкурентоспособными. Интерес новых поколений к самореализации через творчество растёт. Недавно услышал мысль, она мне очень понравилась, я её разделяю. Конкурентный человек будущего — человек, который умеет работать в системе и понимает, как это делать, но в то же время креативный. Сочетание этих двух качеств позволит новому поколению реализовать себя. 

 «КЖ»: Хотелось бы затронуть и тему коронавируса. Пандемия для «Тавриды» — это ограничения, с которыми приходится мириться, или новые возможности и шаг вперёд? 

 — Мы не просто сделали шаг вперёд, пандемия заставила нас побежать. Запустили целую линейку проектов, которые помогали людям переживать это время дома. Начиная от флешмоба в социальных сетях и заканчивая такими серьёзными и продуманными форматами, как «Таврида детям», когда мы помогли тысячам семей. Представляете, каково людям в городе, оказавшимся на удалёнке с двумя детьми в однокомнатной квартире?! Они одной рукой выполняют какую-то задачу, а второй удерживают энергичных чад. Поэтому мы дали им возможность немного передохнуть, подключив молодых ребят и экспертов к тому, чтобы они позанимались с детьми, провели для них мастер-классы и увлекательные виртуальные экскурсии по художественным мастерским, организовали концерты. Помогли родителям, а с другой стороны — это просветительский контент для детей. Ещё пример — «Таврида помогает». Мы понимали, что у молодых музыкантов сейчас нет финансовой подушки, а концерты отменены, спектаклей нет, съёмки перенесены. Мы им сказали: «Ребята, вот наши цели, если вы их разделяете и продвигаете в рамках своих лекториумов, мастер-классов и концертов, мы готовы вам немножко за это заплатить». От 10 до 30 тысяч рублей. Мы поддержали около двухсот проектов. Эксперимент показал, что это рабочая модель. 

Форум Таврида
Арт-объект «Стоунхендж»

 «КЖ»: Онлайн-формат приживётся? Продолжится в будущем, помимо офлайн-встреч, здесь, на площадке? 

 — Новая реальность уже не предполагает чистый формат. Сегодня не может быть чистого офлайна. Я говорю не только об образовании, но и о многих других процессах. Только симбиоз. У любого офлайн-проекта должно быть продолжение онлайн. Это осмысление пришло сегодня ко многим. Пандемия заставила миллионы людей взаимодействовать с приложениями, Интернетом, и народ втянулся. Возможно, если бы не было пандемии, на это потребовалось бы три-пять лет. Но сейчас уже достаточно возрастные люди, которые до кризиса не понимали, как пользоваться мессенджерами, решают многочисленные задачи через онлайн-платформы. 

 «КЖ»: У вас практикуется новый формат — антишкола. Почему именно так? Неужели традиционное обучение уже не способствует развитию творческих способностей? 

 — Давайте разберёмся, что такое антишкола. В моём Инстаграме есть пост: на снимке красивый пейзаж, на фоне которого Владимир Коробка — один из ведущих специалистов по вокалу в стране. Он просто сидит и разговаривает с ребятами на природе, транслируя им какие-то смыслы: профессиональные и жизненные, говорит о ценностях. Это и есть антишкола. Идея антишкол форума «Таврида» в создании креативного пространства для молодых талантливых людей, где они могли бы получать новые профильные знания и эффективно взаимодействовать с командой единомышленников. Наша задача — создать благоприятную обстановку для раскрытия творческого потенциала каждого творца. Форум «Таврида» — не стандартный формат институций, мы даём больше – стараемся сократить дистанцию между наставниками и участниками, чтобы создать атмосферу большого равноправного творческого сообщества. Новый формат подразумевает профессиональную коллаборацию — усиленную работу участника и эксперта, благодаря сотрудничеству которых рождается уникальный продукт. Но все это было бы не так без особой атмосферы места, где расположился арт-кластер. Величественные горы и бескрайнее море – эти природные ресурсы Крыма способствуют большему проникновению во всё происходящее. Выдающийся артист Николай Цискаридзе однажды сказал, что можно много раз слушать что-то в контексте традиционной модели образования, а можно один раз, но в близком сердцу месте и в непринужденной форме услышать вроде бы то же самое – и это тебя изменит. 

Форум «Таврида» — не стандартный формат институций, мы даём больше – стараемся сократить дистанцию между наставниками и участниками, чтобы создать атмосферу большого равноправного творческого сообщества

«КЖ»: На «Тавриду» часто приезжают известные люди, звёзды, кумиры молодёжи. Кем может похвастать этот сезон? Может быть, кто-то уже приехал, кого-то ждёте? 

 — Я не очень люблю отвечать на такие вопросы по одной простой причине: мы не ставим цель затаскивать сюда селебов, задача — заманить людей с компетенциями. Например, Владимир Коробка, о котором я уже говорил. Он не является селебом, но если вы почитаете о нём, то поймёте, что это гуру, на которого в этой индустрии люди молятся. Нам такие персоны интересны. Селебы к нам приезжают, проблема в том, что, перечисляя одних, можно обидеть других. А всех я не упомню. Наш приоритет — люди, готовые делиться опытом. 

 «КЖ»: А президента в этом году ждёте? 

 — Владимир Владимирович на нашу площадку приезжал чаще, чем на другие форумы. Он уделял и продолжает уделять достаточное внимание «Тавриде». Мы ждём его каждый день. Когда президент приедет, мы точно будем готовы. Если он найдёт время в своём плотном графике. 

Форум Таврида
Арт-объект «Культурные слои»

 «КЖ»: Здесь собирается много молодых людей, они общаются, заключают творческие союзы. Может быть, нетворческие тоже возникают? Были сыграны на «Тавриде» свадьбы? 

 — Есть даже примеры международных союзов. Одна моя теперь уже знакомая, а когда-то участница нашего мероприятия в далёком 2015 году вышла замуж за итальянского флейтиста. Живёт сейчас в Италии. Таких примеров не один. Мы не знаем обо всех, но пребывание на нашей площадке — это яркое событие в жизни человека, и немудрено, что возникают коммуникации, которые перерастают в партнёрство в жизни.  

«КЖ»: То есть здесь можно встретить любовь? 

 — И мир, и искусство, и любовь. 

 «КЖ»: А если у участника день рождения, отмечаете? 

 —Все вместе собираемся, празднуем. Прилетает волшебник в голубом вертолёте, привозит 500 эскимо. Всё, как положено. 

 «КЖ»: И напоследок поделитесь своим любимым местом на «Тавриде». Куда вы приходите и говорите себе: я дома? 

 — Вопрос такой же сложный, как о любимом фильме или книге. Жизнь такая разнообразная. Наша площадка где-то больше похожа на Марс, где-то на улей, если смотреть издалека на экодеревню экспертов. Где-то на место силы, почему-то около «Человека, смотрящего в море» такое ощущение возникает. Мне очень много мест здесь нравится, выделить одно сложно. Я люблю быть на смотровой площадке, которая наверху, если смотреть на надпись «Мир, любовь, искусство», и через дорогу правее холм. Мне там нравится. Виден результат деятельности нашей команды. Это меня вдохновляет.