27 февраля 2017

Олимпиец Артур Айвазян: Всё будет хорошо! У Крыма — точно!

О психологии чемпиона, рождении дочери и Банджи-джампе

О семье, детстве, психологии, о друзьях и врагах, о прыжке с 50 метров в Таиланде, о рождении дочери — специально для «Крымского журнала» рассказал Артур Айвазян

Олимпиец Артур Айвазян: Всё будет хорошо! У Крыма — точно!
Правила жизни
по-крымски

беседовала: Рина Коваль
фото: Антон Волк

Спортсмены говорят только о спорте. А чемпионы — тем более. Тренировки, сборы, соревнования… Большое заблуждение.

О семье, детстве, психологии, о друзьях и врагах, о прыжке с 50 метров в Таиланде, о рождении дочери — специально для «Крымского журнала» рассказал олимпийский чемпион по пулевой стрельбе Артур Айвазян, завоевавший медаль на Олимпиаде в Пекине в 2008 году.

В первом классе все писали: «Хочу быть лётчиком!» Ну и я написал

При СССР мальчишки в основном мечтали стать лётчиками, космонавтами. А мне нравился спорт. Хотя не скажу, что с детства мечтал стать стрелком. Нет. Начиная с третьего класса занимался в разных спортивных секциях. Сначала записался на лёгкую атлетику. Тогда к нам пришёл тренер и отобрал ребят. Мне сказал, что задатки есть. Два года занимался. Потом записался ещё на байдарку. А позже за старшим братом пошёл на стрельбу. Это уже в пятом классе. Кстати, до этого был круглым отличником! И однажды я понял, что не успеваю ходить на три секции и в школу. Надо было что-то решать… со школой (смеётся). Или определяться с секциями. У меня выбор падал на лёгкую атлетику: всё-таки два года занимался, а стрельбой — всего два месяца. Но тренеры по стрельбе во мне что-то увидели и настояли. Мне тогда просто нравился спорт: бегать, прыгать, стрелять — как любому мальчику. А вышло так, что всё это вылилось в дело жизни.

Первая победа — в 15 лет

Тогда я стал чемпионом на соревнованиях ДОСААФ СССР во взрослой категории. В Алма-Ате проходили, и я выбил 598 очков. Выступал за сборную Армении. Это был первый серьёзный успех.

Без психологии чемпиона медаль не завоюешь

В своё время увлёкся психологией. Мне это нужно было после афинской Олимпиады в 2004-м. Это моя вторая Олимпиада, когда я остался без медали. Попадал в финал — и всё. Решил покопаться в себе, хотел понять, почему так, что делать с психологическим аспектом подготовки. Что касается техники, я к себе претензий не предъявлял, а вот над чемпионской психологией надо было поработать. Много читал, и не один год. И это однозначно дало результаты. Кстати, теперь и жена моя — психолог, учится на магистра.

Никого врагом не считаю

Враги? Наверное, есть. Но я о них не знаю и уж точно не думаю. Никого не считаю врагом, а если для кого-то враг я — ну, это их проблемы.

Главное в жизни — дочь Ника и медаль

Два главных события: олимпийская медаль в Пекине и рождение дочери. Буквально полгода назад родилась. Назвали Никой — в честь богини победы, которая изображается на олимпийских медалях.

Страшно сделать шаг в пропасть

Не забуду, как прыгал в Таиланде с 50-мет­ровой высоты. Банджи-джамп называется. Это когда к ногам резиновый канат привязывают и ты — в свободном полёте. Страшно было? Очень! Самое страшное — сделать шаг в пропасть. Внизу было озеро. Причём когда стоишь на берегу этого озера, оно кажется огромным. А с пятидесяти метров — такое маленькое, что боишься промахнуться. Надолго запомнил.

Смешно, когда грачи прилетают

Как-то на чемпионате мира в Загребе огромная птица — грач, наверное, — подлетела и во время стрельбы села на ствол винтовки одного из стрелков. Он стоял рядом со мной. Никак не мог её согнать! Тряс ствол, а она не улетала. Все тогда ухохатывались и никак не могли прийти в себя.

Ни о чём не жалею

Самая большая ошибка в жизни? Не знаю. Говорить об этом — значит о чём-то сожалеть. Я не жалею. Конечно, ошибки были. И грустного было много. В девяностые, когда Украина отделилась, и Армения, и вообще Союз распался. Сложно было выживать в студенческие годы: общежитие, холод, голод, соревнования… Всё как-то вопреки делалось. Но все сложности вознаградились олимпийской медалью. Поэтому всё имело свой смысл, и надо было пройти эту цепочку. Делал бы по-другому, сожалел о чём-то — и не достиг бы ничего.

Медаль дала не только славу, но и негатив

Завоевав олимпийскую медаль в Пекине в составе сборной Украины, подумал, что можно расслабиться, пожить как человек, покупаться в этой славе… Но в украинском чиновничестве началась такая возня, когда стали делить олимпийские деньги! Вместо одного тренера, который был у меня по факту, по документам оказалось три. На мой вопрос, почему так, из меня сделали крайнего и виноватого. Много негатива было из-за недобросовестных людей. До медали я такого не видел. Наверное, потому, что тогда делить было нечего. Всё это сложно переживать. Конечно, многие при этом искренне радовались моей победе — близкие, друзья, семья. А украинские чиновники только на словах называют тебя героем, а толку от этого… Квартирный вопрос так и не решён, а это с 2008 года тянется. Причём во всех регионах Украины тогда этот вопрос закрыли и только в Крыму — почему-то нет. А ведь, кроме меня, есть ещё Татьяна Якибчук — паралимпийская чемпионка. Пока по факту у нас нет документов на руках. На уровне разговоров — да. Разговоры уже обретают какую-то форму. Мы были у главы Крыма Сергея Аксёнова, он дал своё слово и сказал, в каком доме нам предоставят квартиры, как только его сдадут в эксплу­атацию. Дом на стадии завершения. Поэтому ждём.

Снимаю шляпу перед Путиным

Буквально на второй день после референдума в Крыму был звонок. Шесть человек из Крыма сразу взяли в сборную России. Со всеми привилегиями. Нас начали приглашать на внутренние сборы по подготовке к соревнованиям. Если это подготовка к международным чемпионатам — то мы участвуем во внутренних сборах, но за границу не едем из-за карантина. Сборная едет, но без крымчан. По крайней мере, нам дают возможность тренироваться в хороших условиях. Обеспечили экипировкой, одели, обули… Отдельно низкий поклон президенту России. На второй же месяц он издал закон о спорте, согласно которому все крымские спортсмены и тренеры, получившие гражданство РФ, приравниваются к российским и имеют право на все привилегии, стипендии, льготы в зависимости от ранга. У всех сохраняются звания.

Чемпиону — стипендию

Я как олимпийский чемпион получил президентскую стипендию, пожизненную. Можете себе только представить? Медаль я выиграл для Украины, а стипендию получаю российскую. В России к спорту относятся несколько иначе. Они смотрят на уровень квалификации спортсмена, на то, чего он добился в спорте. И не важно, в какой сборной ты был. Если человек достиг определённого уровня — значит, заслужил. Я не знаю, какая страна может ещё вот так отнестись.

Мы все — под трёхлетним карантином

Хочу выступать как спортсмен. Но украинская сторона воспользовалась своим юридическим правом и подала протест в Международную федерацию стрельбы. В итоге на нас наложили карантин, под которым находятся все крымские спортсмены. Карантин действует с того момента, когда ты последний раз выступал на международном уровне за сборную Украины. Последний раз я выступал за Украину в ноябре 2013 года. В ноябре этого года мой карантин заканчивается. Но летние Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро в этом году завершаются в августе! В этом и хотели насолить. После окончания карантина украинская сторона уже будет бессильна. Продлить санкции не смогут, ввести новые — тоже. Поэтому рассчитываю на Олимпиаду в 2020 году.

При этом хочу сказать, что со спортсменами по сборной Украины у меня отношения хорошие. И друзей там осталось немало. Неплохо бы поменять систему в профильном министерстве, в федерации. А главное — отношение к спортсменам, к тем, кто приносит добрую славу стране не на словах, а на деле. Тогда Украину не будут покидать лучшие. Причём не только крымские спортсмены.

Друзей у меня много,  и я этим горжусь

Близкие, настоящие друзья — это, наверное, те, с которыми общаешься постоянно. Таких, конечно, немного. Но ежедневное общение — не главный показатель. Масса друзей, с которыми мы можем не видеться годами, а потом пересекаемся — и такое ощущение, что вчера расстались. Таких очень много. По всему миру. В сборную СССР входили спортсмены из пятнадцати республик. С того времени отношения поддерживаем. Кто-то до сих пор спортсмен, кто-то тренер или спортивный функционер. Мне комфортно сегодня в сборной России, я многих знаю, и многие помнят меня.

Стрельба — спорт для умных

У нас в институте, ещё во Львове, один профессор сравнивал стрелков с шахматистами. Надеюсь, что в ближайшие годы многое в Крыму приведут в порядок. Мне кажется, что спорт в России ценят больше, чем во многих других странах. Будут строить новые объекты, поднимать то, что было разрушено при Украине. Ведь за два­дцать три года ничего не было создано. Вся инфраструктура досталась ещё от СССР. Велотрек уничтожили под ноль, бассейн — под ноль. Если и строили шикарные стадионы — то это на личные деньги отдельных бизнесменов. Это не было государственной программой. Это были амбиции отдельных людей, и не более.

Повесили мишень — и вперёд!

Нам обещают выделить двадцать миллионов на стрелковую школу. По последней информации, деньги отстояли. Но пока не выделили. Руки не опускаем. Как бы ни было тяжело, школу надо восстанавливать.

Однажды один украинский чиновник сказал мне: «Ну что там стрельба? Вышел на поляну, повесил мишень — и стреляй». Ну можно, конечно. Но в таких условиях Олимпиады не выигрывают. Это технический вид спорта, достаточно дорогостоящий. Каждый патрон стоит денег.

Пока мы работаем в таких условиях: повесили мишень — и вперёд. Кое-что из России уже получили за эти два года. Стрелковые тренажёры, компьютеры, пятьдесят тысяч патронов от Стрелкового союза России. Спонсоры из России? Пока с этим сложно. Наш вид спорта по сравнению с футболом или лёгкой атлетикой проигрывает по распиаренности.

Всё будет хорошо!

У Крыма — так точно. Возможно, не будут укладываться в озвученный срок, восстановление растянется на пять — семь — десять лет. Но то, что Крым расцветёт, — это однозначно. Я поездил по России и был приятно удивлён. В России больше порядка. Недовольные, конечно, всегда будут. Но если сравнивать с Украиной… Все двадцать три года мы жили надеждами — и ничего не произошло, только по нисходящей.

С 97-го года живу в Крыму и до сих пор не верю

Семья здесь. Жена, ребёнок. Папа в Ереване, маму похоронил после лондонской Олимпиады. Старший брат в Ереване живёт, с отцом. Тренирует там сборную Армении по стрельбе, у него уже есть достаточно серьёзные ученики международного класса. А я в Крыму с 97-го года и до сих пор не верю, что живу здесь! Это счастье. Я имею право так говорить. Объездил весь мир: и в Австралии был, и в Северной Америке, и в Южной, и в Европе… Много где был. Но ближе и красивее Крыма нет. Для меня важна не только природа. Очень важны люди, с которыми ты общаешься. Близкие по духу, по языку общения, культуре, традициям. Для меня это люди с просторов бывшего СССР.

Такой маленький и такой бескрайний Крым!

Отдыхаю только в Крыму. Последние несколько лет стараюсь открывать новые места. Беру карту и ищу тупиковые дороги, которые ведут в горы и обрываются. Люблю такие населённые пункты, куда не каждый турист доберётся. Высокое, Синапное… А отели, лежание на пляже — это вообще не моё! Если ехать на море, то хотя бы мас­ка, трубка — и вперёд, осматривать подвод­ные красоты. Но только не лежать.

Вообще удивительно, Крым такой маленький, а видишь просто бескрайние красоты, незаселённые. Пока не насладимся Крымом — никуда. А насладиться им невозможно!

ДОСЬЕ

  • Артур АЙВАЗЯН родился 14 января 1973 года в Ереване (Армянская ССР). Окончил Львовский институт физической культуры и спорта.
  • Чемпион XXIX Олимпийских игр в Пекине 2008 года. Завоевал золотую медаль в стрельбе из винтовки на 50 м в положении лёжа. Стабильно отстрелял все 10 финальных выстрелов и показал лучший результат — 702,7 очка.
  • Серебро досталось американцу Мэтью Эммонсу (701,7), бронза — австралийцу Уоррену Потенту (700,5).
  • Заслуженный мастер спорта.
  • Многократный чемпион и рекордсмен мира, Европы и Украины.
  • Увлечения: дайвинг, дартц, бильярд. Ранее – охота, несколько лет назад продал охотничьи ружья, перестал употреблять мясо.