С 1 января 2020 года в России вступил в силу закон «Об органической продукции». Документ даёт определение понятия «органика», прописывает условия, при которых произведённая продукция может считаться таковой, и предусматривает добровольную сертификацию. В том, есть ли на полуострове экологически чистые продукты и готовы ли их производители заявить об этом официально, разбирался «Крымский журнал».
Буква закона
Всё больше людей во всем мире стараются выбирать продукцию с маркировкой «органическая». По различным оценкам, стоимость мирового оборота таких товаров уже составляет 100 миллиардов долларов и продолжает расти. Доля России пока невелика. Не все из нас на слово верят производителям и тому, что они пишут на этикетках. Кто-то их вообще не читает. Да и переплачивать за органику готовы немногие. Кроме того, до последнего времени понятие «органическая продукция» не было закреплено в российском законодательстве, что обеспечивало мошенникам широкое поле деятельности. Работа над законом велась почти три года. В августе 2018 года президент Владимир Путин подписал указ о его принятии. Федеральный закон №280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу 1 января 2020 года.
В документе прописано, что органическая продукция должна быть выращена и произведена без использования агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и гормональных препаратов, за исключением разрешённых действующими в России национальными и международными стандартами.
Статус «органическая продукция» категорически запрещает производителям применять клонирование и методы генной инженерии, трансгенные организмы, трансплантацию эмбрионов и ионизирующее излучение. Более того, её нельзя даже хранить и перевозить вместе с той, которая к органике отношения не имеет. Есть свои требования и к упаковке. Она не должна содержать поливинилхлорид и наносить вред ни самим продуктам, ни окружающей среде.
Эко-пионеры
Требования достаточно серьёзные. Тем не менее на полуострове есть хозяйства, фермеры и частные предприниматели, чья продукция может выдержать все проверки.
– В Крыму с 2011 года работает уникальное предприятие – первое и единственное производство органических эфирных масел в России. Оно строго соблюдает органические стандарты стран ЕС и США, как минимум два раза в год принимает инспекторов органа по сертификации. Проект реализуется в Белогорском районе. Основными в хозяйстве являются эфиромасличные культуры – лаванда и шалфей мускатный. Из них получают ценные и широко востребованные эфирные масла, которые входят в состав органических косметических, гигиенических, фитотерапевтических и бытовых средств, а также популярных на полуострове фиточая и кондитерских изделий. В севообороте предприятия зерновые культуры – пшеница и овес, из которых планируется изготавливать цельнозерновую муку. В России хозяйств с таким опытом производства органической продукции единицы, – рассказал «Крымскому журналу» председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов.
Organic vine
За право называться абсолютно натуральным и экологически чистым может побороться и крымское вино. По мнению заместителя начальника лаборатории генетических технологий виноградарства и виноделия НИЦ «Курчатовский институт» Дмитрия Ковалёва-Федосова, новый закон открывает неплохие перспективы для местных виноделов.
– В Крыму сухой климат. Благодаря этому виноградники полуострова меньше подвержены некоторым грибковым заболеваниям по сравнению с возделываемыми в других регионах страны. Есть сорта, которые реже болеют, а значит, меньше нуждаются в опрыскивании. Кроме того, в ФГБУН «Всероссийский национальный научно-исследовательский института виноградарства и виноделия «Магарач» РАН» на протяжении многих лет разрабатываются методики, при которых с насекомыми-паразитами борются другие насекомые. К примеру, на виноградных плантациях высаживают специальные растения, на которые потом заселяют нужных жучков, питающихся вредителями. В результате экономия на покупке химических препаратов, а это едва ли не самые большие затраты виноделов, и абсолютно экологически чистый виноград. Ряд крымских виноделов уже сейчас внедряют данную методику на своих виноградниках. С другой стороны, вино с маркировкой «органическое» можно продавать дороже. А это дополнительная прибыль, – рассказал эксперт.
При этом, по его словам, даже в настоящих условиях крымское вино более органическое, чем некоторые импортные.
– По существующим ГОСТам и нормативам в российском вине содержание диоксида серы почти в два раза меньше, чем в образцах из США, – добавил Ковалёв-Федосов.
Сыр не для всех
Владелица керченской частной сыроварни Елена Полторак также считает, что её сыры и биойогурты не только безопасны, но и полезны для здоровья. Правда, подтвердить это официально мешают некоторые нормы нового закона…
– У меня только натуральное молоко, биозакваски, без искусственных добавок. Производство небольшое. Зимой в день я делаю до 15 кг сыра и йогурты (около 25 наименований сыра и 2 вида биойогуртов). Продукция абсолютно натуральная. Я подумывала её сертифицировать как органическую. Но, оказывается, для получения сертификата нужно, чтобы производство было полного цикла. А я покупаю молоко у фермеров, своей скотины у меня нет, – рассказала сыровар.
Кроме того, Елену смущает, что её сертифицированный сыр окажется не по карману покупателям.
– Сертификат стоит 150 тысяч рублей. Его нужно подтверждать каждый год. Следовательно, себестоимость продукции сильно возрастёт. Мне кажется, Крым сегодня не готов к этому, менталитет у людей не тот. Это в крупных российских городах работает, а крымчане ищут что подешевле. Я и так иду на сознательное снижение прибыли, чтобы приучить клиентов есть натуральные качественные продукты, – добавила частный предприниматель.
Эко-креветка
А вот компания «Эллас», занимающаяся выращиванием креветок в Раздольненском районе, готова и сертификат получить, и цены сохранить.
– Мы хотим сертифицировать нашу продукцию как органическую. Она соответствует всем стандартам. Для нас это залог конкурентоспособности, ведь потребители всё чаще стараются выбирать качественные продукты. В России креветку никогда не выращивали. Нашему производству всего три-четыре года. В основном креветку импортируют из Таиланда и Юго-Восточной Азии. Заграничные производители используют различные химические добавки, стимуляторы роста. А у нас только живой корм. Мы сами добываем мотыля, артемию, комара на Сиваше, а потом подсаживаем их в наши пруды (бывший рыбколхоз им. Крымских Партизан в районе села Портового), которые заполняются самотёком из Керкинитского залива. Мы следим за их чистотой, за содержанием кислорода в воде. Не используем никаких антибиотиков, гормональных препаратов, всего того, что может навредить человеку. При этом стоит наша креветка столько же, сколько продукция из Таиланда, – рассказал глава компании Александр Шубаев.
А судьи кто?
Впрочем, по словам Александра, получение сертификата дело не одного месяца. Закон проходит апробацию, и многое ещё будет дорабатываться. К примеру, сегодня непонятно, какое ведомство должно проверять продукцию кандидатов на соответствие требованиям закона.
– В настоящий момент мы ждём решения о назначении контрольно-надзорного органа. Предполагается, что это будет Роспотребнадзор или Россельхознадзор. Соответственно пока не определена и процедура проверки органической продукции, – подтвердил слова предпринимателя председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов.
При этом право сертифицировать экологически чистую продукцию имеют органы по сертификации, которые прошли аккредитацию в Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитация) по межгосударственному стандарту ГОСТ 33980-2016.
Однако, по словам Коршунова, переход на органическое сельское хозяйство требует времени.
– Союз органического земледелия в рамках рабочей группы Росаккредитации разрабатывает единую прозрачную систему аккредитации органов по сертификации. На это требуется время. Пройдет несколько лет, прежде чем система начнёт действовать. Поэтому первые сертификаты хозяйства, подавшие соответствующие заявления, получат не ранее 2021 года, – прогнозирует эксперт.