15 ноября 2022

Прогулка по горе Кокташ: история, секреты и богатства

Прогулка по горе Кокташ: история, секреты и богатства

Фото: Евгений Летов

Со стороны автодороги, ведущей в Феодосию, гора Кокташ совершенно незаметна. Она великолепна, если глядеть на неё из лежащих у его подножия селений Синекаменка или Поворотное: из невысокой округлой горы вырастает треугольный утёс. Высота его обрывов достигает 80 метров.

Предлагаем отправиться на его изучение, а по дороге собрать дары волшебного леса – грибы и ягоды.

Цвета поднебесья

Фото: Кирилл Белозеров

Слово «Кокташ», как любое историческое название, очень верно отражает суть. Перевод кажется простым: «таш» по-крымскотатарски «камень», а слово «кок» в тюркских языках обозначает цвета от синего до зелёного, а может толковаться как «небо». И правда, если погода благоприятствует, замечаешь: известняк, из которого сложен утёс, действительно отливает синью. Небесный камень, или скала, устремлённая ввысь, – возможно, таково глубинное значение этого топонима.

Красоту поднебесной вершины дополняют и природа, и люди.

Есть в Синекаменке и мечеть Кокташ-джами, которая стоит внимания путников. Она была разрушена во времена богоборческой власти, но недавно восстановлена усилиями местной общины. По счастью, сохранились важные элементы здания. Уникальна роспись михраба – ниши, обращённой к Мекке: художник изобразил занавес, распахнутый в небо. Интересно, что памятные арабские надписи на массивных плитах выполнены на голубом фоне.

Скала с секретами

Вершина кажется легкодоступной, но это впечатление обманчиво. Скала на протяжении подъёма всё время прячется за деревьями, а гора коварна сама по себе: её отроги покрыты густым лесом, склоны изрезаны балками. Придётся немного поплутать по переплетённым тропкам. Однако нет худа без добра: в процессе хождения по буеракам появляется прекрасный шанс приобщиться к тайнам природы. В первую очередь это касается даров осени – грибов.

Сложный ландшафт способствует развитию самых разных представителей грибного сообщества. И все как на подбор.

Укрытые мхом, как шубой, стоят вальяжные боровики. В сосновых посадках лоснятся маслята. Опята – дружные ребята – обсели трухлявый пень. Под листвой прячутся золотые россыпи лисичек. Укромные места выбирают рогатики, похожие на кораллы. Крепыш подберёзовик избрал своей вотчиной, за отсутствием берёз, буки. Эти деревья также очень любят бесхитростные с виду, но очень вкусные рядовки, или, по-народному, мышата. Неприхотливые грибы растут до первых заморозков, поэтому любители тихой охоты прозвали их «последней радостью».

Заберите ваши витамины!

Опушки плотно занимают кусты терновника и шиповника. Маринованный тёрн – старинный крымский специалитет, закуска, не уступающая оливкам. Шиповник следует хорошо высушить, а перед употреблением тщательно размолоть, чтобы раздробились семена, содержащие ценное масло (не зря его называют «жидкое солнце»!), и только потом заваривать. Получается напиток здоровья.

Заслуживают внимания дикие груши. Знающие люди варят из них потрясающее варенье. При правильном приготовлении оно приобретает янтарный колер и замечательный вкус, в котором сочетаются терпкость и сладость. Наверное, весь секрет в хвостиках, за которые нужно вылавливать из тягучего сиропа маленькие сгустки осеннего Кокташа.

В окрестностях села Поворотного можно найти лесной сад – чаир. Невзирая на запустение, он продолжает демонстрировать черты высочайшей садоводческой культуры, которой славились жители предгорья. Так, здешний кизил порадовал крупными мясистыми и удивительно сладкими грушевидными плодами. Протертая с сахаром шайтанова ягода сберегает все полезные вещества. Изысканное лакомство!

Там лес и дол видений полны…

Кокташский лес вполне претендует на звание сказочного. Старые буки имеют обыкновение принимать неожиданные обличья. Особенно впечатляют деревья с «глазами». Рождается ощущение, что патриархи внимательно следят: с чистым ли сердцем, добрыми ли намерениями вступаете вы в царство природы? Ближе к вершине встречаются невысокие деревья с изогнутыми стволами: лес будто танцует под мелодию налетающих ветров.

Окончательно проникнуться мистикой Кокташа поможет «ведьмино кольцо» (или, как вариант, «эльфов круг»). Со смешанным чувством страха и удивления разглядываешь грибной хоровод на милой полянке и понимаешь: из этого окружения не так просто выбраться!

В древности люди верили, что у каждого живого существа есть незримый покровитель, у которого нужно получать разрешение сорвать плод или подстрелить дичь. Быть может, наросты на коре, необычное расположение сучков, очертания дупла – всё это наводило первобытных охотников и собирателей на такие мысли.

Создаётся впечатление, что духи Кокташа стали прототипами одушевлённых деревьев энтов – персонажей романа «Властелин колец». Только там они обитают в фантастическом Средиземье, а здесь – вполне реальное предгорье.

Посреди мироздания  

Вершинная скала появляется внезапно, как подарок за многочасовое, но увлекательное хождение. Подняться на самый верх легко и просто: одна из граней утёса пологая. Ровная площадка напоминает подиум. Отсюда на все четыре стороны света разворачивается панорама Крыма во всей его неброской красоте.

Плывёт вдали айсберг Белой скалы, за ней угадывается степь. Голубеют на горизонте вершины, охраняющие ведущий на Южный берег перевал Каллистон, в переводе с греческого «прекраснейший». Отлично видно слегка холмистое плато Караби-яйлы – царство пещер. Аквамарином сияют многочисленные ставки близлежащих селений – мечта рыбаков. И всюду, на сколько хватает глаз, – заросшие лесом хребты, очень похожие на волны.

Сравнение с морем недалеко от истины. Кокташ по рождению – ископаемый риф: известняк состоит из окаменевших скелетов кораллов, мшанок, водорослей. Эта живность обитала в прибрежной части тёплого моря, которое плескалось тут, когда наша Земля была ещё совсем юной планетой. В результате какого-то геологического катаклизма организмы погибли и были занесены рыхлыми осадочными породами. Затем море отступило, и уже наземные бури довершили создание величественной скульптуры катастрофы.

В толще массива солнце, дожди, снега и ветры сформировали грот. В нём, пробираясь по микротрещинам капля за каплей, собирается вода. Драгоценная влага питает вечнозелёный плющ, что упрямо карабкается по стене. Летняя жара иссушает родник, но капельки росы всё равно увлажняют камень, усиливая его небесный цвет.

Текст: Кирилл Белозёров
Фото: Евгений Летов