Говорят, хорошими делами прославиться нельзя. Вот только люди, привыкшие помогать другим, и не стремятся к славе. Волонтёры трудятся не покладая рук отнюдь не ради фанфар, наград, пиара и благодарностей – исключительно по зову души. Для них отвернуться от чужих бед и забот – значит пойти против совести. Эти энтузиасты не стремятся афишировать свои заслуги, но мы уверены, что о работе волонтёров рассказывать надо – быть может, для кого-то собранные нами истории станут вдохновением, и ряды добровольцев пополнятся. Сегодня, когда граждане страны плечом к плечу встречают выпавшие на её долю испытания, это особенно важно.
Если кто-то сомневается в нашей победе, то пусть расслабятся!
Тамара Хоменко, председатель профкома АО «Завод «Фиолент»
«Фиолент» – одно из известнейших предприятий Крыма, и традицию помогать нуждающимся здесь чтут много лет. С началом СВО сотрудники завода регулярно собирают средства на покупку необходимых вещей для фронта, беженцев, жителей новых российских территорий. Тамара Хоменко как глава профсоюзного комитета в числе первых включилась в работу и помогла коллегам организоваться.
– Мы живём и работаем в очень непростое время, когда Россия ведёт тяжелейшую борьбу за своё будущее, когда решается судьба нашего народа и от всех нас требуются единство, консолидация и ответственность.
Хочу поблагодарить всех работников завода, принимающих участие в добровольном сборе средств для оказания гуманитарной помощи, за неравнодушие и милосердие!
На собранные деньги были куплены продукты, детское питание, средства личной гигиены, канцтовары для школьников, а также трикотажные, медицинские изделия и средства реабилитации, медикаменты для раненых. Всё это было отправлено жителям ЛНР, ДНР, освобождённых территорий, формированиям ополченцев и нашим военнослужащим.
Также мы передали в воинские части тепловые пушки, буры для земляных работ, электроинструменты и расходные материалы для госпиталя (стержни Шанца и спицы, изготовленные работниками завода). Продолжаем покупать зимние спальники, мужской трикотаж, средства гигиены, медикаменты, продукты питания.
Самое запоминающееся в нашей волонтёрской работе – встречи на пунктах дислокации в Херсонской области с командиром, его заместителем и военнослужащими 126-й отдельной гвардейской бригады береговой обороны. Это сильные смелые мужчины с таким моральным духом, что если кто-то сомневается в нашей победе, то пусть расслабятся! Ведь только благодаря таким парням мы живём под мирным небом!
Кстати, в каждую поездку наши женщины пекут для военнослужащих печенье, пирожки, приносят домашние заготовки.
Оказание помощи бойцам СВО – долг каждого
Валерий Захарьин, адвокат, член совета и руководитель бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов КРО «Опора России»
Людей и организаций, помогающих фронту, очень много. Один из тех, кто с первых дней СВО включился в волонтёрскую деятельность, – Валерий Захарьин. До начала спецоперации он вместе с коллегами из Адвокатской палаты и главного управления Федеральной службы судебных приставов по РК и г. Севастополю поддерживал воспитанников нескольких детдомов полуострова. А в феврале-марте 2022 года в числе первых задал всего один вопрос: «чем я могу помочь?»
– Я считаю, что оказание посильной помощи бойцам СВО является долгом каждого. При этом любой вклад в общее дело весомый и важный.
Не люблю и не стремлюсь предавать огласке свою волонтёрскую деятельность. Я бы и сейчас предпочёл не говорить о ней, но не смог отказать «Крымскому журналу» и председателю Крымского республиканского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергею Лапенко, который предложил именно мне рассказать о волонтёрской деятельности нашего бизнес- и юридического сообщества.
Хочу подчеркнуть, что фронту помогают многие.
В первую очередь, конечно, весомый вклад в оказание помощи и организацию этого процесса в Крыму вносит Глава республики Сергей Валерьевич Аксёнов.
Представители юридического сообщества Крыма оказывают поддержку бойцам СВО, это коллективы МВД и ФССП, общественные советы при указанных органах, а также представители адвокатуры.
Бизнес-сообщество в лице «Опоры России» и её членов также постоянно организует мероприятия по сбору, покупке и отправке на передовую предметов первой необходимости и техники. Крупнейшие компании Крыма, среди которых фирма «ТЭС», мой отец-винодел со своими коллегами оказывают значительную поддержку нашим бойцам. На постоянной основе помогает Дмитрий Фалевич.
Мы совместно с коллегами собирали гуманитарные грузы для населения наших новых регионов, оказывали помощь госпиталям, покупали продукты для бойцов, чистую воду и отправляли на передовую – в начале СВО с водой были проблемы. Сейчас приобрели генераторы для ребят….
Мне кажется, в наше время оставаться безучастным к происходящему просто невозможно. Как сказал наш Президент в послании Федеральному собранию: «Фронт проходит сейчас через сердца миллионов наших людей!» Каждый должен внести посильный вклад в достижение победы. Каждый день. По мере сил. Это наш святой долг: помогали, помогаем и будем помогать до полной победы!
За три недели собрали средства на машину
Анастасия Ветрова, глава АНО по развитию социально-полезной деятельности «ЗОВ сердца»
Волонтёрская работа нашей героине не в новинку: девушка много лет сотрудничает с разными крымскими командами, начинала с помощи детям – сиротам, пациентам больниц. И когда началась спецоперация, Анастасия и её знакомые, такие же волонтёры, просто собрались, нарезали бутерброды, заварили чай в термосах и отправились на Чонгар встречать и кормить наших военных. И закрутилось…
– До сих пор помню отчетливо тот день. Видели наших ребят, уставших и голодных, видели беженцев, старались всем помочь, накормить, обогреть. Признаюсь, всю обратную дорогу с подругой плакали от переполнявших нас чувств. Потом начали сотрудничать с волонтёрскими командами, которые возили гуманитарные грузы на новые территории, и, побывав на одном мероприятии в Херсоне, я поразилась увиденному, тому, как местные жители были настроены стать частью России…
По новым регионам мы поначалу ездили только в сопровождении военных, слово за слово – знакомились, ребята стали обращаться с просьбами о помощи: то одного не хватает, то другого. Лично для меня всё началось с просьбы друга подруги, разведчика – их подразделение попросило собрать средства на «буханку» для транспортировки раненых. Большинство волонтёрских команд тогда работали с гражданским населением, да и не было ещё понимания, что военным тоже нужна помощь. Так что я создала группу, добавила всех друзей и знакомых и кинула клич. В итоге уже через три недели мы передали ребятам «буханку» – и большая часть этого времени ушла не на сбор средств, а на поиск подходящей машины.
Благодаря сарафанному радио участников группе становилось всё больше, как и просьб о помощи. Часто приходилось контактировать с чиновниками, чтобы получить разрешение на проведение мероприятий, к тому же мы занимались арт-терапией с детьми в ДНР. В общем, я поняла, что наличие официальных документов существенно упростит работу, и зарегистрировала некоммерческую организацию.
Кстати, об этом обычно не говорят, но самое сложное в волонтёрской работе не сбор средств. Желающих помочь всегда достаточно, например, в прошлом месяце мы собрали около 300 тысяч рублей, кроме этого, нам передали вещи примерно на такую же сумму, ведь некоторые люди предпочитают не переводить деньги, а самостоятельно приобретать необходимое. По-настоящему сложно, во-первых, приобрести стоящий товар и при этом уложиться в бюджет. Во-вторых, надо собрать со всего Крыма вещи, погрузить в машину, причём бывает и так, что вся гуманитарка не влезает, приходится срочно искать другой грузовик. В-третьих, нужно доставить груз на передовую: связаться с людьми, договориться о месте встречи… Если учесть, что со связью на фронте проблема, а места встречи могут внезапно меняться из-за боевых действий, это та ещё задача.
Порой приходится по пять часов стоять на пропускных пунктах: у волонтёров нет никаких льгот, и досмотр мы проходим в общей очереди. И таких выездов у нас бывает по три-четыре в неделю. По каждому нужно составить видеоотчет – не для пиара, а потому что людям, оказавшим помощь, важно видеть, что она дошла до адресата, важно понимать, что ребята благодарны.
И конечно, нужно отчитаться перед своей командой, чтобы все были уверены в том, что их деньги использованы по назначению. Считаю, что в волонтёрской работе всё должно быть прозрачно. Есть группы, в которых организаторы скрывают лица, доверять таким трудно. Всегда должны быть ответственные люди, которых знают в лицо, с которыми можно пообщаться вживую, тогда возникает доверие и желание помогать.
Жители новых регионов, попав к нам, замечают, насколько всё изменилось
Дмитрий Дедков, главный внештатный нейрохирург Минздрава РК, заместитель главного врача по хирургической части ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко»
Казалось бы, ещё не так давно, каких-то десять лет назад, и сам Крым страдал от отсутствия бесплатной медицины и современных технологий, а сегодня врачи республики оказывают помощь жителям новых российских регионов. В Херсонской и Запорожской областях с этим пока сложности: вся нагрузка легла на центральные районные больницы, которым при Украине внимания явно не доставалось. И хотя постепенно ситуация меняется к лучшему, нехватка современного оборудования и узких специалистов налицо. Сложных пациентов стараются направлять на полуостров, где уровень медицины гораздо выше. Большую их часть принимает республиканский медцентр.
– Для понимания: нейрохирургия в Запорожской области представлена аж одним человеком, а в Херсонской, по-моему, и того меньше. Если врач один на весь регион, он вынужден заниматься только травмами и неотложной помощью, на большее его физически не хватит.
Постепенно ситуация налаживается, в новые регионы приезжают медики из других областей. Но даже они без дополнительного оборудования, без современных технологий могут далеко не всё, поэтому приходится помогать, забирать тяжёлых больных.
К счастью, у нас сложились и человеческие, и профессиональные связи со специалистами Херсонской и Запорожской областей – на уровне как минздравов, так и врачей, работающих в больницах. Чуть что, созвонились, скоординировались, подготовили направление и отправили к нам пациента. Если же и мы не в силах помочь и больному требуется особая высокотехнологичная помощь, которую оказывают только в учреждениях федерального значения, даём заключение и вносим человека в соответствующий реестр, уже есть такая возможность.
Конечно, жители новых регионов, попав к нам, замечают, насколько всё изменилось. У нас теперь совсем другие возможности – и в плане диагностики и лечения, и в плане размещения пациентов. Доступность КТ и МРТ увеличилась в разы – практически во всех районных больницах есть компьютерные томографы, а у нас пять новых КТ и три новых МРТ.
Вообще, если бы в 2013 году мне сказали, что мы будем делать операции, которые проводим сегодня, я бы не поверил. У нас появились операционный микроскоп, навигационное оборудование, эндоскопические стойки, стереотаксические рамки, нейрофизиологический монитор. Любое из этого оборудования стоит дороже 10 миллионов рублей, десять лет назад мы и мечтать о таком не смели. И это я только о нейрохирургии говорю.
Сегодня для нас рутиной стали операции, которые ранее казались невозможными. Недавно выписали 20-летнюю девушку, пострадавшую от взрыва ракеты. У неё были ранения головного мозга, сердца, брюшной полости, один из осколков застрял в межпозвонковом диске. Она поступила ночью, в ту же ночь более шести часов шла операция. Три бригады специалистов работали по очереди: кардиохирурги, нейрохирурги… Через три недели девушка выписалась, она самостоятельно ходит, ест, говорит и идёт на поправку. Когда мы можем оказывать такого рода помощь, это очень хорошо!